Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Общий бокс-офис кинопоказа в России снизился почти на 9%

Общий бокс-офис кинопоказа в России снизился почти на 9%


07.12.2009

Общий бокс-офис кинопоказа в России снизился почти на 9%

В 2009 году общий бокс-офис кинопоказа в России снизился почти на 9%, до 738,7 млн долл. Доля российских фильмов в нем существенно сократилась. Произошли и серьезные изменения на рынке кинодистрибуции. Лидирующую на протяжении нескольких лет компанию UPI сменил прокатчик фильма "2012" компания BVSPR. Ей досталось более 27% общего бокс-офиса.

Итоги 2009 кинопрокатного года были озвучены на прошедшей в пятницу конференции "Российская кинематография: итоги года и перспективы развития". Так, в долларовом исчислении отечественный рынок кинопоказа просел на 8,7% и составил 738,7 млн долл. В рублевом исчислении он немного вырос — на 15,4%, до 23,1 млрд руб., подсчитал журнал "Бюллетень кинопрокатчика".

По словам гендиректора коммуникационной группы "Планета Информ" Дмитрия Литвинова, "прирост сборов в рублях в большей степени обусловлен ростом стоимости билетов". Так, в 2009 году его средняя стоимость в России составила 165 руб. против 148 руб. годом ранее. Значительно замедлился рост посещаемости кинотеатров. Это связано прежде всего с падением доходов населения. Так, в 2009 кинопрокатном году кинотеатры посетили 139,9 млн россиян. Прирост по отношению к 2008 году составил 3,9%, тогда как посещаемость кинотеатров в 2008 году выросла по сравнению с 2007-м на 20,8%.

Трендом следующих нескольких лет может стать снижение числа активных кинозрителей (18—30 лет), считают эксперты. По словам гендиректора компании "Невафильм Research" Олега Березина, "к 2020 году их число может сократиться на 40%". По словам Дмитрия Литвинова, ситуацию на рынке кинопоказа в этом году "спасли летние блокбастеры и канальные (снятые при поддержке телеканалов. — РБК daily) телепроекты". Среди них прежде всего стоит отметить фильм "Ледниковый период-3", ставший в этом году рекордсменом по кассовым сборам. Они составили почти 1,4 млрд руб., или 44,7 млн долл. Фильм посмотрели почти 8,5 млн зрителей. На втором месте по бокс-офису фильм "2012", собравший 978,8 млн руб., или 34,1 млн долл.

При этом в топ-10 по сборам попали сразу пять фильмов российского производства. Лидирует среди них "Тарас Бульба" с бюджетом 516 млн руб., снятый при поддержке телеканала "Россия". Он собрал в прокате 575,2 млн руб., или 17,2 млн долл. Он занял пятое место в топ-10. Однако в целом доля российского кино в общем бокс-офисе сократилась до 23,68%. В последние несколько лет она удерживалась на уровне 26,4%. Общий сбор российского кино составил в 2009 году 5,5 млрд руб., или 176 млн долл. В прокат вышло 88 российских картин. Их посмотрели 34,4 млн зрителей. Дмитрий Литвинов отмечает, что "70% российских фильмов, собирающих большой бокс-офис, поддерживаются центральными телеканалами".

Однако самые значительные перемены по итогам года произошли на рынке кинодистрибуции. Бессменный лидер на протяжении последних нескольких лет компания UPI спустилась на пятую строчку топ-10 с долей рынка 7,67%. В прошлом году она составляла 24,5% (по данным журнала "Кинобизнес сегодня"). В этом году с большим отрывом лидирует прокатчик фильмов "2012" и "Рождественская история" компания BVSPR. Доля компании на рынке составила 27% (данные "Бюллетеня кинопрокатчика") против 14,6% (данные "Кинобизнес сегодня") годом ранее. Второе место по сборам у компании "Каро Премьер"/"Каропрокат" с долей рынка 18,59%. Серьезный прорыв в этом году сделала компания "Централ Партнершип"/CP Classic. Ее доля на рынке составила 17,33% против 7,8% годом ранее. Она собрала почти 4 млрд руб., или 124,9 млн долл. Дмитрий Литвинов отметил, что рынок кинопроката в России наконец сформирован.

Более 95% бокс-офиса собирают десять ведущих дистри­бьюторов.

Источник: РБК daily
www.rbcdaily.ru