Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IPTV Forum Russia/CIS: у "цифры" появился шанс

IPTV Forum Russia/CIS: у "цифры" появился шанс


17.07.2008

IPTV Forum Russia/CIS у "цифры" появился шанс

Уровень проникновения цифрового ТВ в России пока невысок. Однако по прогнозам игроков рынка, в 2011 году он превысит 30%. Этому будут способствовать и изменения политики государства в этой области, и рост популярности немаловажной составляющей пакета мультисервисных операторов - IPTV. Перспективы развития мирового и российского ТВ-рынка, новые решения и направления в области IPTV обсуждались на прошедшем в конце июня IPTV Forum Russia/CIS.  Есть ли перспективы у IPTV – вопрос, волнующий многих. По мнению большинства участников форума, однозначно есть. Тем не менее, это достаточно спорный момент. На данном этапе IPTV как элемент холдинговой структуры может быть прибыльным. Даже не принося собственного дохода, услуга IPTV, включенная в пакет Triple Play, делает его более привлекательным, способствуя удержанию абонентов. Однако перспективы IPTV как отдельного бизнеса пока не слишком очевидны. По мнению директора по проектам J-sons& Partners Александра Шуголя, к 2015 году рынок цифрового телевидения консолидируется: сейчас в мире насчитывается порядка 3 000 операторов, а через семь лет их останется 300-500. Он считает, что к этому времени стоит ожидать появления 2-5 новейших глобальных игроков, а число производителей оборудования снизится с сорока до десяти. Говоря о прибыльности бизнеса, Шуголь отметил, что к 2015 году они ожидают стократного увеличения емкостей и десятикратного снижения цен. По его словам, доходы операторов будут полностью зависеть от контента.

Сейчас, по данным J-sons& Partners, общее количество зрителей цифрового ТВ в мире достигло 121 млн человек. Президент компании MPEGIF Себастьян Моритц отметил, что в настоящее время доля пользователей IPTV составляет 10 млн человек.

А что в России?

В России существует программа перехода с аналогового телевещания на цифровое. По словам председателя подкомитета государственной думы по технологическому развитию Ильи Пономарева, уже разработана концепция по переходу на цифровое ТВ до 2015 года. По мнению депутата, ранее этот процесс тормозился из-за разногласий между двумя подходами — Мининформсвязи и ФГУП. Со сменой руководства профильного министерства появилась возможность преодоления конфликта. Он также добавил, что в формируемых шестиканальных мультиплексах два канала будут платными. Это открывает новые возможности по выходу на общенациональный рынок для операторов цифрового телевидения. По данным J-sons& Partners, Россия входит в двадцатку стран с наибольшим временем "телепросмотра". Однако широкому проникновению платного ТВ мешает конкуренция с эфирным телевидением, ограниченный платежеспособный спрос, отсутствие культуры потребления услуг платного телевидения, фрагментированность региональных рынков и недостаточно хорошая сетевая инфраструктура. К тому же, в России перешли на "цифру" всего 19% пользователей. Тем не менее, по предположениям компании, проникновение платного телевидения в России к 2011 году может превысить 30%. Если говорить отдельно об IPTV, то, согласно прогнозу J&P, к 2012 году каждый третий в России будет смотреть IP-телевидение. К этому времени число абонентов превысит 6,5 млн пользователей и составит 58% абонентской базы платного неинтерактивного ТВ. Среднее ARPU абонентов IPTV составит 5,5-7 долл. На западе VoD (видео по запросу) приносит операторам неплохой доход, ожидается, что уже через несколько лет эта услуга будет более прибыльна, нежели музыка. В Америке за прошедший год доля потребителей видео по запросу удвоилась. На российском рынке услуги VoD предоставляют четыре оператора: Qwerty, "Акадо", "Стрим" и Corbina. Запуску нового проекта - предоставлению доступа к IP-телевидению с помощью программно-аппаратного комплекса VIDAQ - был посвящен доклад ведущего специалиста центра видеоуслуг "Центрального телеграфа" Максима Раевского. Это первый в России проект, позволяющий смотреть IPTV без помощи выделенной приставки. Программно-аппаратный комплекс дает возможность видеть как шифрованный, так и нешифрованный контент. Реализованная защита контента была одобрена правообладателями, и с осени компания запускает услугу VoD.

