Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Вытеснит ли кабель тарелки

Вытеснит ли кабель тарелки


19.05.2008

Вытеснит ли кабель тарелки

Российский рынок платного телевидения вот-вот станет массовым: его ежегодный объем приближается к $1 млрд. Если прежде львиную долю рынка занимало спутниковое ТВ, то сейчас за деньги подписчиков все активнее борются кабельные и интернет-провайдеры.

Согласно данным исследования аналитической компании iKS-Consulting в 2007 г. объем рынка платного ТВ в России вырос на рекордный 51% до $680 млн. Более трети (37%) этой суммы собрали спутниковые операторы — прежде всего "НТВ-плюс" и "Космос-ТВ". Но постепенно их доля будет сокращаться из-за обострения конкуренции со стороны кабельных операторов и интернет-провайдеров.

Довесок к интернету

Изначально платное ТВ было самостоятельной услугой, отличной от эфирного, вспоминает Борис Вергун из "Национальных телекоммуникаций" (НТК, контролируется Национальной медиа группой, владеет "Мостелекомом", "Санкт-Петербургским кабельным телевидением" и др.). По данным iKS-Consulting, на НТК приходится 30% российских подписчиков платного ТВ, но доля холдинга в доходах сектора — лишь 21% (см. графики). Дело в том, что основная часть клиентов операторов НТК подписана на так называемый "социальный пакет" из десятка каналов, приносящий $2-3 в месяц.

В 2004 г. НТК взялась предоставлять услуги платного цифрового ТВ по кабельным сетям в Петербурге и Екатеринбурге (бренд "Твое ТВ", до 30-50 каналов). Но гораздо больше абонентов подписалось на широкополосный интернет-доступ (ШПД, или broadband), хотя НТК запустила эту услугу позднее. Услугами ШПД в Петербурге пользуются 100 000 клиентов НТК (кабельным ТВ — всего 20 000), а в Екатеринбурге — 50 000 (ТВ — чуть более 10 000). Интернет — основной драйвер привлечения абонентов, признает Вергун. Московский оператор холдинга только собирается запустить услуги ТВ по интернет-каналам — IPTV, зато ШПД уже продает.

Президент подконтрольного АФК "Система" оператора "Комстар — Объединенные телесистемы" Сергей Приданцев уверен: "Будущее за мультимедийной услугой, в которую должны войти телефония, broadband как [технологическая] среда и различные медийные сервисы — телевидение, фильмы, игры и т. д.". Пока "Комстар" подключил к IPTV лишь около 130 000 московских квартир, хотя запустил эту услугу еще весной 2005 г. (при том что услугами ШПД пользуется 595 000). Некоторые клиенты и конкуренты "Комстара" указывают на невысокое качество его IPTV. Но в феврале тот начал модернизацию сети. По окончании модернизации "Комстар" сможет предложить всем абонентам телевидение высокой четкости HDTV, у которого качество значительно лучше", обещает Приданцев.

В том, что платное ТВ в ближайшей перспективе останется самостоятельным бизнесом, уверен лишь гендиректор "НТВ-плюс" Дмитрий Самохин. Он ссылается на опыт развитых стран, где проникновение интернет-доступа выше, чем в России. Впрочем, эта компания пока лидер рынка (в денежном выражении) и к тому же является единственным в России спутниковым оператором, охватывающим территорию всей страны. "НТВ-плюс", по словам Самохина, "ощущает обострение конкуренции из-за появления новых игроков платного ТВ", но пока повышение интереса людей к платному ТВ только на руку компании — ведь большинство до сих пор считает, что ТВ должно быть бесплатным.

Зачем провайдеру ТВ?

Для оператора ШПД платное ТВ — хороший способ повысить средний ежемесячный счет абонента (ARPU), объясняет гендиректор "Корбина телеком" Александр Малис. По его словам, у "Корбины" ARPU — около $18 в месяц, а услуга IPTV, которую компания тестирует с начала года и планирует запустить в коммерческую эксплуатацию в течение месяца, поможет увеличить этот показатель на $3-4. Раз уж оператор дотянул до дома кабель, ему имеет смысл оказывать обе услуги: чем больше услуг, тем выше доход оператора, рассуждает Малис.

У основных конкурентов "Корбины" в Москве — "Комстара" и "Акадо-столицы" (входит в холдинг "Ренова медиа") на комплексную услугу "интернет + ТВ" приходится 30% и 70% новых подключений соответственно. ARPU "Комстара" в IV квартале 2007 г. составил $18,3 в месяц, какую часть этой суммы обеспечило телевидение, компания не раскрывает. Пресс-секретарь "Комстара" Екатерина Невская говорит лишь, что средний счет подписчика услуги "интернет + ТВ" выше, чем счет пользователя ШПД, но не только за счет ТВ. Пользователи комплексной услуги выбирают более высокоскоростные, а значит, дорогие тарифы, объясняет она.

Источник, близкий к "Акадо", ранее рассказывал "Ведомостям", что ARPU столичного оператора от интернет-услуг составляет около $20 в месяц, а ТВ приносит еще около $10 в месяц.

Но некоторые интернет-провайдеры, например "Центральный телеграф" (ЦТ, контролируется "Связьинвестом"), пока предоставляют услугу ТВ вовсе бесплатно, как бонус к ШПД. Эта компания занимается телевидением, прежде всего чтобы показать клиентам разницу между аналоговым и цифровым ТВ, дать им оценить все преимущества "цифры", объясняет представитель пресс-службы ЦТ (бренд Qwerty).

Увеличение доходов — не единственная причина, по которой операторы добавляют к интернету ТВ. Чем больше абонент получает услуг, тем он лояльнее к оператору, считает управляющий директор "Акадо-столицы" Сергей Алимбеков. Причем Алимбеков уверен, что рынок цифрового телевидения "перешел в массовую фазу или находится на пороге перехода в эту фазу": "Акадо" сейчас подключает более 20 000 абонентов телевидения в месяц и такими же темпами — пользователей интернета. "ТВ пока не является локомотивом роста выручки. Главный драйвер — интернет", — возражает Приданцев из "Комстара".

Кабель или тарелка

Приданцев прогнозирует: кабельные интерактивные услуги, развиваясь, будут вытеснять спутниковые технологии, на которые делают ставку "НТВ-плюс" и "Космос-ТВ" (последняя принимает сигнал со спутника, но доставляет его в квартиры уже по кабелю). Связь "по тарелке" односторонняя, т. е. интерактивные услуги невозможны, объясняет Приданцев.

Спутниковые операторы тоже могут предоставлять комплексную услугу — "либо путем совершенствования технологии, либо в партнерстве с несколькими компаниями или с использованием нескольких различных технологий одной компанией", возражает гендиректор "Космос-ТВ" Андрей Теппер. По его словам, основные усилия "Космос-ТВ" сосредоточены на повышении качества и развитии платного ТВ. Самохин из "НТВ-плюс" также не согласен с Приданцевым. В ближайшее время "НТВ-плюс" запустит услугу pay per view, позволяющую смотреть каналы, оплачивая каждый просмотр по отдельности, а уже сейчас она внедряет технологию, которая позволит организовать обратную связь и в спутниковом ТВ, говорит Самохин.

"Спутниковое телевидение в России занимает особую нишу: оно предоставляет услуги в тех местах, где нет кабельных операторов. И вряд ли новые игроки пойдут в населенные пункты с населением менее 100 000 человек, поэтому полностью замещение не произойдет", — подытоживает аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.

Источник: Ведомости
www.vedomosti.ru/