Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Олег Туманов (Ivi.ru): у нас идеальный состав акционеров

Олег Туманов (Ivi.ru): у нас идеальный состав акционеров


18.05.2012

Олег Туманов (Ivi.ru) у нас идеальный состав акционеров

В прошлом году создатель сервиса ivi.ruDigital Access Holding — привлек нового инвестора, американский фонд Tiger Global. По слухам, размер вложений составил от 20 до 30 млн долл. — это практически рекордная сумма для онлайн-кинотеатра. Председатель совета директоров Ivi.ru Олег Туманов рассказал корреспонденту РБК daily Елизавете Серьгиной о том, на что его проект тратит миллионы долларов, почему предпочитает дружить с "ВКонтакте" и когда онлайн-кинотеатры станут более популярными, чем телевидение.

— В разное время вы объявляли о различных инвестициях в проект. Какова структура акционеров на данный момент?

— Основные владельцы проекта — Ru-Net Ltd. Леонида Богуслав­ского, американский фонд Tiger Global, "Проф-Медиа" и я. У нас есть еще миноритарные партнеры, среди них Дмитрий Алимов, владелец компании Creative Industries. Он был в свое время управляющим партнером Ru-Net Ltd., сейчас является основателем фонда Frontier Ventures. Возможно, он передаст часть своей доли в этот фонд.

— Наличие такого большого количества акционеров не мешает развитию компании? Ведь у каждого из них свое видение, каждый из них ставит свои задачи.

— Я не вижу в этом особой проблемы. Наоборот, я считаю, что у нас идеальный состав акционеров. Есть эксперт с точки зрения развития Интернета в России в лице Ru-Net, которая инвестировала в такие компании, как "Яндекс", "Озон", "Биглион". У Tiger глобальный опыт инвестирования в Интернет и медийные компании. "Проф-Медиа" является экспертом в медийной индустрии и делится пониманием тенденций в области кино и кинодистрибуции. У меня есть предпринимательский опыт и опыт управления.

— Не так давно проект покинула Анна Знаменская. С чем был связан ее уход? И как вы оцениваете ее работу?

— Аня — очень профессиональный человек, но в какой-то момент она захотела заниматься собственными проектами. Это просто по времени совпало с тем, что у нас появился новый инвестор — Tiger Global.

— Кстати, если верить слухам, Tiger вложил весьма внушительную сумму — около 30 млн долл. На что потребовались такие инвестиции?

— Объем инвестиций мы не раскрываем, но Tiger действительно внес существенный вклад. Наш бизнес сложнее, чем он может показаться на первый взгляд. Некоторые думают, что для того чтобы запустить онлайн-кинотеатр, нужно арендовать компьютер, создать сайт и закачать на него несколько фильмов из торрентов. На самом деле это гигантская машина по лицензированию контента. Мы лицензировали 65 тыс. единиц контента. Ни один телевизионный канал с армией юристов столько не сделал. И если вы посчитаете, сколько эфирного времени заполняют основные телевизионные каналы фильмами, то вы поймете, что это всего два-три фильма в день, а у нас есть возможность посмотреть 10 тыс. фильмов. Кроме того, перед нами стоит серьезная техническая задача — мы должны создать такой сервис, который бы отлично работал при любом качестве сетей по всей нашей необъятной родине. А есть еще система отчетности перед правообладателем — кто сколько посмотрел. И это уже не говоря об организации работы по продажам рекламы. В общем, есть во что инвестировать и над чем работать.

— Говорят, что какое-то время назад МТС интересовалась покупкой онлайн-кинотеатра. В частности, переговоры велись с Tvigle. К вам с предложениями о выкупе доли не обращались?

— МТС c нами переговоров не вела. Было некое предварительное обсуждение такой возможности с медийными компаниями. Но мы считаем, что пока рано продавать бизнес, он находится в зачаточном состоянии и в будущем может принести нам гораздо более внушительную отдачу на наши инвестиции.

— Какие задачи стоят перед ivi.ru в перспективе ближайших нескольких лет?

— Наш бизнес-план ориентирован на лидерство на российском рынке в своем сегменте (онлайн-видео). Аудитория ivi.ru колеблется в пределах от 13 млн до 16 млн человек в месяц. Очень показательно в этом отношении одно из последних исследований РОМИР. По его результатам установлено, что более 30% российской интернет-аудитории смотрит наш портал. По данным исследования, проведенного TNS, ivi.ru — самый посещаемый легальный онлайн-кинотеатр. Мы закладываем продолжение роста. Но каким будет рост и как будет в итоге выглядеть сервис, мы пока можем только предполагать. Рынок онлайн-видео развивается очень быстрыми темпами. Мы внимательно следим за всеми рыночными трендами в нашем сегменте, в частности, такими, как видеосмотрение через устройства, связь с социальными сетями, интерактивные видеосервисы и др.

