Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Российский рынок телекоммуникационных услуг растет быстрее мирового

Российский рынок телекоммуникационных услуг растет быстрее мирового


02.08.2012

Российский рынок телекоммуникационных услуг растет быстрее мирового

Российский рынок телекоммуникационных услуг растет большими темпами, чем мировой, считают аналитики J’son & Partners Consulting.

Согласно их подсчетам, в 2012 году российский рынок увеличится на 5%, примерно такой же рост будет наблюдаться и в 2013 году. В то же время, по мнению аналитиков Gartner, приводящемся в исследовании, мировые расходы на телекоммуникационные услуги в 2012 году вырастут на 1% по сравнению с прошлым годом и составят 1,72 триллиона долларов.

Разделение по сегментам

Общий объем рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C (Business-to-Consumer) достиг по итогам 2011 года 891 миллиарда рублей. В сегменте B2B(Business to Business, включая микро, малые, средние и крупные предприятия) выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше — 199,6 миллиарда рублей. Государственный сектор B2G (business-to-government) расходует на эти виды услуг 45 миллиардов рублей.

Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор 4%, считают аналитики. В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг как фиксированный доступ в интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 миллиарда рублей, в то время как суммарная выручка операторов интернета и телефонии составила 291,7 миллиарда рублей.

Фиксированный доступ в интернет

По результатам исследования J’son & Partners Consulting, объем рынка фиксированного широкополосного доступа в интернет (по технологиям FTTx, ADSL и DOCSIS) достиг 112,9 миллиарда рублей в 2011 году. Годом ранее данный показатель составлял 100,9 миллиарда рублей, то есть годовой рост составил 12%. Из этого объема наибольшая доля доходов приходится на сегмент B2C (64%), на B2B сегмент приходится 24% доходов и вдвое меньше на государственный сектор (12%).

Сейчас уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в интернет в Москве и крупнейших городах сопоставим с лучшим мировым уровнем: в 2010 году Москва находилась на девятой строчке рейтинга с проникновением 76%, отставая от Лос-Анджелеса на 11% и опережая Берлин на 14%. По итогам 2011 года в Москве услугой широкополосного доступа в интернет пользовались 80% домохозяйств, а рост подключений составил 11%, говорится в сообщении.

В целом по стране, по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 миллиона), из которых примерно 38% (8,3 миллиона) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тысяч до одного миллиона человек. По прогнозам J’son & Partners Consulting, доходы российских провайдеров в частном сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год. При этом рост проникновения будет постепенно замедляться, и каждый его процент будет даваться труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов.

По мнению аналитиков, примерно 70-80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в интернет. В ближайшие 2-3 года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.

Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6-9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов, отмечается в исследовании.

Фиксированная телефония

По итогам 2011 года объем рынка фиксированной телефонной связи, согласно результатам исследования J’son & Partners Consulting, составил около 178,8 миллиарда рублей. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов. Доходы операторов от частного сегмента составили 89,1 миллиарда рублей (50% от общего рынка). B2B сегмент занимает 37% рынка (67,1 миллиарда рублей). Оставшиеся 13% (22,6 миллиарда рублей) приходятся на государственный сектор.

Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки, который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам J’son & Partners Consulting, среднегодовой рост составит примерно 5%. Основным драйвером будет являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам (ФСТ). В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4-5% в год. Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику. По прогнозам J’son & Partners Consulting, снижение доходов составит примерно 10% в год.

Мобильная голосовая связь

По состоянию на конец 2011 года общий доход операторов от мобильной голосовой связи достиг 767,9 миллиарда рублей. По сравнению с 2010 годом данный показатель вырос на 7% (или на 56,8 миллиарда рублей.). Из этого объема на сегмент B2C приходится 663,7 миллиарда рублей, что составляет 86% от общего рынка. В сегменте B2B операторы заработали 97,5 миллиарда рублей — 13% от общего рынка. Выручка операторов в государственном секторе составила около 1% (6,7 миллиарда рублей в общей структуре доходов).

Наибольший рост выручки за 2011 год зафиксирован в государственном секторе (60%), доля которого в общей структуре не превышает 1%. В сегменте B2B объем рынка увеличился на 14%. В частном сегменте данный показатель вырос на 7%.

Мобильный доступ в интернет

За последние годы мобильный интернет (услуги передачи данных) являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России, считают аналитики. Согласно результатам исследования J’son & Partners Consulting, мобильным интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2011 года составил 76 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%.

В основе подобного роста сегмента мобильного интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов).

На текущий момент, услуга мобильного доступа в интернет является самой популярной среди всех VAS-услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2013 году рынок увеличится до 111 миллиардов рублей, при этом рост в 2012 году составит 24%, а в 2013 году — 18%.

Выводы

По мнению аналитиков, период 2012-2020 годов может стать ключевым в формировании положительного имиджа России как потенциального лидера в области развития ИКТ в мире, благодаря: планомерному масштабному запуску технологий связи четвертого поколения (LTE) и развитию современных мультимедийных услуг на их основе; обеспечению технического доступа к современным массовым цифровым услугам и стимулированию их использования населением, бизнесом и государственными служащими; поддержке со стороны государственных и частных инвесторов инновационных уникальных и востребованных проектов для России в телекоммуникационной и цифровой среде; активному партнерству с западными игроками-лидерами по внедрению успешных бизнес-моделей, маркетинговых практик и способов монетизации новых видов услуг в цифровой среде; формированию и усилению школы современного технического и ИКТ образования, повышению технологической грамотности населения.

Источник:
РИА Новости