Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Руслан Тагиев (TNS Россия): "У интернета есть отличный шанс сохранить позиции"

Руслан Тагиев (TNS Россия): "У интернета есть отличный шанс сохранить позиции"


30.10.2008

Руслан Тагиев (TNS Россия) "У интернета есть отличный шанс сохранить позиции"

Медийный рынок начинает ощущать последствия финансового кризиса. О том, с какими проблемами столкнутся медиакомпании, о будущем телевидения и прессы и о перспективах интернета "Газете.Ru" рассказал директор по медиа-исследованиям "TNS Россия" Руслан Тагиев.

- Насколько сильно финансовый кризис повлиял на российский медийный рынок? Можно ли уже говорить о кардинальных изменениях?

- Пока ещё рано говорить о том, какое влияние окажет финансовый кризис, поскольку мы сейчас находимся в той точке, когда каждый день поступающая информация отчасти меняет наши представления о ситуации на рынке, на которую мы ориентировались еще вчера, и мне кажется, что делать выводы о влиянии финансового кризиса на медийный рынок в настоящее время достаточно сложно. Нет никаких сомнений, что оно будет крайне значимым.

И мы увидим его последствия в 2009 году, но вот масштаб тех изменений, которые произойдут, и последствия этого влияния оценить пока очень сложно.

- Как, по вашим прогнозам, будут в будущем году действовать на рынке компании-рекламодатели?

- Как ключевые участники рынка, компании-рекламодатели будут крайне внимательно следить за его изменениями. Безусловно, что потребность в продвижении товаров и услуг у компаний сохранится и в будущем, однако какие-то из них, возможно, изменят стратегии размещения рекламы. Есть вероятность, что сократится доля так называемой имиджевой рекламы, в то время как большее внимание будет уделяться стратегиям, направленным на продвижение конкретных товаров и услуг. Повышенное внимание будет уделяться также оценке эффективности рекламы. Также возможно, что ряд рекламодателей перераспределят свои бюджеты между носителями.

- По прогнозам некоторых экспертов рынка, телевидение и интернет будут чувствовать себя вполне стабильно и в следующем году. Что ждет другие медиа?

- Телевидение, как самый крупный рекламоноситель на сегодняшний день, наверняка останется приоритетом для очень многих компаний и в будущем году. Хотя в целом телевизионные рекламные бюджеты, скорее всего, уменьшатся.

Что касается интернета, то у него, на мой взгляд, есть отличный шанс сохранить стабильные позиции, так как интерес к нему останется на прежнем уровне или будет только расти.

Но строить прогнозы о том, какое место он займет на рекламном рынке, сейчас ещё рано. Если говорить о радио, то мы уверены, что в текущей ситуации произойдет концентрация бюджетов на меньшем числе станций. Крупнейшие радиостанции и холдинги сумеют сохранить и, возможно, даже увеличить свою долю рынка. Но для станций, которые находятся за пределами лидирующей двадцатки, это, безусловно, будет тяжелое время.

- Такая же тенденция наблюдается и в интернете?

- В интернете немного другая ситуация. На этом рынке в 2007-2008 гг. мы наблюдали инвестиционный бум. Интернет рассматривался как новый перспективный канал для инвестиций, и не только медийными компаниями. Но думаю, что этот ажиотаж сейчас неизбежно спадет, хотя, опять же, надо помнить, что 1998 год для интернета был достаточно позитивным. Я уверен, что серьезного спада интереса к интернету не будет: интерес к информации и к общению у людей при любых обстоятельствах, безусловно, сохранится.

- Раз уж речь зашла о тенденциях, какие тренды можно отметить в развитии телевидения? Соответствуют ли они прогнозам, которые вы делали год назад?

- Как повлияют последние события на развитие телевидения, сейчас сказать довольно сложно. Но есть несколько трендов, которые сегодня точно можно отметить и которые подтверждают наши прогнозы. Прежде всего, на телевидении наблюдается развитие так называемой мультиканальной среды и увеличение количества кабельных и спутниковых каналов, что естественным образом приводит к относительному уменьшению доли лидирующих эфирных каналов. Когда-то доля первых трех каналов превышала 70%, сейчас она находится на уровне 53%. Также в качестве одного из трендов стоить отметить очень быстрое проникновение новых телеканалов в домохозяйства.

В последние годы наблюдается также постоянный рост охвата кабельного телевидения.

В первом полугодии 2008 года возможность приема национальных и специальных телеканалов через кабельные сети имели 53,8% населения, тогда как в 2007 году - 48%, а в 2000 году - только 8%.

- Эксперты рынка констатируют стабильность телевидения, бурное развитие интернета и все чаще говорят о непростом положении прессы. А что можно сказать о рынке радио?

- На протяжении 2008 года рынок радио оставался стабильным. Радиостанции активно строили сети. С точки зрения рекламы у радиостанций была прекрасная возможность, с одной стороны, организовать федеральные рекламные кампании, с другой - мультилокальное размещение. И крупнейшие радиостанции вложили в это крайне много сил. Доля денег, которая приходилась на радио, была достаточно значима в общем объеме рекламного рынка. И, кроме того, важно помнить, что радио является наиболее эффективным СМИ с точки зрения оперативного донесения до аудитории рекламной информации, например, о каких-либо событиях, акциях и т. д.

- Как скоро можно будет говорить о массовом распространении интернет-телевидения?

- Перспективы интернет-телевидения очень хорошие. Но при этом следует отметить, что и традиционное телевидение сохранит свои позиции у большей части аудитории, так как для зрителей крайне привычен формат просмотра телевизора дома или, например, в фоновом режиме вне его. Однако интернет-телевидение продолжит набирать обороты. И на первый план выйдет вопрос содержания интернет-трансляций. Сегодня, например, это идеальная возможность смотреть в режиме реального времени спортивные события, когда нет доступа к домашнему телевизору.

В будущем это будет уже не только спорт, но и кино, новости и другие форматы.

- Подводя итоги нашему разговору, как вы в целом оцениваете перспективы 2009 года с точки зрения медийного рынка? Кого из игроков последствия кризиса коснутся в большей степени, а кто пострадает от кризиса меньше остальных?

- Выживут сильнейшие. Кризис переживут самые большие и самые сильные игроки рынка. Небольшому и среднему бизнесу будет тяжелее всего. Но все же важно отметить, что за последние десять лет российский рынок стал намного более профессиональным. Менеджмент во многих российских компаниях изменился. Есть сильные команды, и я уверен, что возросший за последние десять лет уровень знаний, умений и навыков управленцев во многом будет способствовать сохранению и дальнейшему развитию рынка и работающих на нем компаний.

www.Broadcasting.Ru