— У вас достаточно много конкурентов, это и Tvigle, и Zoombie, и Now.ru. Как вы работаете над привлечением зрителей в свой проект? Какое преимущество им даете?

— Мы работаем над тем, чтобы сделать наше предложение по контенту самым широким на рынке. И без преувеличения могу сказать, что пока так оно и есть. У нас самый большой каталог среди всех российских онлайн-кинотеатров. Он насчитывает десятки тысяч тайтлов и 65 тыс. единиц контента. Представлен практически всеми крупнейшими российскими правообладателями и большинством известных западных — Disney, Warner bros, Sony Pictures, Paramount Pictures, NBC Universal, Lionsgate, Fox, BBC, National Geographic. В нашем каталоге также есть и премьерные показы сериалов и фильмов, которые выпускаются сразу после телеэфира, или так называемые "кэтч-апы".

— Ivi.ru ориентирована на показ видео от правообладателей. Не было идеи совместить модель онлайн-кинотеатра с моделью портала, на котором показывают пользовательское видео?

— Нет, мы не хотим смешивать пользовательский контент с профессиональным. Ведь, во-первых, у нас было бы достаточно много опытных конкурентов в этом сегменте — это и Youtube, и Rutube, и Smotri.com. Ну а во-вторых, мы отмечаем, что рекламодатели скорее заинтересованы в том, чтобы ассоциироваться с профессиональным контентом. Поскольку качество контента и контролируемость того, где размещается реклама, очень важны для серьезных рекламодателей.

— Если говорить о монетизации, какие сегодня есть способы получения прибыли в вашем сегменте?

— Наш портал стартовал как бесплатный онлайн-кинотеатр, и именно так состоялась наша бизнес-модель. Подавляющее большинство каталога — около 97% — это бесплатное видео. И основной источник монетизации для нас, конечно, реклама. Мы верим в перспективы развития этого рынка.

— Работает ли модель платного доступа к контенту? И насколько она вам нравится?

— Мы только недавно запустили платный сервис. Но как я уже сказал, только очень небольшая часть нашего каталога доступна пользователям за деньги. Причина, почему мы на это пошли, в том, что голливудские студии, называемые мейджорами, имеют политику предоставления самых свежих фильмов только при условии оплаты со стороны пользователей. А мы не хотели ограничивать свой каталог и были заинтересованы в том, чтобы дать максимальный выбор для наших зрителей, что, конечно, включает новинки кино. Мы даже предлагали самим платить за пользователей, но и этот подход пока не был принят крупнейшими американскими правообладателями.

— А с российскими правообладателями удается договориться?

— Российские правообладатели лучше понимают реалии россий­ского рынка. Они видят значительный уровень пиратства — так же как и мы. Они понимают, что топовый контент, как его ни ограничивай в лицензировании, достаточно быстро становится пиратским. Поэтому российские компании охотнее предоставляют нам свой продукт для монетизации через рекламную модель. Они понимают, что так мы сможем для них больше заработать. Ну, собственно, так оно и получается — пока мы больше зарабатываем, используя рекламную модель, чем платный доступ. Хотя признаюсь, что мы только что запустили платную модель и еще не сделали все, что мы хотим по развитию платного сервиса, и, возможно, при реализации всех наших планов платный сервис будет иметь не меньшие перспективы в монетизации.

По данным опросов, проводимых нами совместно с крупными исследовательскими компаниями, в той или иной форме платить за контент готовы 30—50% пользователей Интернета. Я считаю, что в перспективе трех-пяти лет, в связи с развитием рынка подключенных к Интернету устройств — современных телевизоров, мобильных телефонов, платная модель будет развиваться. Потому что устройства — более регулируемая среда.

— Тем не менее сейчас есть специальные приложения, которые можно скачать бесплатно. Как вы можете конкурировать с пиратами?

— Конкурировать с пиратами действительно достаточно сложно: их контентное предложение превышает наше. Они выкладывают фильмы быстрее, чем мы можем их лицензировать, буквально одновременно с кинорелизом. Поэтому соревноваться с ними можно только уровнем сервиса, создав наиболее благоприятную среду для пользователя. Основные наши преимущества: удобный интерфейс, лицензионное качество и безопасность. Сайты с торрентами не очень комфортная среда. Мы создаем более комфортную обстановку: у нас никаких поп-апов, никаких вирусов, дополнительные удобные сервисы, например рекомендательная система. И, конечно, мы обеспечиваем высокое качество сигнала.

— Достаточно большое контентное предложение у социальной сети "ВКонтакте". Любой пользователь может найти здесь практически любой фильм или сериал. Как бороться с ними? Или вы предпочитаете сотрудничать?

