Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Фонд кино пересмотрел принципы поддержки продюсеров

Фонд кино пересмотрел принципы поддержки продюсеров


09.06.2012

Фонд кино пересмотрел принципы поддержки продюсеров

Фонд кино выбрал, каким киностудиям отдать 2,45 млрд руб. господдержки в этом году. В большинстве оказались прежние мейджоры, которых фонд считает лидерами проката. Новичками в списке стали создатели фестивального кино — компании Александра Роднянского, Алексея Учителя и Романа Борисевича.

В отборе лидеров проката Фонд кино остановился на шести прежних мейджорах ("Централ Партнершип", СТВ, "Дирекция кино", "ТриТэ", Art Pictures и "Базелевс"). Список расширился за счет трех киностудий, сосредоточенных на фестивальном кино, — ТПО "Рок" Алексея Учителя, "Коктебель" Романа Борисевича и "Нон-стоп продакшн" Александра Роднянского (выпустил "Елену" Андрея Звягинцева в прошлом году), а также компании "Реал-Дакота". "Мы боролись, чтобы число лидеров, имеющих господдержку, увеличилось. Производство крупных кинопроектов — это общественно значимая задача", — приветствует увеличение мейджоров гендиректор СТВ Сергей Сельянов.

Общий объем финансирования этих десяти компаний составит 2,45 млрд руб. из 3,8 млрд бюджета фонда. Теперь модель распределения средств изменится: прежде деньги делили поровну между лидерами, теперь выделят под конкретные социальные кинопроекты. Кроме того, фонд решил поддержать не только производство, но и прокат фильмов. По завершении проката продюсеров обяжут возвращать государству уже не 5% доходов, а до 25%, а если фонд субсидирует и прокат — до 50—100%. Об этом рассказал исполнительный директор фонда Сергей Толстиков, передает РИА Новости.

В "Централ Партнершип" находят инициативы Фонда кино правильными. "Мы и при предыдущей схеме распределения согласовывали с фондом каждый проект, в котором участвовали деньги фонда, — комментирует исполнительный вице-президент кинокомпании Злата Полищук. — Возможно, такая система окажется более целесообразной, поскольку кто-то из продюсеров снимает один полнометражный фильм в год, а кто-то пять-шесть: и теперь деньги будут распределяться пропорционально количеству фильмов, которые запускает кинокомпания". Увеличение отчислений — это, по сути, усиление контроля за расходованием государственных средств, что абсолютно нормально, добавляет она. Для оценки конкретных процентов в ЦПШ ждут более детальную схему расчета отчислений.

Другой мейджор, СТВ, негативно оценивает изменения в финансировании фондом. "Проектное финансирование не подходит отечественному кинобизнесу по нескольким причинам. Во-первых, компетенция продюсеров, представляющих лидеров кинопроката, выше, чем у конкурсного жюри. Они живут этим каждый день в отличие от членов жюри", — убежден г-н Сельянов. Во-вторых, эта схема в России традиционно имеет коррупционную составляющую, добавляет он. "Идея о повышении возвратности средств полностью иррациональна. Это популистское предложение, которое пока никак не соотносится с развитием российского кинорынка, где большинство проектов остаются убыточными, — рассказывает продюсер. — Изменения в госфинансировании, когда в один карман кладут, а из другого забирают, приведет только к дополнительной убыточности кинопроектов".

Кинокомпания Enjoy Movies (в этом году выпустили комедии "Няньки", "Мамы" "Тот еще...") также рассчитывала получить госфинансирование, но в список победителей не попала. "Мы подавали заявку в Фонд кино и удивлены, что в списке не оказалось нашей студии. Мы стали первыми по общим сборам в отечественном прокате в этом году. Всего три фильма, выпущенные Enjoy Movies, заработали больше, чем каждая из компаний с господдержкой", — негодует глава Enjoy Movies Георгий Малкин. Среди новых мейджоров он отмечает студию Романа Борисевича как производителя авторского кино. "Он действует последовательно и достоин господдержки". — считает г-н Малкин.

"Всю систему распределения средств надо менять", — убежден начальник отдела статистики компании "Кинобизнес сегодня" Сергей Лавров. По его мнению, предложения Фонда кино абсолютно нерыночные. "Нигде в мире больше продюсерам не дают средств без гарантии возврата! В результате половину обещанного бюджета они забирают себе в карман и вкладывают только деньги, подаренные Фондом кино", — поясняет г-н Лавров. Конечный результат и зритель в данном случае их вообще не волнуют, говорит аналитик. По его словам, также нигде в мире не субсидируют прокат и дистрибьюторов. По подсчетам аналитика, в апреле—мае все 14 отечественных фильмов оказались провальными, никто не вышел на прибыль. "За три года с участием фонда не вышло ни одного успешного фильма по сборам, организация только имитирует свою деятельность. Давно пора переходить к принятой в цивилизованном мире модели, когда средства для создания и продвижения фильма берутся в банке под процент, и только в случае успеха на международных фестивалях и высоких сборах в прокате часть возвращается продюсеру", — предлагает выход из ситуации г-н Лавров.

Источник:
РБКdaily