Федеральная антимонопольная служба (ФАС) все чаще встает на сторону кинематографистов, которые претендуют на получение средств от Министерства культуры на производство фильмов. Сценаристу и режиссеру Евгению Барханову удалось добиться пересмотра результатов и документации в конкурсе на создание фильма к 400-летию дома Романовых. Ранее были удовлетворены еще две жалобы, а сейчас Минкульт столкнулся с очередной претензией.
В феврале этого года министерство объявило открытый тендер на финансовую поддержку молодых и начинающих кинокомпаний. На съемку 28 фильмов планировалось выделить 751 млн руб. (господдержка должна составлять не более 70% бюджета фильма), а всего в этом году Министерство культуры потратит на поддержку игровых и неигровых фильмов 2,2 млрд руб. (в 2012-м речь шла о 1,5 млрд).
В конце июня Минкульт подвел итоги по лоту, который предполагал съемку полнометражного фильма к 400-летию дома Романовых. В этом тендере принимал участие выпускник ВГИКа, режиссер и ветеран афганской войны 44-летний Евгений Барханов. Он и рассказал РБК daily, что на конкурс подали заявки три кинокомпании, в том числе и его компания "Взгляд на мир".
Двое участников были сняты с конкурса из-за неправильно оформленных документов. "Осталась только наша организация. По закону Минкульт вправе заключить госконтракт с единственным участником, и так было всегда", — говорит г-н Барханов. Однако он получил отказ, в министерстве ему обосновали это тем, что его сценарий имеет "низкую художественную значимость".
После этого г-н Барханов подал жалобу в ФАС на данный лот, после чего ведомство выдало предписание, чтобы Минкульт пересмотрел итоги этого конкурса и заново провел тендер на фильм про семью Романовых. Причиной такого решения стало несоответствие сроков производства фильма в заявке одного из участников. "Организация написала, что срок создания фильма восемь месяцев, а в документации и условиях тендера сказано, что не ранее 18 и не позже 24 месяцев для игровых фильмов", — утверждает г-н Барханов.
"Мы поручили министерству пересмотреть заявки и документы по данному лоту", — сообщила РБК daily представитель пресс-службы ФАС Елизавета Аксенова. Пресс-секретарь Министерства культуры Евгений Великанов отказался комментировать эту ситуацию, но обещал, что поручение ФАС будет исполнено.
Кроме как режиссер художественного фильма "РэПэПэ" и "Живало-Бывало" Евгений Барханов известен как автор опубликованного в Интернете нашумевшего в свое время расследования "Как уничтожается российское кино", где он подробно рассказывает о сложившейся, по его мнению, системе протаскивания на господдержку "своих" людей. Минкульт обычно предпочитает эту публикацию никак не комментировать, но сам г-н Барханов именно с ней связывает возросшую в последние годы активность претендентов на получение госпомощи. Вот только пара последних примеров.
В мае президиум Высшего арбитражного суда РФ вынес решение о том, что конкурс 2012 года, в котором выиграла компания Алексея Учителя "Рок", прошел с нарушениями. Суд согласился с мнением ФАС, что министерство несправедливо забраковало заявку екатеринбургской кинокомпании "Адверплэйс", предлагавшей самую низкую стоимость контракта (господдержка в сумме 15,5 млн руб., всего же фильм предлагалось снять за 22 млн руб.). Теперь итоги конкурса пересмотрят. В этом же месяце в ФАС было принято решение признать обоснованной жалобу кинокомпании "Невежинъ и братья", которая касалась оформления документов, и поручено Минкульту устранить нарушения.
А 1 июля кинокомпания "Вайт Филд Студио" подала в Минкульт жалобу по одному из пяти лотов, на которые подавала заявки. "Изучение документов конкурса позволяет нам сделать предположение о необъективности поставленных оценок, — говорит генеральный директор компании Олег Шишкин. — Сначала мы хотели подать жалобу по всем пяти лотам, но решили пока только по одному, там случай наиболее вопиющий".
РБК daily