Телеканалы и в этом году способны на очень многое. Доказательство тому - небывалый, более $50 млн, коммерческий успех "Иронии судьбы, пишет "Гаезта". Продолжение" ("Первый канал") и впечатляющий бокс-офис "Самого лучшего фильма" (канал ТНТ). Но телевидение оказалось не только благом. Сериальный бум взвинтил гонорары в отрасли настолько, что отечественный кинематограф, по словам одного из ведущих продюсеров - Сергея Сельянова, оказался на грани дефолта.
Окупить фильм в прокате сейчас почти невозможно. Такие бюджеты, как $400 тысяч или $700 тысяч, давно стали приятным воспоминанием. Теперь и $2 млн кажутся затратами минимальным, а ведь речь идет только о производстве. Чтобы выпустить фильм в прокат, необходимо не только напечатать копии ($1 тысяча за штуку, то есть тираж "Адмирала", например, стоил около $1,3 млн), но и вложить средства в рекламу. Как правило, в случае среднебюджетной картины придется потратить денег не меньше, чем было вложено в производство.
После того как фильм выходит на экраны, 50% сборов забирают кинотеатры, еще 12-15% - прокатчики, и лишь оставшаяся часть идет продюсеру. А значит, чтобы "выйти в ноль", фильму с совокупным (производство плюс реклама) бюджетом в $5 млн нужно собрать примерно $13 млн. Но до такой отметки доходят лишь очень не многие российские картины.
Именно поэтому такое внимание приковано сейчас к господдержке. Ведь, выделяя на фильм хотя бы по $1 млн, государство способно если не погасить, то снизить риски продюсеров. Вопрос - кому выделять эти деньги и на каких условиях. Основная претензия отрасли к государству - средства выделяются бессистемно и буквально растворяются в пространстве: из более 100 картин в год, производимых с участием государства, до экранов доходят очень немногие, а запоминаются зрителями и вовсе единицы.
На заседании гильдии это вызвало бурное обсуждение: продюсерам были непонятны ни условия выбора приоритетных компаний, ни принцип, при котором все равны, но некоторые равнее. В результате было решено создать экспертную комиссию гильдии, которая разработала бы свой план и свою схему реформ. И такая комиссия уже создана.
Выступление Путина продемонстрировало, что государство по-прежнему готово пойти на увеличение финансирования кинематографа, но о принципах распределения денег за пределами очевидной ниши, видимо, еще будут вестись дискуссии.