Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Провайдеры второго эшелона

Провайдеры второго эшелона


20.05.2008

За последние три года количество столичных квартир, подключенных к сетям независимых провайдеров, сократилось втрое. Эти независимые сети и рады бы продаться крупным игрокам рынка, но те не спешат их покупать.

Домашние (или домовые) сети — небольшие интернет-провайдеры, обслуживающие максимум по нескольку десятков тысяч квартир и не принадлежащие крупным операторам. По данным iKS-Consulting, сейчас на их долю приходится 15% московских пользователей широкополосного доступа (ШПД). Еще в 2006 г. их доля составляла 36%, а годом ранее — 44%. То есть всего за три года крупные операторы сумели консолидировать две трети некогда независимого рынка.

В Москве и поныне действует более 100 домовых сетей, говорит аналитик iKS-Consulting Максим Савватин, но лишь несколько десятков могут представлять интерес для крупных операторов как потенциальные объекты покупки. Наиболее интересные сети — "Старнет", совладелец которой — основатель телекомпании "СТС Media" Питер Герви, и "СУ-29 телеком", 50% которого, по сведениям сразу нескольких участников рынка ШПД, приобрел в прошлом году бизнесмен Алексей Запорожец.

Сети на энтузиазме

Первые домовые сети начали создаваться в начале 1990-х гг. Тогда это были абсолютно некоммерческие объединения — сети, объединяющие несколько компьютеров для общения, участия в сетевых играх и обмена файлами. Создавались такие сети на собственные деньги энтузиастов, без привлечения стороннего капитала. Среди старейших московских сетей, начинавшихся как такие любительские проекты, — Wood, UltraNet, InterLAN, MetroNet On-Line, Koptevo.Net, Bibirevo.Net, Mitino.Net.

Бывший владелец ряда подобных проектов рассказал "Ведомостям", что с 1997 г. построил несколько домовых сетей на северо-востоке Москвы. В то время уже существовали так называемые FTN-сети, работающие через интернет-модем по обычной телефонной линии (например, FidoNet), пользователи которых в основном обменивались файлами друг с другом, вспоминает собеседник "Ведомостей". Он предпочел строить сети, используя коаксиальный кабель; они обеспечивали значительно большую скорость, достаточную для комфортной работы в интернете, и вдобавок не требовали задействования телефонных линий (т. е. домашний телефон оставался свободным).

Со временем все больше москвичей приобретали компьютеры и подключались к сетям, проложенным между домами и кварталами. Постепенно такие сети стали коммерческими. Их владельцам требовалось все больше кабеля, а для доступа во всемирную паутину требовалось подключиться к "большому" провайдеру. Поначалу вопрос решался просто: все пользователи домовой сети скидывались и платили тому за организацию канала. Со временем сети, у которых количество подключенных квартир исчислялось сотнями и тысячами, стали вводить абонплату. В 2007 г. средний абонент таких сетей платил, по оценке iKS-Consulting, 515 руб. в месяц. Почти столько — 510 руб. в месяц — платит домашнему провайдеру один из корреспондентов "Ведомостей" за скорость доступа 100 Мбит/с.

Вступив в коммерческие отношения с провайдерами, "домовики" вынуждены были начать учитывать трафик и стали создавать самописные билинговые системы, продолжает собеседник "Ведомостей". Когда бизнес его сетей стал "взрослеть", он вышел из него, продав доли владельцам других сетей.

Почувствуйте разницу

Преимущества домашних сетей перед крупными провайдерами объясняются самим принципом их организации. Пользователи объединенных в локальную сеть компьютеров, и не подключаясь к интернету, могут общаться между собой, играть в игры и обмениваться файлами с высокой скоростью. Зачастую домашние сети — это сообщества пользователей, объединенных похожими интересами, посещающих одни и те же места, что автоматически превращает их в лояльных клиентов.

У многих домовых сетей качество техподдержки находится на уровне, недоступном крупным операторам, говорит гендиректор iHome (вышестоящий оператор для многих домовых сетей Москвы и организатор пиринга Home-iX) Василий Масловский. Например, у них есть локальные офисы, в которых пользователь может решить все проблемы. Время реакции на аварию значительно меньше. У крупных же операторов часто возникают проблемы с дозвоном в call-центр, а представительства открыты не во всех районах.

Масловский уверен: интересных активов в Москве достаточно, 30-40% рынка еще не консолидировано, а почти все владельцы домашних сетей "стратегически готовы продаться". Они готовы вести переговоры с потенциальными покупателями, если речь идет о сумме не менее чем 20 ежемесячных оборотов, утверждает Масловский.

