Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Тимур Вайнштейн (ВайТ Медиа): сегодня интерес телеканалов возвращается к телепрограммам

Тимур Вайнштейн (ВайТ Медиа): сегодня интерес телеканалов возвращается к телепрограммам


10.03.2010

Тимур Вайнштейн (ВайТ Медиа) сегодня интерес телеканалов возвращается к телепрограммам

Один из крупнейших производителей телепередач и телефильмов в мире (в том числе владелец прав на реалити-шоу "Большой брат" и все его "производные") – голландская Endemol – приобрела контрольный пакет акций кинокомпании "ВайТ Медиа". Эксперты полагают, что наличного расчета в сделке могло и не быть, либо, говорит Сергей Скворцов, глава кинокомпании "Феникс-Фильм", он мог быть минимальным. Евгений Гиндилис, генпродюсер телекомпании Tvindie, считает, что за 51% компании было заплачено менее $1 млн, так как "ВайТ Медиа" еще не успела накопить собственную библиотеку прав. Главное здесь - те инвестиции, которые получает компания в свои проекты - они, по мнению Гиндилиса, могут составить $20-30 млн.

По словам руководителя "ВайТ Медиа" Тимура Вайнштейна, компания  оценивалась не по библиотеке прав, а по обороту реализуемых проектов в течение ближайших лет. "Специфика нашего рынка такова, что сейчас ни у одной продакшн-компании нет достойной библиотеки прав, либо других активов, позволяющих капитализировать компанию. Единственное, что можно оценить – это проекты, договоренности с телеканалами, и команду", - считает Вайнштейн.

"ВайТ Медиа" имеет контракты о производстве телевизионных фильмов и сериалов с СТС и "Россией", для которой завершила съемки двух телефильмов: "Метель" и "Я подарю себе чудо". Всего в 2010 году компания планирует произвести 16 проектов, в числе которых полнометражные и анимационные картины.

Затраты на съемки партнеры отныне будут делить пополам. Помимо этого,  "ВайТ Медиа"  будет иметь эксклюзивное право на использование библиотеки прав Endemol на территории России и СНГ, а Endemol станет дистрибутором российских проектов "ВайТ Медиа" за рубежом.

Для Тимура Вайнштейна это не первая сделка с международной компанией. В 2007 году 51% акций продюсерского центра "Леан-М" ("Солдаты", "Счастливы вместе"), соучредителем которой он является, перешла компании Sony Pictures.

О сделке с Endemol партнеры сообщили 1 марта – в день рождения Вайнштейна. О том, что принесет его бизнесу такой "подарок", какие шансы у отечественных фильмов и сериалов за рубежом и почему на ТВ скоро станет больше телепередач и меньше сериалов, Тимур Вайнштейн рассказал в интервью Slon.ru.

– Объявление о продаже контрольного пакета акций случайно совпало с вашим днем рождения или это спланированная акция?

– Это я в свое время просто родился вовремя, подстроил под сделку день рождения.

– Вы, фактически, в декабре официально объявили о создании компании – и уже продали контрольный пакет. Компания создавалась специально под сделку?

– Пресс-конференция была в декабре, а на самом деле компания была создана в конце августа. Тогда таких планов и не было, раз переговоры начались только в декабре.

– А с чьей стороны начались переговоры? Кто был инициатором?

– Со стороны Endemol, потому что они решили  (уже, правда, давно, года два назад), делать экспансию на разные рынки, включая Россию и СНГ, и вот пришли с предложением. Но обсуждали достаточно быстро, потому что обе стороны были заинтересованы. Плюс, когда переговоры ведут первые лица большой компании, – это очень важно.

– Чем эта сделка выгодна для вас? Вы управляете собственным бизнесом, можете его самостоятельно развивать, и тут приходят экспаты и говорят "мы возьмем 51% акций".

– Слова "экспат" и "партнер" – два разных слова. Поэтому это и было условием неких наших сделок, где объяснялось, что я создал эту компанию для того, чтобы развивать новые направления бизнеса, включая кино, анимацию, цифровой бизнес, и люди тоже оказались в этом заинтересованы – даже в тех форматах, которые они никогда не делали, как полнометражные фильмы, например. Однако они в последнее время много работают со scripted production (телесериалы, фильмы и др.) – купили большие компании в Австралии, Англии, Бразилии, которые занимаются производством. Для "ВайТ Медиа" эта сделка дает возможность стать серьезным партнером с большой библиотекой плюс дистрибуцией всех проектов за рубеж, инвестиции во все наши проекты в доле 50 на 50.

– Эксперты говорят, что в данном случае не было физических денег и партнерство выгодно именно готовностью инвестировать в проекты "ВайТ Медиа" – это так? Или реальные деньги все же были?

– Реальные деньги, конечно, были. И нормальные. Другое дело, что они все равно будут инвестированы в эту компанию.

– Какова в итоге сумма сделки? 

– К сожалению, эта информация прописана в договоре о конфиденциальности.

– Каковы в таком случае будут инвестиции в ваш бизнес? До Нового года вы говорили, что планируете вложить в производство $5 млн в 2010-м году.

– Поскольку сделка включает и инвестиции, то не могу эти цифры открывать. Но, думаю, к концу года кое-какие цифры можно будет сказать.

– Продажа контрольного пакета акций была условием Endemol?

– Все большие компании, так как я уже прохожу вторую подобную сделку в своей жизни, обязаны всегда иметь +1%, они по-другому не могут консолидировать прибыль этой компании в свой общий бюджет, поэтому это обязательные условия, когда ты ведешь переговоры с серьезными компаниями. Другое дело, нам удалось достичь соглашения о том, что фактически все стратегические и другие важные решения принимаются единогласно – 50 на 50, все инвестиции – 50 и 50, и управление моей командой сохраняется мной в полном объеме.

