В своем официальном сообщении ФАС напомнила, что с 1 января, если договоры будут заключаться с нарушением новых требований, ведомство вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об их расторжении. "Мы провели такую работу, чтобы не дестабилизировать рынок, а, наоборот, за оставшиеся полгода до вступления нормы закона в силу быть готовыми к ее исполнению, — заявил на встрече с представителями телеканалов заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. "Согласно полученным данным, сегодня в России нет субъекта, который занимает преимущественное положение на рынке или приближается к нему", — комментирует РБК daily начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташов. Таким образом, на телерынке сегодня между каналами не существует монополии. Однако до сегодняшнего времени монополия наблюдалась среди продавцов рекламного времени. Немногим более 60% продаж телерекламы в стране контролирует ГК "Видео Интернешнл" (ВИ), около 30% — альянс "Газпром-Медиа" — "Алькасар". "Сейчас на рынке два основных игрока, — размышляет управляющий партнер РА Brandworks Ольга Титова. — Если анализ ФАС не приведет к появлению третьего игрока, то ситуация останется прежней, даже переход одного-двух каналов от одного игрока к другому не окажет сильного влияния". Если же на рынке появится третий игрок и он будет независимым, то ситуация на рынке начнет меняться, полагает г-жа Титова. Она напомнила, что, например, недавно холдинг "СТС Media" объявил о планах по созданию собственной службы продаж.
"Сейлз-хаусы начнут активнее бороться за клиентов на внешнем рынке, чтобы не отдать бюджет конкурентам, — считает глава Brandworks. — Кроме того, им будет уже сложнее перераспределять бюджеты внутри своего пула каналов, соответственно, возрастет внимание именно к продаже инвентаря каждого конкретного канала, а не пулов "Видео Интернешнл" и "Газпром-Медиа", как это происходит сейчас". По ее мнению, от появления третьего игрока выиграют в первую очередь каналы, а во вторую — рекламодатели: "Безусловно, это невыгодно для сейлз-хаусов". Однако Ольга Титова полагает, что аналитические выкладки ФАС по рынку смогут только повлиять на пул каналов "Видео Интернешнл", а вопрос монополии может просто решиться делением селлера на две структуры. Таким образом изменений вообще может не произойти.