Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Роман Тышковский (Odgers Berndtson): за спиной медиа всегда стоит политика

Роман Тышковский (Odgers Berndtson): за спиной медиа всегда стоит политика


19.11.2010

Роман Тышковский (Odgers Berndtson) за спиной медиа всегда стоит политика

В следующем году на медийном рынке начнется кадровая революция, считает Роман Тышковский, руководитель практики медиа и рекламы компании Odgers Berndtson. О том, почему это будет происходить и как изменится уровень доходов в отрасли, г-н Тышковский рассказал корреспонденту РБК daily Екатерине Севрюковой.

— По итогам 2009 года, согласно отчетности "СТС Медиа", общий доход гендиректора "СТС Медиа" Антона Кудряшова без учета причитающихся ему опционов составил почти 1,44 млн долл., схожие масштабы зарплат и у его коллег. Насколько они сопоставимы с доходом их коллег с других крупнейших телеканалов и соответ­ствуют ли среднерыночным показателям?

— "СТС Медиа" — одна из самых успешных медиакомпаний на российском рынке. Поэтому и доходы ее топ-менеджеров находятся на уровне лучших международных компаний. Это совершенно оправданно. К сожалению, лишь немногие российские компании в нашей индустрии реально инвестируют средства в разработку структурной и системной системы компенсационной политики, и особенно это касается топ-менеджмента (под топ-менеджерами мы стандартно понимаем профессионалов с зарплатой не ниже 120 тыс. долл. в год.), тогда как за рубежом это давно стало индустриальным стандартом. В целом наш рынок, конечно, ниже. Например, средний доход обычного московского менеджера, работающего в крупном телевизионном холдинге, составляет около 34—36 тыс. долл. в год, а доход менеджера Discovery — почти в два раза выше, около 60 тыс. в год. Но при этом у нас и намного меньше налоги.

— Насколько, на ваш взгляд, эффективна опционная система в медиаотрасли?

— Я считаю, что опционная программа однозначно эффективна. Она действительно сильно влияет на показатели работы. Более того, это очень гибкий инструмент договоренностей с новыми сильными людьми. Одно дело, когда топ-менеджер приходит на доход и некий бонус, и совсем другое — на трехлетний опционный план: он понимает, что через год-три, хорошо поработав, можно стать реальным миллионером. И увеличение стоимости акций на рынке, на которое он будет влиять своей работой, позволяет понимать связь со своим доходом не на сегодня-завтра, а на среднесрочную перспективу. И я уверен, что в российской медиасреде этот инструмент будет применяться все чащи и чаще.

— Уход Андрея Васильева с поста главного редактора газеты "Коммерсантъ" и назначение Михаила Михайлина были восприняты как политическое решение. Вы согласны с этим? Какую роль играют политические причины в кадровых вопросах крупнейших российских медиакомпаний?

— Надо признать, что за спиной медиа всегда стоит политика, так как медиа — сильнейший инструмент влияния, и это не только в России, но и во всем мире. При этом за мою практику я могу вспомнить только пару или тройку случаев, когда я знал, что моих кандидатов согласовывают с политическими структурами. Просто медиа, как и спорт, всегда на виду — этим объясняется появление многочисленных слухов про политические причины кадровых перестановок. Более того, очень часто мы принимаем за политику внутрииндустриальные споры.

— Серьезные кадровые перестановки произошли в последние годы и во всем холдинге "Проф-Медиа". Ушли многие знаковые личности, в том числе Наталья Вашко, которая придумала новую концепцию 2x2 и сделала телеканал рейтинговым, тот же Марк Опзумер, а совсем недавно и основатель "Афиши" Илья Ценципер. Причем каждый уход сопровождался скандалом. Какова, на ваш взгляд, стратегия компании в кадровых вопросах? Как вы ее оцениваете?

— "Профмедиа" — сильная прозападная компания, которая эффективно управляет своими ресурсами. И поэтому управленческие решения часто принимаются быстро и четко. Компания хочет делать все максимально эффективно, но в медиасреде не всегда принято принимать жесткие и эффективные решения.

— Какой среднегодовой доход российского топ-менеджера крупной телекомпании, издательства, радийного холдинга?

— Если говорить о второй линейке профессионалов (CEO минус один уровень) — от финансовых и коммерческих директоров до генеральных продюсеров и рекламных директоров группы изданий, то общий доход (с бонусами и т.д.) выглядит примерно так: в крупном телевизионном холдинге в среднем 120—180 тыс. долл. в год, в прессе и на радио — примерно 100—150 тыс. долл. Доходы в digital-сегменте сильно разнятся — в нем есть как сильно переплаченные, так и сильно недоплаченные кадры, но общий доход в 150 тыс. долл. является средней планкой. Это то, сколько реальный профессионал на рынке может сегодня заработать, и то, с какими запросами к нам обращаются клиенты.

— Как вы считаете, каких событий в медиаотрасли стоит ожидать в 2011 году?

— Очевидно, что происходит борьба между Интернетом и телевидением и она будет лишь усиливаться. Идет сдвиг бюджетов в сторону Интернета. Со своей стороны, телевизионные компании сами активно работают в digital-сегменте. Поэтому, например, количество видеосервисов, которые зарабатывают на рекламе, работая с телевизионным и другим контентом, будет только увеличиваться. Это приведет к усилению борьбы в ТВ и digital-сегментах за кадры. Если 2009 год и начало 2010 года были спокойным периодом на рынке профессионалов, то 2011 год станет годом "больших переходов". Та потребность рынка в росте, которую он не реализовывал последние полтора года, должна в итоге выплеснуться наружу, сжатая пружина должна распрямиться. Плюс к этому за последние три-четыре года выросло новое поколение медиаменеджеров, которые уперлись в некий потолок. Это не значит, что им некуда расти. Речь идет о том, что они сейчас профессионально находятся на том уровне, с которого можно перейти на уровень реального топ-менеджера — человека, принимающего решения, влияющего на компанию и индустрию. Сейчас мы видим, как обновляется линейка кандидатов на топ-позиции, появляются те, про кого мы раньше совсем не слышали.

Такие события, чтобы вдруг "выстрелила" некая группа новых потенциальных топ-менеджеров, происходят нечасто — вероятно, этому поспособствовал и кризис, когда работникам приходилось совмещать две должности без повышения зарплаты. Это стало для многих лакмусовой бумажкой их профессионализма. И многие использовали эту возможность. Также мы видим все больше запросов на российских медиаменеджеров со стороны стран СНГ, особенно со стороны Украины и Казахстана. Это еще один тренд и возможность карьерного роста для тех, кто не хочет останавливаться на достигнутом.

— Как будут меняться зар­платы в медиаотрасли?

— По рыночным данным, 48% компаний из медиаиндустрии в следующем году планируют так или иначе повышать зарплату. В кризис многие компании полностью или частично срезали бонусы, а также снижали фиксированную часть зарплаты. Кризис поутих, и ту дополнительную часть, которую работодатель готов сейчас заплатить, он закладывает в переменную часть, чтобы привязать всю схему к результату работы. Сейчас бонусная составляющая в общем доходе увеличилась и будет расти дальше еще год-два, только после этого нач­нет подрастать "фикс". Пока еще компании могут себе позволить не менять фиксированную часть зарплат, в ближайший год точно. В целом я полагаю, что средние доходы в 2011 году вырастут на 15—20%.

Источник:
РБКdaily