Представители домашних сетей финансовые вопросы предпочитают не обсуждать. По оценке iKS-Consulting, выручка сети среднего размера, обслуживающей 10 000-15 000 активных абонентов, — $3-5 млн в год, т. е. $250 000-416 000 в месяц. Значит, если верить Масловскому, средняя сеть должна стоить $5-8 млн.

Гендиректор "Старнет" Виктор Ефремов считает свою компанию не домовой сетью, а "интернет-провайдером второго эшелона" вроде Qwerty и NetByNet: именно эти компании — прямые конкуренты "Старнет", полагает он. Подобно этим провайдерам, "Старнет" скупает активы (например, недавно он приобрел сети "РДМ холдинг" и "Планета телеком", обслуживающие 11 000 квартир) и строит общегородскую сеть. "Наше конкурентное преимущество — четкая ориентация на клиента, — говорит Ефремов. — В отличие от крупных операторов мы продаем одну простую услугу — доступ в интернет — и делаем это хорошо". Сливаться с более крупными игроками "Старнет" сейчас "не очень интересно, потому что сохраняется возможность собственного активного роста, добавляет он.

Покупки в виде исключения

Гендиректор NetByNet Вадим Курин полагает, что привлекательные для покупки компании в Москве еще остались, совместно они обслуживают не менее 150 000 абонентов, т. е. 9-10% рынка. NetByNet сделала ставку именно на скупку таких провайдеров и за два года существования потратила на это $40 млн, а в будущем обещает потратить еще $15 млн. Особенно, по словам Курина, компанию интересуют операторы за МКАД, планирующие развиваться в подмосковных городах с населением 60 000-80 000 человек.

Интересных активов средней руки в Москве совсем немного, считает гендиректор "Корбина телеком" Александр Малис; рыночная доля таких компаний не превышает 2%. В качестве примера он приводит сети "Марьино.net" и "Бутово.net". Крупные компании, говорит Малис, оценивают себя в $600-800 за абонента, более мелкие — в $300-400. При этом сама "Корбина" "домовиков" не покупает, предпочитая строить сети самостоятельно. Покупая домашнюю сеть, особенно небольшую, компания платит исключительно за абонентов — саму сеть чаще всего надо перестраивать заново, объясняет Малис. При этом 20-30% клиентов домашних сетей, как правило, мертвые души, т. е. неактивные и давно не платящие пользователи, сетует он. Курин подтверждает: после покупки сеть приходится перестраивать.

Президент "Комстар — Объединенные телесистемы" Сергей Приданцев вовсе не находит в Москве достойных объектов для поглощения. Есть несколько небольших домовых сетей, которые могут быть интересны отдельным провайдерам, но не "Комстару", уточняет он. "Комстар" не интересуется домашними сетями из-за непрозрачности их акционерного капитала и бизнес-процессов, объясняет Приданцев.

Из Москвы в область

Иная ситуация на рынке ШПД Подмосковья — примерно такая же, как в Москве несколько лет назад. Львиную долю рынка там контролируют местные домовые сети (их 100-150), иногда созданные не без участия чиновников местных администраций. Всего в 2007 г. в области было, по оценке Савватина из iKS-Consulting, около 300 000 частных интернет-пользователей. И крупные операторы — "Центртелеком", "Инфолайн", "Центральный телеграф", "Комстар-ОТС", "Акадо" и "Корбина" — обслуживали всего около 40%.

В Подмосковье остались кандидаты на поглощение, соглашается Приданцев из "Комстар-ОТС". Компания уже успела приобрести две подмосковные компании — "Юнител" и "Контраст-телеком" примерно за $9 млн и планирует продолжить покупки. Приобрести двух провайдеров в Подмосковье собирается NetByNet, рассказывает Курин. Об интересе к Подмосковью "Ведомостям" говорил и совладелец "Ренова медиа" Юрий Припачкин, добавив, правда, что в области выгоднее строить свою сеть.

Московская область — один из наиболее перспективных рынков ШПД в России, считает Савватин: здесь очень высокие темпы строительства жилья и много экономически активного населения, в основном работающего в Москве. При этом уровень проникновения ШПД среди домохозяйств Подмосковья в конце 2007 г. не превышал 20%. В этом году, прогнозирует Савватин, этот показатель может вырасти до 30-35%.

Источник: Ведомости
www.vedomosti.ru