— Как раз с "ВКонтакте" мы работаем по партнерской схеме. Для них важно предоставить своим пользователям доступ к качественному контенту. Мы предоставляем такую возможность, замещая нелегально выложенные ролики лицензионным видео, на которое у нас есть права. Вот, например, недавно провели такую работу с фильмом "Грибы 3D". Это очень скрупулезный труд, но это важный инструмент борьбы с пиратством, который помогает нам также популяризировать наш сервис.

— Получается, вы дружите с пиратами?

— Я не стал бы называть пиратами сеть "ВКонтакте". Они ведут большую работу по вычищению контента в своей сети при запросе со стороны правообладателей. При правильной постановке все это работает.

— А помимо продвижения в соцсетях, как вы продвигаетесь? Считаете ли вы необходимым рекламироваться в офлайне, как это делал сервис now.ru?

— В основном мы используем онлайновые способы продвижения. Контекстная реклама, медийная активность — мы используем все основные способы интернет-продвижения. В офлайне особого смысла не видим.

— Кстати, о now.ru. На рынке негативно оценивали их опыт продвижения, назвав его неудачным. Как вы относитесь к этому проекту?

— Я не считаю, что это провальный проект. Это проект, который реализует большая медиагруппа с хорошим опытом. И я убежден, что игра только начинается, все, кто вступил в эту игру, достойны уважения. Наши конкуренты — это наши единомышленники, которые увидели рынок на ранней стадии его развития и которые приняли на себя риски и сейчас работают над становлением этого сегмента, и за это я их уважаю. У каждого игрока я вижу свои сильные стороны. Кто-то делает ошибки, но мы все сейчас их совершаем, потому что находимся в самом начале пути. Этот рынок будет развиваться — удваиваться, утраиваться, а в некоторых сегментах удесятеряться. И каждый из нас еще сможет, что называется, отхватить свой кусок пирога. Так, например, мы ожидаем фантастического роста в сегменте мобильного телесмотрения: в ближайшие три-пять лет это направление вырастет в 30 раз.

— А каков, по вашим оценкам, объем рынка онлайн-видео сейчас? На какой рост рассчитывают ваши инвесторы?

— Рынок видеорекламы в России сейчас составляет более 5 млрд долл. в год. Это в основном телевизор. Мы предполагаем, что в области онлайн-видео в этом году будет сделано порядка 30—35 млн долл. Как видите, пока разница очень велика. Но в ближайшее время с развитием технологии Smart TV граница между эфирным телевидением и онлайн-видео для телезрителя будет стираться. Если онлайн-видео займет хотя бы 5—10% рынка, то это уже сотни миллионов долларов. По нашим оценкам, объем рынка онлайн-видео в 2011 году удвоился. Стремительный рост продолжается, например, и в США, где рынок развивается уже не первый год. По данным iab, в 2011 году объем затрат на видео­рекламу в США увеличился почти в полтора раза, а монетизация мобильных устройств в два раза. В России уже сейчас наблюдается положительная тенденция: около 70% пользователей Рунета смотрят видео онлайн, а 65% из тех, кто пока не смотрит видео в Сети, планируют делать это в будущем. Доля времени, которое проводят зрители за просмотром телевидения, пока значительно больше доли просмотра видео в Сети. Но, опять же, мы верим, что и это изменится. А причина — в самой сути того, что мы несем пользователю. Это свобода выбора: что смотреть, когда смотреть и где смотреть. И у нас есть большое преимущество, ведь линейно запрограммированное телевидение не может достучаться до каждого человека.

— А кто ваши основные рекламодатели? Набор рекламы не слишком отличается от того, что идет на ТВ?

— Так же как и ТВ, мы ориентированы на топ-100 рекламодателей России. Это P&G, Unilever, Mars, Nokia, МТС, "ВымпелКом", Сбербанк, ВТБ и многие другие. Так что да, набор рекламы дейст­вительно не особо отличается от телевизионного.

— И как им отдача от рекламы по сравнению с телевидением?

— Мы слышим положительные оценки. С каждой новой кампанией у нас растет число запросов на размещение рекламы. Сейчас у ivi.ru достаточно высокий коэффициент распроданности, мы даже вынуждены были расширить рекламный инвентарь. Начинали с прероллов — роликов, предваряющих просмотр фильма. Сейчас у нас есть так называемые мидроллы (в середине сеанса), построллы (после сеанса), паузроллы (ролик, который включается, если пользователь нажал на паузу).

— По сравнению с телевидением соотношение рекламы в онлайн-кинотеатре ниже?

— Конечно, этот баланс мы соблюдаем. Если на ТВ рекламная нагрузка составляет 15% по времени, то при просмотре видео на ivi.ru этот показатель достигает 3—4% максимум. Комфортный максимум для пользователя ниже, чем в телевидении. Мы не планируем доходить до телевизионных показателей: некомфортно смотреть фильм, когда через каждые 10 мин. прерываешься на рекламу.

Источник:
РБКdaily