Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Прокатчики сохранили уровень кассовых сборов в 2011 году только за счет удорожания билетов

Прокатчики сохранили уровень кассовых сборов в 2011 году только за счет удорожания билетов


17.08.2012

Прокатчики сохранили уровень кассовых сборов в 2011 году только за счет удорожания билетов

Одновременно с ростом проникновения Интернета посещаемость кинотеатров в России в 2011 году перестала расти. Но российские прокатчики сумели и с меньшей аудиторией увеличить кассу на 12%. Сохранить четвертое место в Европе отечественный прокат смог только за счет удорожания билетов. Участники рынка винят в низком спросе демографическую яму среди зрителей 16—25 лет.

Такие цифры озвучили исследователи Romir Movie Research, подводя итоги 2011 прокатного года. В компании подсчитали, что суммарно зарубежные и отечественные фильмы собрали в кинозалах 35,2 млрд руб. и прибавили 12,1% по отношению к 2010 году. Из общей кассы 20,6% (против 16% в 2010 году), или 6,15 млрд руб., пришлось на долю отечественного проката. Однако позитивная динамика кассовых сборов в России объясняется только увеличением цены за билет, сетуют аналитики. Посещаемость кинотеатров в 2011 году впервые за историю наблюдений практически прекратила расти. "Если предыдущие наши ежегодники подтверждали рост посещаемости кинотеатров и вопрос состоял только в том, насколько этот рост является интенсивным, то сейчас вопросы состоят совершенно в другом: очевидно, что тенденция роста кинопоказа приостановилась", — отмечает управляющий партнер Romir Movie Research Олег Иванов. В 2011 году российский рынок кинопроката удержал четвертое место в Европе и девятое в мире. Место удалось сохранить опять-таки только за счет роста средней цены билета: с 185 до 207 руб.

При этом посетителей кинозалов почти не прибавилось — рост в 2011 году составил всего 0,6% по отношению к 2010 году. За всю историю подсчетов предыдущий минимум по зрителям был зафиксирован в 2006 году — тогда залы прибавили 2,8% аудитории. "По оптимистичному сценарию российский кинопрокат преодолеет стремительный спуск на дно, но произойти это может только за счет разрабатываемой государством стратегии поддержки отрасли", — комментирует г-н Иванов. Он обращает внимание, что в господдержке нуждается и отраслевая инфраструктура.

Интересно, что сборы отечественных фильмов прибавили 20,6% по сборам только за счет нескольких картин. Почти половина доходов от них пришлась всего на два фильма — "Высоцкий. Спасибо, что живой" и "Ёлки-2" (46%). Безусловным российским лидером стал фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", который собрал 868,2 млн руб. и на 24% превысил отечественный рекорд 2010 года — фильм "Ёлки" (699,6 млн руб.), отмечают в Romir Movie Research.

"Средняя цена билета выросла не только за счет низкой посещаемости, на нее повлияло открытие залов с дорогостоящими технологиями 3D и IMAX", — убеждает генеральный директор кинокомпании "Каро Премьер" Алексей Рязанцев. Проникновение Интернета, по его мнению, незначительно отражается на доходах прокатчиков и киносетей. "В генетической памяти советского человека слишком сильна привычка к такому демократическому виду досуга, как кино", — уверяет он. Проблема скорее в инфраструктуре: в городах, где больше полумиллиона жителей, рынок перенасыщен, и открытие кинозалов уже не ведет к пропорциональному росту аудитории, поясняет г-н Рязанцев. "В то же время многие города с населением меньше 500 тыс. не располагают большими развлекательными и торговыми центрами для открытия кинотеатров, и спрос остается неудовлетворенным", — сетует он.

Генеральный директор "Синема Парк" Сергей Китин большую роль отводит художественной ценности кинопродуктов, которая напрямую влияет на посещаемость. "Продолжая тенденцию прошлого года, в первой половине 2012 года посещаемость кинотеатров просела на 4%. Хотя в нашей сети она даже прибавила те же 4% за счет более комфортных условий и хорошего оборудования", — делится г-н Китин. На общем негативном тренде сказалась и демографическая яма в целевой аудитории кинотеатров 16—25 лет, добавляет участник рынка. Он соглашается с главой "Каро Премьер", что Интернет пока не отнимает зрителей у кинотеатров: "Исследования показали, что интернет-аудитория является активным посетителем кинотеатров, она использует все способы просмотра кино — в онлайн и на большом экране".

Источник:
РБКdaily