Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Интернет-телевидение смотрят лишь 2% пользователей платного ТВ

Интернет-телевидение смотрят лишь 2% пользователей платного ТВ


23.06.2011

Интернет-телевидение смотрят лишь 2% пользователей платного ТВ

При тех показателях роста, которые демонстрирует платное телевидение в России, доля IPTV по-прежнему остается весьма скромной, не превышая 2% в общей абонентской базе. В Петербурге этот вид доступа к контенту чуть более по­пулярен, к сервису подключено порядка 8% абонентов платного ТВ. Однако интернет-провайдеры указывают на то, что IPTV до сих пор развивается медленно, хотя и продолжает дешеветь.

По данным информационно-аналитического агентства TelecomDaily, на конец 2010 года в России насчитывалось около 21 млн абонентов платного телевидения. Из них на долю спутникового приходилось 34% пользователей (операторы "Триколор", "НТВ-Плюс" и "Радуга"), на долю фиксированного — 66% ("Ростелеком", МТС, "ЭР Телеком"). Причем среди абонентов, выбравших фиксированный вариант подачи сигнала, лишь 4% пользовались услугами провайдеров IPTV. По итогам 2010 года к IPTV было подключено порядка 554 тыс. абонентов, сообщает TelecomDaily.

По количеству абонентов платного ТВ в России лидирует спутниковый оператор "Триколор ТВ", который, по собственным данным, в апреле этого года набрал 8 млн абонентов (правда, к платным пакетам телеканалов подключены не все, а около 85%). Следом за ним идет объединенный "Ростелеком", который с учетом приобретенных активов НКС собрал 5,5 млн абонентов (сюда входят и подписчики социального расширенного пакета). МТС в свою очередь публикует данные о 2,7 млн абонентах кабельного телевидения на конец 2010 года. Крупнейший региональный оператор "ЭР-Телеком" предоставляет услуги кабельного ТВ для 1,15 млн подписчиков.

Лидерами рынка IPTV, по информации TelecomDaily, выступают практически те же самые федеральные игроки: "Ростелеком", который контролирует порядка 40% этого сегмента, МТС с долей 34% и "ВымпелКом" (сеть "Билайн") с долей 23%. "Основным сдерживающим фактором в продвижении услуги IPTV является высокий входной билет в виде необходимости приобретения приставки set-top-box, а также и по сей день нерешенные проблемы с правообладателями контента. Так, наиболее популярные каналы не позволяют вести запись программ, и интерактивные функ­ции сервиса остаются нереализованными", — говорит директор TelecomDaily Денис Кусков.

В Петербурге, по данным TelecomDaily, на конец первого квартала совокупная абонентская база по услуге платного телевидения достигла 320 тыс. человек, из них на IPTV приходится до 40 тыс. пользователей. В то же время спутниковые и кабельные операторы делят долю примерно на две равные части.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ С БАЗОЙ

Традиционно развитием платного ТВ в Петербурге занимается кабельный оператор ТКТ (услуга "Твое TV"), к "социальной антенне" которого подключена большая часть домохозяйств в городе и ближайших пригородах. Как пояснили в компании, по состоянию на июнь у "Твоего TV" была 51 тыс. подписчиков. Пресловутый входной барьер в данном случае почти не ощущается. Приставка с HD-разъемом сдается в аренду за 50 руб. в месяц или же ее предоставляют в бесплатное пользование в ходе сезонных акций с условием обязательного возврата. Стоимость пакета базовых каналов, куда входит 75 каналов, составляет от 280 руб. (в пакетном предложении совместно с интернет-доступом) и выше, расширенного пакета — от 360 руб. В 2011 году ТКТ занялся расширением каналов сбыта и на данный момент сотрудничает с несколькими крупными сетями бытовой техники и электроники (Media Markt, "МТ-онлайн", "Видеосити", КЕЙ, ОРБИС).

"Мы расцениваем сети бытовой техники и электроники как весьма перспективный канал продвижения и продаж цифрового телевидения "Твое TV". Если человек вложил определенную сумму в покупку нового продвинутого телевизора, то мы рассчитываем, что он хотел бы использовать его возможности на все 100%. Кроме самих условий подключения мы предлагаем бесплатный выезд мастера и настройку всего оборудования", — рассказали в пресс-службе ТКТ.

По данным спутникового оператора "Триколор ТВ", сейчас у компании около 87 тыс. подключенных домохозяйств в Петербурге и 632 тыс. — по Северо-Западному региону.

