В 1-й половине 2013 г. телереклама выросла на 12% относительно аналогичного периода 2012 г. В результате объем бюджетов на эфирном ТВ составил 73.5 млрд. рублей без НДС (21% из которых - региональное размещение). Динамика регионального ТВ (+11%) немногим уступила федеральному, бюджеты которого за отчетный период увеличились на 12 %.
Лидируют по-прежнему рекламодатели категорий "Продукты питания", "Парфюмерия косметика" и "Медицина и фармацевтика". Если динамика первых двух групп составила 11% и 16% соответственно к 1-й половине 2012 г., то медики и фармацевты выросли на 42% к аналогичному периоду 2012 года. Такая динамика во многом стала возможна благодаря крупным и средним рекламодателям (в рамках категории это Sandoz-Novartis, "Фармстандарт", Bayer AG, Панда Риа, Stada CIS).
Категория "Легковые автомобили" продолжает демонстрировать хорошую динамику: по итогам 1-й половины 2013 г. рост составил 15% относительно 1-го полугодия 2012 г. В штучном выражении легковой автотранспорт потерял примерно 6% за тот же период. Как отмечает ряд экспертов, ситуацию должна стабилизировать программа правительства о субсидировании ставки розничного кредитования при покупке автомобиля. Возможно, это станет стимулом для привлечения дополнительных рекламных бюджетов.
Самую высокую динамику с начала текущего года продемонстрировали рекламодатели из товарной группы "Сотовые телефоны" - они удвоили бюджеты по сравнению с прошлым годом.
Рекламодатели, как Nokia и LG Electronics, решили всерьез побороться за выбор покупателей, активно продвигая свои гаджеты. Категория "Услуги сотовой связи", напротив, сокращает свои рекламные бюджеты (-14% по отношению к 2012 г.). Причем сокращение происходит не столько за счет перераспределения в другие сегменты, сколько за счет общего снижения рекламной активности этой товарной группы.
Также к аутсайдерам можно отнести рекламодателей из категории "Соки". Почти все участники этой группы сократили свои бюджеты относительно 1-го полугодия 2012 г., за исключением компаний Pepsi Co и "Сады Придонья".
Отдельного внимания заслуживают доли бюджетов групп рекламодателей. С момента кризиса мы наблюдали растущие доли ТОП-10, состоящие в основном из FMCG-гигантов, динамика которых была выше среднерыночной, и сокращение доли небольших рекламодателей, не попавших в ТОП-40 по рекламным бюджетам и наиболее уязвимых в кризис.
В период восстановления рекламного рынка доля "крупняка" сокращалась за счет возобновления активности небольших рекламодателей.
В 1-м полугодии 2013 г. впервые за последние несколько лет доли по объему бюджетов в каждой из пяти групп остались на уровне прошлого года. Это говорит о том, что динамика каждой группы была сопоставима со среднерыночной, что свидетельствует о стабильности на рекламном рынке.
В целом по итогам 1-го полугодия 2013 г. телереклама показала динамику выше средних ожиданий по году.
Диаграмма 1. Динамика рекламных бюджетов на эфирном ТВ в 2013/2012 гг.,%
Sostav.ru