Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Александр Косарев: больше пикселей, больше натуральности — это неизбежный тренд

Александр Косарев: больше пикселей, больше натуральности — это неизбежный тренд


17.09.2013

Александр Косарев больше пикселей, больше натуральности — это неизбежный тренд

UItra HD — один из самых обсуждаемых трендов последнего времени. Но здесь все же остается немало нерешенных проблем. Первая и главная — проблема контента. Что такое Ultra HD сегодня, попытаемся разобраться в круглом столе.

Александр Косарев, заместитель директора Департамента эксплуатации станционных сооружений "АКАДО Телеком", поделился своим мнением с читателями журнала "Broadcasting. Телевидение и радиовещание".

— В чем отличие изображения от High Definition? При какой диагонали телевизора зритель заметит разницу?

— 4К UHDTV — это переходный стандарт между HDTV и UHDTV. Основные его преимущества — это значительное улучшение качества изображения: с точки зрения четкости как минимум в четыре раза, плюс значительное повышение глубины и динамического диапазона цветопередачи и, наконец, это 24-канальный звук. Для сравнения: при HDTV звук 6-канальный.

Естественно, с учетом технических ограничений при изготовлении мониторов разница в качестве изображения HD и UHD будет заметна при близком рассмотрении картинки на телевизорах с диагональю более 50".

— Уместно ли внедрение UHD в России, когда еще не так много абонентов HDTV?

— Стандарт Ultra HDTV уже принят в мире. Полагаю, что его коммерческое использование, в частности в России, начнется, да и то в тестовом режиме, не ранее чем через два года. Востребованность качественной картинки формата Ultra HDTV при наличии соответствующих телевизоров играет определенную роль в этом вопросе. Но активное развитие Ultra HDTV возможно при соблюдении других условий. Во-первых, необходима библиотека программ в формате UHDTV. Только при наличии таковой можно говорить о создании полноценных ТВ-каналов. В настоящее время многие продакшн-студии работают пока еще в классическом телевизионном стандарте — SD. Для перехода на более высокий уровень качества изображения и звука им необходимы видеокамеры сверхвысокой четкости, специальные системы для обработки и хранения изображения и звука в таком формате и т.д.

Во-вторых, дистрибуция контента этого формата будет иметь значительные технологические и экономические ограничения. Операторам необходим новый стандарт кодирования — Н.265 HEVC. Только его внедрение позволит с большей эффективностью использовать частотные и потоковые ресурсы. К сожалению, пока этот стандарт не выведен на уровень промышленного.

В-третьих, клиентам нужны будут новые абонентские устройства для приема контента UHD и телевизионные приемники, также адаптированные для этого. Телевизоры, которые уже сейчас есть в продаже, пока не имеют соответствующих интерфейсов и встроенных декодеров для приема сигналов UHD от кабельных или спутниковых операторов. Абонентских устройств, работающих с форматом UHD и Н.265, пока нет.

К сожалению, то, что сейчас демонстрируется на выставках, является не более чем маркетинговым ходом ведущих производителей телевизоров.

— Может ли Россия шагнуть в эпоху массового внедрения UHD, минуя эпоху HD?

— Нет. И это относится к развитию телевидения не только в России. HDTV — это переходный стандарт между SDTV и 4К UHDTV. HDTV заложил основы развития нового, более совершенного формата вещания — 4 К UHDTV, хотя и он является переходным. Нет пределов совершенству. Другой вопрос: а сколько это будет стоить для потребителя? Речь идет о создании соответствующего видеоконтента, промышленном использовании высокоэффективных кодеков, начале массового производства абонентских устройств и телевизионных приемников, адаптированных для приема сигналов в формате сверхвысокой четкости.

— Не поторопились ли производители телевизоров с выпуском UHD мониторов, учитывая, что стандарт был только принят и нет еще контента в надлежащем качестве?

— Судя по телевизорам UHD, которые представлены на рынке, они полностью опираются на "старый" стандарт Rec. 709 (HDTV), поэтому их цветовая палитра и звук в реальности не соответствуют стандарту UHD и поэтому не могут называться Ultra HD-телевизорами нового поколения. Изменилось лишь разрешение, но не качество изображения. К тому же они используют уже устаревающую жидкокристаллическую технологию со всеми присущими ограничениями и недостатками. Например, все демо-ролики в формате 4 К не содержат каких-либо динамичных сцен — падение четкости на ЖК-телевизорах в этом случае было бы слишком заметным. Поэтому эпоха настоящих Ultra HD-телевизоров впереди.

Контента также пока нет. Нет и полноценного его производства. Технологически производство контента сильно отстает от производителей ТВ.

— Не станет ли UHD очередным трендом, который вскоре просто выйдет из моды, как это произош ло с 3D?

— Принципиально технический прогресс остановить невозможно. Больше пикселей, больше натуральности — это неизбежный тренд. 10 лет назад HD было такой же технологической новинкой. "Подтянулись" все: и производители техники, и операторы, и производители контента, и разработчики телевизоров. С UHD ситуация будет такая же. Может быть временной лаг, который требовался для повсеместного внедрения высокого разрешения. Хотя в конечном итоге все будет определять потребитель, ради которого это и делается. UHD, как ни парадоксально, даст скачок развития и 3D, так как качество изображения при нынешних технологиях может значительно возрасти.

Источник:
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4+5, 2013