Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Вячеслав Исакович (New Media Legend): будет происходить ровный, устойчивый рост количества HD-каналов

Вячеслав Исакович (New Media Legend): будет происходить ровный, устойчивый рост количества HD-каналов


31.05.2011

Вячеслав Исакович (New Media Legend) будет происходить ровный, устойчивый рост количества HD-каналов

- Какова роль спутникового вещания в программе перехода на цифру?

- Специфика России, особенно восточной ее части - огромные пространства с малой плотностью населения. Строить и обслуживать наземные вышки с передатчиками DVB-T в малонаселенных районах страны категорически нерационально с точки зрения расходов государства.

Правильным было бы следующее сочетание способов доставки цифрового сигнала:

  • на территориях с высокой плотностью населения - наземные вышки + коммерческие спутниковые DTH-платформы, выполняющие дополнительную роль резервирования;
  • на территориях с низкой плотностью населения - государственная спутниковая DTH-платформа + вкрапления наземного эфирного вещания с вышек (для населенных пунктов с плотностью населения не меньшей, чем п чел/кв. км).

Естественно, должна остаться такая роль спутниковой связи, как организация магистральных каналов для распределения сигнала по телевизионным станциям.

- Как вы считаете, какие существуют варианты бизнес-моделей и стратегий на следующие 3, 5 и 10 лет?

- Для сегмента, ориентированного на платежеспособный спрос, будут значимы две тенденции:

  • во-первых, будет происходить простое увеличение функциональности ресиверов (прежде всего проникновение PVR, а также рост количества функций, основанных на обратной связи);
  • во-вторых, на базе гибридных ресиверов будет развиваться и в итоге появится принципиально новая экосистема, которая будет учитывать возможности и потребности всех заинтересованных сторон: конечных пользователей, вещателей, операторов гибридных сетей, рекламодателей, интернет-провайдеров, сервис-разработчиков и сервис-провайдеров, производителей абонентского оборудования.

Развитие этой экосистемы приведет к появлению новых для телевидения бизнес-моделей, часть из которых будет похожа на те, которые уже сегодня работают в экосистеме смартфонов. Другая часть, вероятно, будет принципиально новой. Если развитие этой экосистемы пойдет в правильном направлении, то в ней будет удобно работать всем перечисленным выше стейкхолдерам. Сегмент спутникового ТВ, рассчитанный на массового потребителя, останется приблизительно в том же виде, в котором существует и сегодня.

С точки зрения контента будет происходить ровный, устойчивый рост количества HD-каналов. ЗD-телевидение в течение ближайших 5 лет вряд ли выйдет за пределы имиджевого инструмента для операторов и производителей телевизоров. Если говорить о рынке спутниковых операторов, то думаю, что через 5 лет будет приблизительно такое же количество игроков, как и сейчас, то есть около пяти.

- Какова роль государства как участника данного рынка?

- Если вопрос о том, какой должна быть роль государства, то государству необходимо:

  • определить для себя стратегически важные области деятельности, которые не под силу поднять бизнесу. Прежде всего, это магистральные системы связи и распределения сигнала - как наземные, так и спутниковые. То есть проектирование, строительство и запуск на орбиту новых спутников для обеспечения минимальной конфигурации сетей - это дело государства. Все остальное - отдать бизнесу. Целью должен быть бурный рост спутниковой инфраструктуры и следующий за ним бурный рост бизнеса, развивающегося на ее базе;
  • радикально упростить все бюрократические регулирующие механизмы, в первую очередь лицензионно-разрешительные. При этом проще не модифицировать существующие на сегодняшний день, а разработать заново. Тут нужны лишь политическая воля того, кто хочет навести порядок в этой сфере, и совсем небольшая группа профессионалов;
  • взаимодействовать с Международным союзом электросвязи касательно координации частотно-орбитальных присвоений и т.п.

Навскидку - это все.

- Какие изменения в регулирующем законодательстве необходимо произвести для того, чтобы стимулировать развитие рынка спутникового телевидения?

- Изменение лицензионно-разрешительной системы в сторону ее радикального упрощения, прозрачности и удобства. Прежде всего - для массовых категорий игроков рынка (телерадиоканалов и кабельных/IРТV-операторов), затем - для операторов связи.

