Сейчас телевизионные операторы, в особенности компании, являющиеся монополистами кабельного телевидения в отдельных городах, стараются брать с российских телеканалов плату за вход в их сети. Например, в конце прошлого года столичный монополист "Мостелеком" потребовал от холдинга "СТС-Медиа" оплатить подключение его каналов к дополнительному 1 млн квартир по цене 400 руб. за абонента. С учетом того, что всего "Мостелеком" обслуживает 2,8 млн абонентов, доступ ко всей сети оператора обойдется в 1,12 млрд руб. Неудача в переговорах с операторами кабельного телевидения может обернуться для телеканалов серьезными последствиями: например, в 2003 г. канал ТВС был отключен от сети "Мостелекома", после чего, потеряв рекламодателей, вынужден был и вовсе прекратить свое существование. Примечательно, что сейчас "Мостелеком" (как и аффилированный с ним петербургский оператор ТКТ) увеличивает число каналов в своем социальном пакете за счет включения иностранных телеканалов (Discovery, Animal Planet, Eurosport и т.д.), однако с них такая плата не взимается. "Иностранные каналы практически не показывают рекламы: если она и есть, то только в перерывах между отдельными передачами, и, как правило, это лишь анонсы передач, — говорит гендиректор холдинга "Национальные телекоммуникации", в который входят два вышеупомянутых оператора, Виктор Пинчук. — Российские же каналы имеют доходы от рекламы, и мы считаем, что они должны оплачивать нам услуги по доведению их сигнала до абонентов".
Весь вопрос в том, какие именно каналы государство включит в свой соцпакет, отмечают участники рынка. "Телеканалы, которые несут социальные функции — "Первый канал", "Россия", "Культура", "Звезда" — и так любой оператор в стране бесплатно включит в свои пакеты программ, — считает пресс-секретарь компании "Акадо-Столица" Дмитрий Захаров. — А вот в случае каналов развлекательного характера, например, "СТС", ТНТ, "Муз-ТВ", и других было бы идеально, если бы они платили операторам за распространение своего сигнала".