В своем выступлении он уделил внимание двум ключевым задачам: как не нарушить существующее вещание в аналоговом формате созданием и продвижением цифрового телевидения и как довести до телезрителей уже сегодня, а не только в 2015 году, обязательный пакет общедоступных программ. С этой целью продолжается строительство и ввод в эксплуатацию аналоговых передатчиков.
Геннадий Скляр предложил разбить множество существующих проблем на четыре группы – нормативно-правовое регулирование, высвобождение необходимого количества частот, строительство современных сетей и обеспечение населения цифровыми приставками. Необходимо, как можно скорее скорректировать известные Правила предоставления услуг связи для целей телерадиовещания и Правила присоединения, продумать возможность "внутренней конверсии" путем высвобождения аналоговых частот при переходе на "цифру". Надо в каждом регионе предметно обсуждать существующую ситуацию и возможности перехода, учитывая возможности и ресурсы вещателей, РТРС, операторов спутникового и кабельного ТВ, координировать и консолидировать всех участников процесса.
Тезисы доклада Геннадия Скляра:
Организационно-технические мероприятия при переходе на цифровое вещание. Проблемы и пути их решения
Несмотря на все преимущества цифрового наземного вещания и желания не отстать от других, невозможно в одночасье перейти от "аналога" к "цифре", выключив одно вещание и включив другое. Это сложный процесс, не только с технической и экономической точек зрения, но и с точки зрения общественного восприятия, процесс, требующий разумных подходов и тактически верных решений.
Для России вопрос внедрения цифрового наземного телевещания является действительно важным и актуальным. И это связано не только с тем, что весь мир переходит на "цифру", но и с необходимостью решения внутренних проблем, связанных с перспективами развития отечественного телевидения.
Основным отличием принципов построения сетей телевизионного вещания в России от большинства зарубежных стран является преобладание аналогового эфирного вещания на фоне незначительного распространения и медленного развития платных систем кабельного и спутникового телевидения.
Организационно-технические мероприятия при переходе на цифровое вещание можно разделить на четыре основных принципиальных и взаимозависимых направления:
- нормативно-правовое регулирование отрасли,
- высвобождение необходимого частотного ресурса,
- строительство современных цифровых сетей,
- обеспечение доступа населению к сигналу в цифровом формате.
Нормативно-правовое регулирование отрасли
Проблемы:
Основные - окончательно не определен стандарт вещания (предположительно DVB Mpeg-4).
Не определен состава пакета телерадиоканалов обязательных для распространения на всей территории РФ и каналов свободного доступа.
Не принято решение об обеспечении населения приставками для приема сигнала в цифровом формате.
Кроме того, существует необходимость в принятии ряда других решений как в области технического регулирования, так и в лицензионно-разрешительной сфере.
Наличие этих проблем не позволяет окончательно определить объемы необходимого финансирования и начать строительство сетей.
Для решения основных проблем и снятие неопределенности по принципиальным вопросам, РТРС подготовило и направило в Минсвязи проекты нормативно-правовых документов.
Частотный ресурс
Наверное, самый больной вопрос во всей цепочке образовавшихся проблем ввиду его ограниченности.
Национальное распределение полос радиочастот в РФ имеет существенные отличия от международного. В настоящее время в России полосы частот, предварительно выделенные для цифрового ТВ, используются системами воздушной радионавигации и другими радиоэлектронными средствами. Это создает серьезные трудности при планировании цифрового телевидения.
Основными путями решения проблем в направлении высвобождения необходимого частотного ресурса являются:
1) первоочередное выделение РТРС частот для запуска стартовых мультиплексов, что позволит начать поэтапное высвобождение необходимого частотного ресурса с регионов, где ситуация не является критической.
2) проведение организационно-технических мероприятий по конверсии радиочастотного спектра, выделенного для цифрового телевещания.
Мероприятия по конверсии радиочастотного спектра уже начаты, необходимо осуществить их в запланированные сроки. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р утвержден план мероприятий по реализации Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, в котором предполагается разработка в 3 квартале 2008 года частотно-территориального плана развертывания сети цифрового телевизионного вещания в Российской Федерации.
Несмотря на то, что до окончательного отключения аналогового телевидения пройдет немало времени, необходимо уже сейчас задуматься о дальнейшем рациональном использовании высвобождающегося спектра в интересах населения страны.
Варианты могут быть разными: телевидение высокой четкости, мобильное телевидение, широкополосный доступ или какие-то другие услуги.
Строительство современных цифровых сетей
Техническая основа системы распространения телерадиопрограмм была заложена в 70-80 гг. прошлого столетия. В то время были построены мощные теле- и радиовещательные центры, тысячи ретрансляторов с соответствующими инфраструктурами (дороги, линии связи, электрические сети, водопровод и канализация, теплоснабжение), антенно-мачтовые сооружения. Для подачи программ на передатчики были сооружены радиорелейные линии связи, задействована группировка отечественных спутников связи. Вся эта мощная система обслуживает государственный сектор вещания и является базисом для всех негосударственных телерадиовещателей. Лишь единицы из нескольких сотен вещательных компаний смогли построить свои объекты такого назначения.
