- Специфика России, особенно восточной ее части - огромные пространства с малой плотностью населения. Строить и обслуживать наземные вышки с передатчиками DVB-T в малонаселенных районах страны категорически нерационально с точки зрения расходов государства.
Правильным было бы следующее сочетание способов доставки цифрового сигнала:
Естественно, должна остаться такая роль спутниковой связи, как организация магистральных каналов для распределения сигнала по телевизионным станциям.
- Как вы считаете, какие существуют варианты бизнес-моделей и стратегий на следующие 3, 5 и 10 лет?
- Для сегмента, ориентированного на платежеспособный спрос, будут значимы две тенденции:
Развитие этой экосистемы приведет к появлению новых для телевидения бизнес-моделей, часть из которых будет похожа на те, которые уже сегодня работают в экосистеме смартфонов. Другая часть, вероятно, будет принципиально новой. Если развитие этой экосистемы пойдет в правильном направлении, то в ней будет удобно работать всем перечисленным выше стейкхолдерам. Сегмент спутникового ТВ, рассчитанный на массового потребителя, останется приблизительно в том же виде, в котором существует и сегодня.
С точки зрения контента будет происходить ровный, устойчивый рост количества HD-каналов. ЗD-телевидение в течение ближайших 5 лет вряд ли выйдет за пределы имиджевого инструмента для операторов и производителей телевизоров. Если говорить о рынке спутниковых операторов, то думаю, что через 5 лет будет приблизительно такое же количество игроков, как и сейчас, то есть около пяти.
- Какова роль государства как участника данного рынка?
- Если вопрос о том, какой должна быть роль государства, то государству необходимо:
Навскидку - это все.
- Какие изменения в регулирующем законодательстве необходимо произвести для того, чтобы стимулировать развитие рынка спутникового телевидения?
- Изменение лицензионно-разрешительной системы в сторону ее радикального упрощения, прозрачности и удобства. Прежде всего - для массовых категорий игроков рынка (телерадиоканалов и кабельных/IРТV-операторов), затем - для операторов связи.
- Какой должна быть схема, упрощенно иллюстрирующая идеальные с точки зрения здравого смысла и защиты интересов взаимоотношения основных игроков (вещатели, спутниковые платформы, операторы спутниковой связи, государство, владельцы/операторы самих спутников) в разрезе лицензирования и прочих разрешительных документов?
- Прямо ответить на этот вопрос несколькими фразами вряд ли возможно. Могу лишь прокомментировать ситуацию. Во-первых, давайте посмотрим, как сложился существующий сегодня лицензионно-разрешительный порядок. Старые нормы, появившиеся в эпоху аналогового телевидения, никогда в комплексе не перерабатывались. Видоизменялись лишь отдельные фрагменты. Все это накладывалось "слоями", новые фрагменты не соответствовали старым, да и не могли соответствовать, потому что поменялись сами сущности, объекты регулирования. Естественно, ничего хорошего из такого подхода не могло получиться.
Чтобы привести ситуацию в цивилизованный вид, последовательность действий, на мой взгляд, должна быть примерно следующей:
То есть именно так. От целей и задач через процессы к законам, а не наоборот. Некоторыми результатами выполнения вышеописанных мероприятий будут:
При этом нужно понимать, что, например, обеспечение возможности подачи документов через Интернет - это не самоцель, а лишь инструмент для реализации процедур. В наше время глупо не вводить электронный интерфейс, но даже если обойтись на первых порах без него, то эффект все равно будет ошеломляющим!.. Конечно, было бы наивно полагать, что определенная часть аппарата чиновников будет заинтересована во внедрении цивилизованных, современных порядков лицензирования. Однако я считаю, что именно разработка "идеальной схемы" силами самого бизнес-сообщества была бы делом небесполезным. Естественно, если подходить к этому делу профессионально, системно, умея выслушивать зачастую противоположные мнения заинтересованных лиц и организовывать их совместную работу по разработке. Возможно, тем самым мы все-таки приблизим момент, когда операторы, вещатели и связисты смогут большую часть рабочего времени заниматься своим прямым делом (создавать ценности для общества, рабочие места, платить налоги), а не пробивать вместо этого головой стены нелепых ограничений...
Broadcasting.ru
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2011