- Насколько увеличение бюджета способно изменить ситуацию на кинорынке?
- Стопроцентно это, конечно, ситуации не изменит. Это такая мера, которая позволит держаться на плаву скорее малобюджетным, а не крупным проектам. Cкажем, у нас 2 млн рублей - это 1/15 бюджета проекта "Обитаемый остров".
- А ведь деньги нужны еще и для налаживания технологий. Кино - производственно емкое дело.
- Безусловно. Технология сейчас базируется на технических возможностях, подразумевающих аппаратуру определенного качества, монтажное оборудование - все, что обеспечивает процесс съемок, а также на кадрах, обученных всем этим технологиям и процессам. И главная проблема - именно с квалифицированными кадрами. Как только возникает проект, который делается не за 5 рублей и в котором актер занят чем-то другим, а не многозначительным молчанием в кадре, тут же начинаются проблемы.
- Сейчас денежные вливания - это то, что ближе к идеологии или кино как таковому?
- На сегодня, по-моему, ближе к идеологии.
- Как бы вы прокомментировали место проведения совещания по вопросам развития киноотрасли - Русские всемирные студии?
- Есть три типа вхождения в кинорынок. Первый - начать цикл производства фильмов с нуля. Второй - включиться в этот цикл на стадии купли-продажи фильмов. Третий - предоставлять услуги технологического свойства: съемочные павильоны, монтаж, заниматься постпродакшном. Русские всемирные студии - из третьего потока. Начинали от сохи, но довольно грамотно и умно развивались. Причем главная их ставка была на сериалы.
- А у студии, которую вы строите под Москвой, на что ставка?
- Сначала мы хотели делать ее под кино. Причем под большое кино. Но потом поняли, что кино не является локомотивом процесса, и включили в орбиту телесъемки. Если нам удастся выдержать соотношение 30% кино на 70% телевидения, то, надеемся, лет через пять это дело может начать окупаться.
- На совещании в Петербурге прозвучала фраза про гранты: авторам коммерчески успешных российских фильмов в виде гранта будут отчислять 10% от кассовых сборов картины.
- Это правильно. Сейчас ведь все работают в одних условиях. И те, кто снимает фильмы за $1 млн, причем на самом деле снимает за $100 тысяч, а на оставшиеся $900 тысяч "честно" живет и процветает. И те, кто вкладывает по $5-6 млн в проект, ставя перед собой при этом еще и какие-то художественные задачи. И, скажем, один фильм покрутили на двух копиях по два раза и забыли. А другой кассу сделал, отзывы собрал - и ничего.
- Благодаря чему тогда держатся на плаву продюсеры-крупнобюджетники?
- Благодаря тому, что деньги все время в работе. Сейчас не выходит запустить фильм, а потом жить на его результат. Наш результат возвращается к нам в течение 10 лет: по крайней мере, столько подразумевает действующий в кино закон по амортизации. Вот мы и шутим, что до прибыли не доживем.