Чего ожидать?

Собравшиеся активно обсуждали переход от Triple Play к Quad-Play, когда к стандартному набору - телевидение, данные, голос - добавляется еще и мобильность. Это позволит оказывать новые мультисервисные услуги: доступ к функциям IPTV посредством мобильного устройства, дистанционные записи телепрограмм и другие. Пользователь сможет всегда быть в предпочитаемом медиа-пространстве, а оператор получит возможность продать большее число программ и увеличить ARPU и лояльность клиентов. По мнению Якуба Бржежовского, директора TV/VOD, подразделение контента, EMEA, Orange, для поставщиков услуг пакет Multi-Play, в котором объединены IPTV, мобильная связь и видео — гибкое и масштабируемое решение, которое облегчает непрерывное внедрение новых приложений. Говоря о том, почему пользователи должны предпочесть IPTV альтернативным источникам телевещания, Алессандро Петаззи, руководитель медиа и IPTV подразделения Fastweb, заметил, что клиенты IPTV, как правило, более удовлетворены и менее склонны уходить к другим операторам. По его словам, сейчас одна из главных задач операторов IPTV заключается в повышении общего качества услуги, она должна восприниматься в первую очередь как телевизионная. По мнению Кьянга Ли, руководителя исследовательских работ и ведущего архитектора IPTV компании UTStarcom, необходимо сегментировать предоставленные услуги в зависимости от портрета потребителя. По словам Аллесандро Петаззи, самый большой сегмент потенциальных потребителей платного телевидения — люди старше 60 лет и молодежь. Кьянг Ли отметил, что старшее поколение предпочитает пассивный просмотр, тогда как молодежь - активный, также их интересует видео по запросу, возможности поиска, одновременного просмотра, составления собственных коллекций и возможность объединения в коммьюнити. С развитием IPTV приставки STB (Set Top Box) вполне могут стать домашней вычислительной платформой, столь же мощной, как и компьютер. Со временем, по мнению Кьянга Ли, телевизор можно будет использовать для веб-серфинга, отправки электронной почты и простой обработки текстов.

Что может помешать?

Основные проблемы заключаются в контентной составляющей. Пользователю IPTV нужно предоставить как богатую возможность выбора телеканалов, на этом поле с цифровым телевидением успешно конкурирует спутниковое ТВ, так и возможности получения продуктов по требованию. Здесь операторы IPTV наталкиваются не только на необходимость взаимодействия с правообладателями контента, но и на нелояльность потребителей: зачем платить, если можно скачать бесплатно? К тому же, по словам аналитика Павла Реброва, как минимум 50% дохода от продажи контента оператор отдает владельцу прав. Окупаемость контента, предоставляемого по запросу, зависит от абонентской базы оператора. Чем она больше, тем проще окупить прокат. Многие полагают, что популярности IPTV будет способствовать реклама, которая позволит сделать часть каналов бесплатной или существенно удешевить стоимость. Но интерес рекламодателя напрямую зависит от абонентской базы, которая на данный момент у российских операторов не слишком велика. С развитием IPTV эта возможность станет более реальной. Александр Шунин, менеджер по развитию бизнеса Alcatel-lucent, отметил, что интерактивность приносит новую модель в рекламный ТВ-рынок — таргетированный и персонализированный подход. Интерактивность существенно снижает отток абонентов и увеличивает приверженность зрителей к программе. Но, по мнению Анастасии Свиридовой, директора по маркетингу и развитию NDS Ltd., процесс внедрения iTV в IPTV пока идет достаточно медленно. В любом случае, пока оценки аналитиков сильно расходятся. Большинство полагает, что IPTV займет свое место на телевизионном рынке. По оценкам оптимистов к 2010 году рынок IP-телевещания достигнет 16,7 млрд долл. Но скептики полагают, что со временем интерес к этой услуге может снизиться и даже вовсе угаснуть.

 

 

Источник: CNews
www.cnews.ru