В третьем квартала негативная тенденция на рынке радиорекламы, наметившаяся в начале года, закрепилась. В первом квартале прирост бюджетов в Москве оказался нулевым, а во втором продажи в столице упали на 10%. С учетом 10-15% роста региональной радиорекламы весь рынок увеличился за январь-июнь на 3,5%, до 6,9 млрд руб. Тогда вещатели говорили, что это самый низкий прирост рекламных бюджетов на радио с 1998 года. В качестве основной причины падения называлось 50-60-процентная медиаинфляция на телевидении, в результате чего крупные рекламодатели вынуждены были сократить свои расходы на радиорекламу. В 2007 году по сравнению с 2006-м рост в Москве составлял 20%, а в регионах 30-33%.
В результате на многих радиостанциях количество проданной рекламы снизилось. По данным TNS Russia, объемы рекламы на станциях крупных холдингов снизились: к примеру, у "Русского радио" с 21, 4 тыс. до 12,6 тыс. минут, у "Авторадио" с 27,8 до 24,9 тыс., у "Европы Плюс" — с 18,8 до 13,8 тыс. Развитие российских радиостанций замедлилось, признал в отчете за первое полугодие 2008 года и французский холдинг Lagardere (владеет "Европейской медиагруппой", которой принадлежат в частности сети "Европа Плюс" и "Ретро FM").
Доля радио в общем объеме рекламных затрат в России в этом году снизится с прошлогодних 6,9% до 5,5%, прогнозирует глава "Медиа Плюс" (сейлс-хаус "Европейской медиагруппы") Мария Смирнова. "В регионах многие рекламодатели уже начали снимать рекламу с эфира и просят вернуть деньги, в следующем году ситуация может усугубиться",— говорит гендиректор группы региональных станций (в том числе "Радио Си") Николай Грахов. Гендиректор "Русской медиагруппы" Сергей Кожевников считает, что падение объемов радиорекламы в 2009 году может составить 30%. Мария Смирнова менее пессимистична: "По нашим оценкам, московский рынок радиорекламы в следующем году не вырастет, а в регионах рост останется на уровне 10%",— отмечает она.
Стоит отметить, что расходы на рекламу во всем мире в этом году вырастут на 4,3%, до 506 млрд долларов, прогнозирует в своем октябрьском отчете ZenithOptimedia. В июле агентство давало более оптимистичную оценку: почти семипроцентный рост, до 518 млрд долларов, пишет "Взгляд".
Пересмотрело агентство и свой прогноз на будущий год: затраты на рекламу вырастут не на 6%, а лишь на 4%, до 527 млрд долларов. Причина - мировой финансовый кризис.
Западные рекламодатели уже урезают свои бюджеты, выделенные на конец этого года, а также откладывают запланированные на 2009 год кампании, констатируют аналитики ZenithOptimedia. По их мнению, наиболее чувствительны к кризису производители люксовых товаров, индустрии путешествий и развлечений.
В США и Западной Европе прирост бюджетов в этом году составит всего 1,6%, хотя ранее ожидалось 3,4% и 3,7% соответственно. Пересмотрен прогноз и для всех других регионов, поскольку они зависимы от бюджетов транснациональных корпораций. Например, рост рекламного рынка Центральной и Восточной Европы, куда входит и Россия, составит, по оценке ZenithOptimedia, 15,3% против ранее планировавшихся 17,4%.
В этом месяце оценка была скорректирована до 18%, до 51,7 млрд рублей. В News Outdoor замедление темпов роста отрасли связывают с более острожным поведением клиентов на фоне мирового финансового кризиса и последствиями резкого подорожания в этом году телерекламы, заставившего рекламодателей экономить на других медиа.
Из-за законодательных ограничений допустимый объем рекламы в час в этом году снизился с 12 до 9 минут, в результате объем рекламы на ТВ снизился, по оценке группы "Видео Интернешнл", на 14% при 31-процентном увеличении платежеспособного спроса. Поэтому телереклама подорожала в среднем на 55-60%.