Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Перебродившее кино

Перебродившее кино


11.11.2008

Перебродившее кино

В сентябре кинематографическая общественность заволновалась. В октябре о замороженных картинах протрубили СМИ. Сейчас процесс в разгаре. "Мне постоянно звонят коллеги,— рассказывает гендиректор Major Film Денис Филюков,— режиссеры, операторы. Они остались без работы и безрезультатно пытаются найти какие-то варианты", пишет "Коммерсантъ".

По слухам, только на "Мосфильме" была приостановлена работа над 80 проектами. Но директор "Мосфильма" Карен Шахназаров призывает журналистов и кинематографистов не поддаваться эмоциям и проверять факты. "Передо мной лежит отчет о приостановленных проектах,— говорит он.— На нашей студии их всего 24, из них лишь четыре находились на съемочном этапе, два на стадии "постпродакшн", остальные в подготовительном периоде. Мы надеемся, что работа над большей частью картин продолжится, инвестиции найдутся. Некоторые мы готовы проинвестировать сами. Кому-то дадим в долг. Нет повода для паники".

Но кроме "Мосфильма" существуют и другие студии. По нашим наблюдениям, почти каждому второму российскому продюсеру пришлось притормозить реализацию одного, а то и нескольких проектов. "Обвал рынка был неминуем даже и без мирового финансового кризиса,— в частной беседе сказал нам один из ведущих продюсеров.— Кино было большой пирамидой. Стоимость производства ежегодно росла, причем темпами, заметно опережающими рост доходов. Мы ожидали, что скоро все рухнет".

В 2007 году суммарный бюджет российских картин составил 6 млрд рублей, пять лет назад он был в 3,5 раза меньше.

"С таким количеством кинотеатров перемолоть эти бюджеты в кассовый успех вряд ли удастся",— небезосновательно замечает заместитель министра культуры РФ Александр Голутва. В прошлом году государственные дотации составили половину суммы, потраченной на производство российских фильмов. А это ни много ни мало 3 млрд руб. Большинство продюсеров считают, что субсидирование необходимо, ведь кино пока не окупается, а значит, отрасль нуждается в поддержке. Но есть и другое мнение. Сама система распределения госфинансирования путем проведения тендеров, мягко говоря, неадекватна. "Тендер на производство фильма проходит так же, как тендер на рытье канавы,— считает Игорь Толстунов, заместитель гендиректора канала СТС.— Кто быстрее и дешевле выкопает, тот получает деньги. Многие субъективные факторы, которые имеют в нашей сфере решающее значение, например талант и значимость режиссера, просто не учитываются". Данные о количестве кинопроизводителей размыты: по статистике, их от 200 до 400. Дело в том, что многие компании основывались "на один проект", причем этот проект мог так и не появиться на свет. В последнее время гонка больших бюджетов превратила рынок в арену абсурда. Вряд ли можно назвать бизнесом деятельность инвесторов, финансирующих ежегодно более 20 картин стоимостью свыше $15 млн, когда в стране окупается всего один-два дорогостоящих проекта. "Прокат картины в условиях недостатка залов длится две-три недели. За это время коммерчески успешный проект может собрать до $5-7 млн,— анализирует Олег Иванов, директор исследовательской компании Movie Research.— Кинотеатр получает 50%, прокатчик — 7,5%, продюсеру остается 42,5%, а это, при упомянутых сборах, порядка $2,5 млн. Это и был оптимальный бюджет до кризиса. При этом затраты на продвижение (скажем, $2 млн) должны покрываться иными способами — средствами от продажи прав на DVD и телевидение".

Нерациональное финансирование производства привело не только к появлению множества невостребованных картин, но и к существенному росту производственных расходов. "Логика продюсера проста,— поясняет Сергей Сельянов.— Допустим, какой-то инвестор ссыпает достаточное количество денег. Продюсер автоматически повышает гонорары: с артистами будут хорошие отношения, и время на переговоры сократится. А почему бы и нет, если есть безответственные деньги? Они разрушают любой рынок, в том числе и наш".

"Некоторые участники киноиндустрии периодически просто не считали денег,— говорит Денис Филюков.— Высокобюджетные проекты "раздули" рынок. Мы сравнительно небольшая производственная компания и всегда пытались сбивать ставки, платить тем же осветителям не $100 за смену — это, безусловно, завышенные запросы,— а, допустим, $60". Под влиянием кризиса из кино ушли практически все непрофессиональные инвесторы, и многие кинопроизводители, похоже, об этом не жалеют. "Случайные инвесторы были самым худшим явлением на российском рынке,— считает Денис Филюков.— Во-первых, вероятнее всего, второй раз они денег не дадут, и придется искать новых партнеров. Во-вторых, не понимая специфики рынка, они могут неадекватно воспринимать результаты сборов. Дело порой доходит до суда".

Сегодня индустрию финансируют только профессионалы — отечественные и ряд крупных американских кинокомпаний, которые открыли в России свои филиалы, Sony Pictures Entertainment, 20th Century Fox, Universal Pictures, Disney. "Мы производим картины, в частности, для компании, представляющей интересы Sony Pictures в России, и пока отношения с нашими партнерами абсолютно стабильны",— говорит Сергей Грибков, руководитель компании "Топ лайн групп".

"Уже прекратилась или же прекратится работа над бесперспективными картинами,— констатирует Александр Атанесян, который в ситуации кризиса продолжает работу над всеми запущенными в работу фильмами.— Инвесторы будут давать деньги только на грамотно просчитанные проекты". А вот директор "Мосфильма" убежден, что хорошее кино будут снимать и во время экономического спада. "На хорошем кино кризис не скажется,— уверен Карен Шахназаров.— Те, кто реально работает, не пострадают. А сокращение бюджетов — это неплохо. Недаром французский неореализм развивался во время тяжелейшего экономического спада".

www.Broadcasting.Ru