- Какой должна быть схема, упрощенно иллюстрирующая идеальные с точки зрения здравого смысла и защиты интересов взаимоотношения основных игроков (вещатели, спутниковые платформы, операторы спутниковой связи, государство, владельцы/операторы самих спутников) в разрезе лицензирования и прочих разрешительных документов?

- Прямо ответить на этот вопрос несколькими фразами вряд ли возможно. Могу лишь прокомментировать ситуацию. Во-первых, давайте посмотрим, как сложился существующий сегодня лицензионно-разрешительный порядок. Старые нормы, появившиеся в эпоху аналогового телевидения, никогда в комплексе не перерабатывались. Видоизменялись лишь отдельные фрагменты. Все это накладывалось "слоями", новые фрагменты не соответствовали старым, да и не могли соответствовать, потому что поменялись сами сущности, объекты регулирования. Естественно, ничего хорошего из такого подхода не могло получиться.

Чтобы привести ситуацию в цивилизованный вид, последовательность действий, на мой взгляд, должна быть примерно следующей:

  • описываются в виде простейших диаграмм типовые бизнес-модели, уже работающие или которые могли бы работать, если бы не было противоречий с действующими лицензионно-разрешительными правилами;
  • эти модели проверяются на соответствие духу (а не букве и процедурам!) основных законов, которые применимы к специфике нашей отрасли: закон "О защите прав потребителей", "О СМИ", "О связи", 4-я часть Гражданского кодекса. Если находятся противоречия, то типовые бизнес-модели корректируются (при необходимости дополняются, усложняются);
  • формулируется в явном и четком виде отдельный список задач государства и регуляторов, в том числе те задачи, которые не следуют напрямую из законов, например сбор статистики и т.п.;
  • с учетом задач государства и регуляторов моделируются все лицензионно-разрешительные процедуры, - желательно с использованием современных инструментов моделирования бизнес-процессов. В конечном виде это будет набор диаграмм, составленных по определенным правилам, плюс пояснительная записка;
  • создается инструментарий для нормальной реализации смоделированного лицензионно-разрешительного процесса. Кто-то может удивиться, но при правильном подходе к моделированию эффективный инструментарий может быть построен даже на основе MS Excel и простейших баз данных! Хотя, конечно, в наше время целесообразно задействовать более мощные технологии;
  • после моделирования всего лицензионно-разрешительного процесса и его тестирования ему в соответствие приводятся рабочие роли, то есть определяется, кто и что делает в рамках соответствующего бизнес-процесса, вплоть до каждого конкретного исполнителя. Очевидно, что в результате высвободится значительное количество незадействованных людей;
  • в правовые акты, регламентирующие лицензионно-разрешительную процедуру, на законодательном уровне вносятся изменения, соответствующие выстроенными процессам.

То есть именно так. От целей и задач через процессы к законам, а не наоборот. Некоторыми результатами выполнения вышеописанных мероприятий будут:

  • строго фиксированное и очень короткое время прохождения каждого документа (и всей процедуры в целом) в регулирующем органе;
  • резкое сокращение количества требуемых бумаг;
  • резкое (в миллионы раз!) сокращение вероятности ошибок...

При этом нужно понимать, что, например, обеспечение возможности подачи документов через Интернет - это не самоцель, а лишь инструмент для реализации процедур. В наше время глупо не вводить электронный интерфейс, но даже если обойтись на первых порах без него, то эффект все равно будет ошеломляющим!.. Конечно, было бы наивно полагать, что определенная часть аппарата чиновников будет заинтересована во внедрении цивилизованных, современных порядков лицензирования. Однако я считаю, что именно разработка "идеальной схемы" силами самого бизнес-сообщества была бы делом небесполезным. Естественно, если подходить к этому делу профессионально, системно, умея выслушивать зачастую противоположные мнения заинтересованных лиц и организовывать их совместную работу по разработке. Возможно, тем самым мы все-таки приблизим момент, когда операторы, вещатели и связисты смогут большую часть рабочего времени заниматься своим прямым делом (создавать ценности для общества, рабочие места, платить налоги), а не пробивать вместо этого головой стены нелепых ограничений...


Broadcasting.ru
Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2011