Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Адам Смит: Евро-2012 даст Украине однопроцентный рост рекламного рынка

Адам Смит: Евро-2012 даст Украине однопроцентный рост рекламного рынка


06.10.2010

Адам Смит Евро-2012 даст Украине однопроцентный рост рекламного рынка

- Адам, Вы имеете какое-то отношение к одному из основоположников современной экономической теории Адаму Смиту?

- Нет. (Смеется). Он был родом из Шотландии, а я – из Англии. Отец дал мне его книгу, когда мне было 16 лет. Знаете, в Англии Смит – достаточно распространенная фамилия. К слову, у нас в Group M – три Смита. Остальные два – в Mediacom и в Mindshare.  

- Ведущие рекламные агентства были убеждены, что глобальный рекламный рынок в 2009-2010 году будет самым слабым со времен падения в 2001 году. Вы согласны с их оценкой?

- Я бы даже сказал, что такого падения глобальный рекламный рынок не ощущал, начиная с 1980 года. Он упал на 7 %. Не устоял даже Китай, который находится в постоянном росте (падение по разным оценкам составило 1%). В Западной Европе и Японии падение достигло – минус 11%. В США, доля которых составляет одну треть от всего глобального рекламного рынка, падение было около 7 %.

Чтобы было нагляднее: рост глобальной мировой экономики каждый год до кризиса составлял примерно одну Германию. Я бы сказал, что в 2009 году была потеряна одна Турция. То есть в масштабах мир стал на 6 % меньше, чем он должен был быть. А все мы знаем, что если падает мировая экономика, то и рекламный рынок падает очень быстро.

- Когда глобальный рекламный рынок выйдет из кризиса?

- В этом году объем мирового медиарынка составит 480 млрд долларов. В 2008 году его объем был таким же. Хотя предсказывать когда закончится кризис – сложная задача. В январе и феврале 2010 года мы начали замечать, что ситуация стабилизируется. В то время мы предсказывали рост глобального рекламного рынка на 0 %. Мы делали прогноз и в средине кризиса и, конечно, тогда нам не хотелось говорить своим клиентам, что все ужасно. Но каждый раз, когда мы предсказываем рост: мы опаздываем. Потому что всегда это – сюрприз. Вообще тяжело определить знаки восстановления. Часто глобальный рынок "вытягивает" экономика какой-то одной страны.

- Но Вы можете делать выводы, исходя из того, увеличивают ваши клиенты бюджеты или нет.

- Рекламодатели почти всегда, заявляя свои бюджеты, называют сумму меньше, чем они реально собираются потратить… Они начинают открывать свои бюджеты в феврале-марте. Это не касается какой-то конкретной категории. Это общая информация.

Американские аналитики утверждают, что сейчас наблюдается восстановление глобального рекламного рынка. Рекламный рынок движется по кругу. Нельзя остановить рекламу полностью. В какой-то момент она возвратиться. Ведь всегда будут новые продукты, которые нужно будет рекламировать.

- Дайте прогноз роста глобального рекламного рынка.

- Сейчас можно сказать, что мировой рекламный рынок полностью восстановится за этот год. Я могу ошибаться касательно глобальных прогнозов. Но я думаю, что в следующем году будет рост. Основной вклад в него дадут США и Китай, а это где-то 30% и 35% соответственно. В Западной Европе спрос потребителей будет оставаться низким.

- Почему?

- Раньше в Западной Европе на рекламу очень много денег тратило правительство. Например, в Британии государство было рекламодателем №1, больше чем Procter & Gamble! Это было смешно. Сейчас спрос на пропаганду будет низким. Потому как первостепенная задача государства стимулировать экономику. Денег, на саморекламу у него больше нет. Единственный источник спроса на рекламу – компании. И доходы компаний восстановились. Чего, к сожалению, нельзя сказать о потребительском спросе.

- Назовите страны, в которых ожидается наибольший рост рекламных поступлений в 2011 году.

- Конечно, это страны БРИК. То есть – Бразилия (около 15%), Россия (рост на 17%, но это будет очень зависеть телерынка), Индия (10-12%). Китаю, рост которого в этом году составил около 16%, в 2011 будет сложно превысить достигнутые показатели. Его рост составит около 10%. Также рост прогнозируется в Индонезии и Малайзии.

- Насколько выросли доходы GroupM в этом году?

- Это закрытая информация. Рост WPP в общем составил около 8% по сравнению с 2009 годом. Также прогнозируется рост на 5% до конца года. Если сравнивать рост глобального рекламного рынка (7%) и наш рост по результату года (5%), то окажется, что от глобального рынка мы отстаем на 2%.

- До 2008 года западные издательские дома и медиахолдинги активно интересовались возможностью приобретения активов в Украине. Когда может и может ли вообще возобновиться этот интерес?

- Сейчас я скажу свое личное мнение. И, возможно, мой прогноз касательно Восточной Европы покажется кому-то странным. Когда я слышу, что польский рекламный рынок вырастет на 3% в это довольно сложно поверить.

- Ну, вообще-то уже есть прогнозы, согласно которым он вырастет на все 4 %.

- За счет чего?! Впрочем – это не столь важно. Я хочу сказать о другом: если бы я был западным инвестором, я не выбирал бы между Китаем и Восточной Европой. И если бы доход был хороший, я бы вкладывал свои деньги и туда, и туда. Потому, что покупательский спрос Западной Европе, как я уже отметил, будет невысоким.

Потенциал Восточной Европы для инвесторов остался таким же, как и до кризиса. Ничего ужасного не произошло! Центральная и Восточная Европа – станут регионами №1 по росту рекламы. В октябре-ноябре будут опрошены 70 наших офисов в Европе. Тогда мы сможем дать более точный прогноз.

- Насколько влияет политическая ситуация в Восточной Европе на решение инвесторов вкладывать сюда деньги?

- Я не специалист в таких вопросах. Но если посмотреть на возможные политические риски. То мне кажется, что у Китая их как раз больше, чем у Восточной Европы. Мы знаем о ситуации в России, Турция идет в том направлении, которое одобрили европейские страны. К сожалению, от Украины иногда складывается впечатление, что она объявит России войну из-за газа. В новостях часто поднимается эта тема…   

- Насколько может вырасти украинский рекламный рынок после "Евро-2012"?

- Это очень популярный вопрос, на который очень тяжело давать ответ. Конечно же, в это событие будут вложены большие инвестиции, и рост рекламного рынка будет в любом случае. Каким он будет? Можно лишь догадываться. Если проводить аналогию с Кубком Мира, то он дал рост вложений в рекламу на 1%. Поэтому, думаю, и "Евро-2012" даст вам рост рекламного рынка на один процент. Еще нужно учесть, что Кубок Мира также очень сильно повлиял на аутдор и спонсорство.

Источник:
МедиаБизнес