– В таком случае, что теперь изменится для "ВайТ Медиа"?

– Принципиально ничего не изменится. Мы всегда планировали развиваться и становиться самыми большими и крупными – номер один во всем, чем мы занимается. А с точки зрения конкретики, это возможность дистрибуции и выхода на другие рынки через большое окно в Европу и мир, которое может открыть Endemol. Это очень важно, потому что российские компании не продают свои форматы не потому, что мы делаем плохое, а, скорее, потому, что мы не имеем возможности достучаться и докричаться до международного рынка.

– Сколько вы рассчитываете зарабатывать на дистрибуции ваших сериалов за рубежом?

– Сказать сложно. Для российских продюсеров сейчас по сути существует только один "зарубежный" рынок – Украина. А вот другие – за территорией  СНГ – Европа, Америка, Латинская Америка – составляют практически 0% в прибыли отечественных кинопроизводителей, потому что продавать туда сложно. Какие-то есть результаты, но они мизерные.

В целом же, все зависит от качества  проекта, на одном можно заработать дополнительно от 1% заработка  в России, а на другом – до 500%. То есть увеличить отдачу от проекта в 5 раз. 500%, скорее, способна принести продажа формата, а не готового продукта. Как "Папины дочки", например, были проданы в Германию, где потом делали их адаптации.

Мы будем закладывать в бизнес-план при создании каждого проекта все возможные оценки продаж – и в этом нам как раз поможет Endemol. У них, кстати, были уже такие опыты – когда они покупали компании в Австралии и Бразилии, то выводили их проекты на мировой рынок, которые потом адаптировались во многих странах.

– Вы считаете, наше телепроизводство уже дошло до того уровня, когда отечественные проекты станут интересны за рубежом?

– А почему нет? А чем они отличаются?

– Ну, как-то мало пока примеров, чтобы у нас что-то брали за образец.

– У каждого человека в жизни наступает момент, когда он чувствует, что взрослеет, что у него есть потенциал. Рынку нашему пока 10 лет, но мы взрослеем.

– Какие ваши проекты в первую очередь пойдут за рубеж?

– Мы пока только обсуждаем, еще рано планировать, но мы подготовим экспансию в ответ – думаю, что после апреля, когда пройдет ближайший телевизионный рынок в Каннах, можно будет говорить о конкретике.

– У Endemol же есть представительство в России – в чем будет разница между вашей компанией и их подразделением?

– Я, честно говоря, толком не знаю, чем занимается это подразделение, – кажется, интерактивным телевидением, чем мы никогда не занимались, и продажей форматов телевизионных передач российским телеканалам. Но здесь нет никаких пересечений, потому что мы не будем продавать готовую продукцию Endemol, мы не занимаемся дистрибуцией. Имея эксклюзивное право на использование библиотеки прав Endemol, мы сможем спокойно адаптировать любые их форматы, то есть производить продукт.

– Когда-то вы ушли от производства телепередач, теперь, получается вернетесь?

– Я ушел по одной только причине – в какой-то момент в нашей стране телевизионные передачи ушли на второй план, и все стали заинтересованы преимущественно в сериальной продукции. Сегодня интерес телеканалов возвращается к телепрограммам, тем более – имея такого партнера, сам бог велел. Я всегда любил заниматься производством телепередач.

– Чем объясняется этот повышенный интерес к телепрограммам? Тем, что зрители уходят в интернет и нужно создавать что-то, что их удержит у телевизора?

– Нет. Глобально – производство передач дешевле, чем производство сериалов, а во-вторых, когда человек чего-то переедает, он хочет нового. В какой-то момент все переели телепередач, теперь – телесериалов. Сейчас, мне кажется, такой момент, и социологические  опросы это подтверждают, что люди хотят слушать и видеть живых людей. Столько звезд у нас на экране, что пора бы уже от них отдохнуть.

– Но самые известные проекты Endemol уже адаптированы здесь – "Большой брат", "Фабрика звезд"...?

– Интересных и известных еще миллионы. Golden balls, например – игра, построенная на психологии, вроде нашего "верю-не верю", но совершенно потрясающая. Мы будем очень стараться делать ее здесь. Или Deal or No Deal, адаптированные версии которой транслировались сначала на "Первом канале", потом на "Рен ТВ", но почему-то перестали идти, хотя по всему миру пользуется очень большим успехом. All you need is love,  Love letters... Огромный список. Будем предлагать каналам, и в зависимости от того, что заинтересует их в первую очередь, и начем производить.

– После продажи контрольного пакета "Леан-М" Sony оборот компании вырос вдвое...

– Я бы не советовал вам связывать одно с другим, потому что, по сути, были выполнены планы, которые должны были быть выполнены и без участия компании Sony. Они, конечно, многое принесли в компанию, но на тот момент мы уже так развивались, что остановить нас было достаточно сложно. Одна из главных причин – рынок, который тогда скакнул в 2–3 раза всего лишь за два года. И это было замечательное время. Сейчас другое время, но рынок будет подниматься, и вместе с ним будем подниматься и мы.

– То есть Endemol здесь большой роли не сыграет?

– Сыграет, конечно. В том числе.

– Насколько вы рассчитываете увеличить оборот "ВайТ Медиа" в этой истории – скажем, через год–два?

– Думаю, что через год–два – 20–30% от оборота 2010 года – это максимум, который можно достичь. Назвать предполагаемый оборот я не могу, но в планах произвести в районе 500 часов продукции в этом году. Но тут все – и сериалы, и полнометражные фильмы, и анимация, и digital-проекты.

Источник: Slon.Ru