Комплект оборудования у дилеров стоит от 7 тыс. руб., но после его покупки абонент может обслуживаться без абонплаты, подключившись к бесплатному пакету федеральных каналов (порядка 25% подписчиков выбирают такой вариант). Основной пакет "Оптимум" (более 30 каналов) стоит всего 600 руб. в год. К нему бесплатно прилагается пакет "Бонусный" (еще семь каналов) и "Супер-Оптимум" (около 30 каналов) — он доступен при условии, что абонентское оборудование принимает сигнал в стандарте MPEG-4.

С учетом дополнительных платных пакетов (набор каналов для взрослых и "Наш футбол") ARPU на северо-западе, как уточняют в пресс-службе "Триколор ТВ", составляет 55 руб. в месяц. "У нас готовы маркетинговые мероприятия для увеличения этого показателя. В планах компании — запуск еще одного платного пакета", — отмечают представители компании. На федеральном уровне оператор намерен подключить еще 2 млн абонентов за полгода и довести абонентскую базу до 10 млн.

ТВ ПОДХОДИТ БЛИЖЕ

Тем не менее местные провайдеры IPTV делают все возможное, чтобы услуга стала более доступной. Некоторые из них начали бесплатную раздачу пользовательских приставок (с условием возврата), как "Ростелеком" или "ВымпелКом", другие значительно снизили абонентскую плату. Так, провайдер "Скайнет" предложил пакет из более 50 каналов за 49 руб. в месяц.

IPTV в Петербурге появилось с подачи "Северо-Западного телекома" (ныне "Ростелеком — Северо-Запад") в конце 2008 года. Оператор первым ввел его в коммерческую эксплуатацию, но темпы подключений были низкими, и за первый год к IPTV подключилось всего несколько тысяч абонентов. Постепенно услуга набирала обороты и сейчас, как утверждают в компании, спрос на нее в Петербурге планомерно растет: если в первом квартале 2010 года осуществлено чуть более 3,5 тыс. установок, то в первом квартале 2011-го к услуге было подключено более 4 тыс. абонентов. На сегодня у компании около 24 тыс. подписчиков в Петербурге и около 40 тыс. — на территории семи регионов северо-запада.

ARPU по услуге IPTV в Петербурге у "Ростелекома" равняется 135 руб. При невысокой абонентской плате пользователю нет необходимости приобретать приставку для просмотра ТВ. С 2011 года арендная плата за нее отменена, устройство выдают во временное пользование бесплатно.

"Текущая доходность не вполне нас устраивает. Есть ряд объективных причин, связанных с такими результатами: неплохая конкурентоспособность услуги кабельного ТВ, ограниченный спрос на дополнительные услуги IPTV в условиях доминирования нелегального контента, — отметили в пресс-службе компании. — В настоящее время основным драйвером роста выручки для нас является продажа услуги на базе технологии пассивных оптических сетей PON — как правило, в составе пакетов triple play". По данным "Ростелеком — Се­веро-Запад", более 10% абонентов, подключенных по технологии PON, используют услугу "Авангард ТВ".

Цифровое телевидение "Билайн ТВ" представлено в Петербурге с конца 2009 года. В компании не разглашают ни точное число абонентов в городе, ни величину ARPU. Однако обязательный для подключения базовый пакет из 105 каналов стоит 270 руб. Сверху можно подключить любой из 13 дополнительных пакетов. "Поскольку на продукт был сформирован спрос, мы, запустив услугу в Петербурге, оказались очень кстати. В 2010 году мы сделали приставки бесплатными для абонентов (на условиях бесплатной аренды), этот шаг придал суще­ственное ускорение подключениям", — заметила пресс-секретарь северо-западного филиала "ВымпелКома" Марианна Янкова.

В петербургском филиале "ВестКолл", который развивает сервис IPTV на протяжении последних нескольких лет, отмечают, что, хотя IPTV пользуется порядка 10—15% абонентской базы ШПД, значительного увеличения спроса на услугу не ощущается. "Цифровое телевидение может стать полноценной массовой услугой, способной генерировать доходность операторов, но только после внедрения государ­ствен­ной программы цифровизации, то есть когда государство обяжет всех иметь цифровое телевидение. Кроме того, у многих абонентов еще не сформировалось понимание контента, который предлагается поставщиками IP-телевидения", — поясняют в пресс-службе "ВестКолла". В компании уточнили, что данная услуга не может пока быть доходной сама по себе, а лишь является дополнительным движком для продаж доступа в Интернет.

Закрытие торрентов, отказ операторов от контрафактного контента внутри локальных сетей во многом могут способствовать внедрению услуги в массы, уверены представители оператора.

Источник:
РБКdaily