Не прекращавшийся в последние годы быстрый рост бюджетов, которые телеканалы выделяли на сериальные проекты, делал устойчивым бизнес компаний каждой из трех категорий. За последние восемь лет стоимость производства одной серии выросла в десять раз. Минимальная цена эпизода в конце 1990-х, по оценкам участников рынка, составляла $10-20 тыс., сейчас — от $100 тыс. В такой же пропорции выросли и обороты компаний. По словам председателя совета директоров "Амедиа" Александра Акопова, если в 2001 году его компания зарабатывала на продажах проектов телеканалам $8 млн, то в 2006-м — $100 млн. Совладелец и генпродюсер компании "Леан-М" Тимур Вайнштейн говорит, что с 2004-2005 годов сериальный рынок в целом "по оборотам, количеству производимых часов, бюджетам, ценам, по которым каналы покупали продукт", рос примерно на 20-25% в год.
Телеканалы увеличивали закупочные цены пропорционально удорожанию себестоимости. По словам гендиректора компании РВС Юрия Сапронова, диапазон закупочных цен одного часа продукции сейчас составляет $100-500 тыс. Стоимость контента для телеканалов варьируется в зависимости от телеканала, времени, когда продукт попадает в эфир, и жанра продукта. Дороже всего, по словам опрошенных "Ъ" участников рынка, платят за контент "Первый канал" и "Россия" — до $500-600 тыс. за час продукции. На втором месте НТВ с $300 тыс., следом идут СТС и ТНТ — $200-250 тыс. Цены на РЕН ТВ — $90-150 тыс. Длинные телесериалы (начиная со 100 серий) обходятся производителям заметно дешевле коротких киносериалов (начиная с 10 серий) — $90-120 тыс. за серию, отмечают эксперты. Самый большой разброс цен на мини-сериалы (до 10 серий): их телеканалы оценивают в $150-700 тыс. за час при себестоимости производства $100-200 тыс.
В последние два-три года число производителей сериалов в России стремительно росло. Сейчас на рынке работает 150-200 продюсерских компаний и компаний-производителей. Появились и новые игроки из ближнего зарубежья. "Украино-российская компания "Стар Медиа", вышедшая на российский рынок два года назад, сходу предложила телеканалам цены на 10-20% ниже существующих, что позволило ей сразу закрепиться в своем сегменте — производство мыльных сериалов",— вспоминает гендиректор крупной кинокомпании. "Сегодня можно однозначно сказать, что рынок очень сильно перегрет",— признает президент компании "Феникс фильм" Сергей Скворцов.
На это указывает в частности тот факт, что в эфире федеральных телеканалов становится все меньше повторов и все больше — премьерной продукции. "Доля премьерных показов в прайм-тайме приблизилась к 100%,— говорит директор по производству ГК "Централ Партнершип" Арам Мовсесян.— Общий объем производства расти практически не будет. Теперь производителям придется конкурировать за заданное количество телечасов". По данным "Первого канала", из 55 сериалов, транслировавшихся в эфире 2007 года, 30 показывались впервые. По оценкам господина Мовсесяна, производство в часах компаний уже не растет, а рост рынка телепродукции составляет 10-15%.
В кинокомпаниях опасаются, что цены на контент могут снизиться и на фоне прогнозируемого замедления темпов роста телерекламной отрасли. Еще год назад группа "Видео Интернешнл" прогнозировала, что рост медиарекламного рынка будет постепенно замедляться и к 2012 году составит порядка 8% в год. Для сравнения: в 2007 году прирост всего рынка, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, составил 26%, до 228,7 млрд руб. Ранее аналитический центр "Видео Интернешнл" прогнозировал, что в 2009 году весь рекламный рынок вырастет на 19,3%, до 312 млрд руб. В сентябре, когда кризис в российском финансовом секторе стал очевидным, гендиректор "Видео Интернешнл" Сергей Васильев признал, что в 2009-м возможно замедление темпов роста медиарекламного рынка по сравнению с предыдущими прогнозами из-за общей неблагоприятной ситуации. Правда, в группе подчеркивают, что рост платежеспособного спроса на рекламном рынке составит 16%, а в отдельно взятом телерекламном сегменте — 20%. Расходы на телерекламу в следующем году вырастут примерно на 19%, полагает руководитель департамента телерекламы "Газпром-Медиа" Сергей Пискарев. "Уменьшить свою активность могут рекламодатели финансового сектора,— полагает он.— И то крупнейшие банки, занимающиеся потребительским кредитованием, вряд ли будут резко сокращать свои бюджеты". По оценке "Видео Интернешнл", совокупные расходы компаний финансового сектора на ТВ составили 2,5% от всех бюджетов на телерекламу.
Однако кинокомпании, похоже, не склонны верить оптимистичным прогнозам представителей рекламного бизнеса. Генеральный продюсер другого крупнейшего производителя телесериалов компании "Леан-М" Тимур Вайнштейн не исключает, что кризис может сказаться на бизнесе продакшн-компаний. А компания "Амедиа" в начале этой недели объявила, что уже начала подготовку к кризису: производитель сократил свой штат в пять раз — со 150 до 30 сотрудников и заморозил на неопределенный срок проекты, в которые уже вложил $14 млн.