Телевизионное вещание развивалось, в первую очередь, за счет создания в крупных городах мощных радиопередающих центров, работающих в метровом и дециметровом диапазоне волн. Сеть эфирного телевизионного вещания в России в настоящее время включает более 13 тыс. телевизионных передатчиков различной мощности, в том числе, более 340 ТВ передающих станций мощностью более 1 кВт.
Телерадиовещание в России включает в качестве важнейшей составляющей сети распределения телевизионных и звуковых программ. Это имеет особое значение для России с ее огромными размерами (как по долготе, так и по широте). Сложилась распределительная структура, обеспечивающая доведение центральных программ до отдаленных точек страны.
Для распределительных сетей первоначально использовались радиорелейные и кабельные линии связи. Начиная с 1967 года, стали широко внедряться спутниковые распределительные сети. В настоящее время для подачи программ задействована группировка из 10 космических аппаратов, а также 115 тыс. км наземных РРЛ (300 тыс. км телевизионных каналов).
Если возможности развития радиовещания практически безальтернативны, как то: расширение УКВ-ЧМ вещания в густонаселенных районах, перевод в цифровой режим DRM мощных радиопередатчиков, обеспечивающих покрытие больших территорий и перспективное спутниковое непосредственное радиовещание, то при определении оптимального варианта развития телевизионного вещания было проведено сравнение возможностей развития и эффективности кабельного, спутникового непосредственного и эфирного вещания.
Эфирное вещание является самым простым, быстрым и наименее затратным способом подключения зрителей, не требующим помощи квалифицированных специалистов. Кроме того, этот вариант позволяет организовать региональное и местное вещание с учетом всех потребностей вещателей. При этом обеспечивается высокая надежность и высокая скорость развертывания сети.
Несмотря на высокий процент охвата населения эфирным наземным телевизионным вещанием, около 1,5 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктах Российской Федерации, не имеют возможности принимать телевизионные программы. В этих населенных пунктах экономически целесообразно использование систем спутникового непосредственного телерадиовещания.
Таким образом, наиболее приемлемым является вариант развития эфирного наземного телевизионного вещания как основы для гарантированного предоставления обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества с использованием технологий спутникового непосредственного телевизионного вещания для обеспечения всего населения многоканальным вещанием.
В целях недопущения ошибок планирования схем цифровых сетей, оптимального использования частотного ресурса и оптимизации объемов капитальных вложений, в каждом регионе необходима разработка системного проекта на сеть цифрового телевидения.
Каждый системный проект должен обеспечивать возможность выполнения цифровой сетью каждого региона следующих функций:
- формирование и кодирование цифрового пакета телевизионных и радиопрограмм с учетом источников их получения (магистральные и зоновые линии передачи);
- доставку цифрового пакета программ до РТПС на территории региона с использованием существующих и создаваемых транспортных сетей;
- цифровое эфирное вещание с формированием зоны обслуживания с заданным уровнем напряженности поля для обеспечения охвата населения региона в соответствии с принятым частотным планом сети;
- контроль и управление работой средств сети цифрового телевидения.
В состав сети цифрового телевидения каждого региона должны входить:
- сеть цифровых эфирных передающих станций;
- зоновые (региональные) линии передачи цифрового пакета программ;
- центр кодирования и мультиплексирования;
- инженерные системы и оборудование;
- система контроля и управления сетью.
Создание сегмента цифровой сети, необходимого для трансляции обязательного к распространению пакета телерадиоканалов должно быть профинансировано за счет средств федерального бюджета. На период до полного отключения сигнала в аналоговом формате должно быть предусмотрено финансирование на его трансляцию и поддержание в работоспособном состоянии аналоговой сети вещания.
Обеспечение доступа населению к сигналу
В нашей стране, учитывая ее специфику, полномасштабный переход на цифровое телевидение можно обеспечить только за счет бесплатной раздачи абонентских приставок населению. В противном случае нам придется нести расходы и на аналоговое, и на цифровое вещание.
В соответствии с концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р, трансляция телевизионных и радиосигналов обязательных общедоступных каналов предусматривает:
- доставку таких сигналов до всего населения Российской Федерации;
- установление периода поддержания параллельной трансляции в аналоговом и цифровом форматах с момента охвата 95 процентов населения региона цифровым вещанием;
- финансирование затрат вещателей, связанных с трансляцией в населенных пунктах с населением менее 200 тыс. человек, с участием средств федерального и региональных бюджетов;
- трансляцию в населенных пунктах с количеством домохозяйств до 100, не попадающих в зону трансляции эфирных передатчиков, с использованием спутниковой непосредственной трансляции.
При этом признано недопустимым, чтобы телезрители, которые сегодня смотрят программы аналогового телевидения, лишились с переходом на цифровой формат возможности смотреть телепередачи.
Для недопущения социальной напряженности, вызванной невозможностью принимать привычный телевизионный сигнал и сокращения сроков перехода на цифровое телевидение и отключение аналогового, необходимо субсидировать приобретение населением устройств приема цифрового сигнала.
Таким образом, только комплексное решение проблем, позволит построить эффективную цифровую сеть в максимально короткие сроки и откроет дорогу для развития новых технологий и сервисов.