Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Какое будущее ждет Областное ТВ и Четвертый канал

Какое будущее ждет Областное ТВ и Четвертый канал


23.04.2008

Какое будущее ждет Областное ТВ и Четвертый канал

В последнее время вокруг старейшего частного екатеринбургского телеканала – "Четверки" и его отца-основателя Игоря Мишина – ходит много печальных слухов и пересудов: "4-ку кто-то купил", "любимые передачи закроют", "сотрудники увольняются", "канал приобретет федерального сетевого партнера" и т.д. К сожалению, все это является следствием практически полного отсутствия официальной информации о происходящих изменениях. И опытные медиа-менеджеры, работающие на канале, как никто другой должны бы это понимать. В конце концов, переживают зрители, до которых информация добирается уже в весьма искаженном варианте. Все это вместе взятое далеко не лучшим образом сказывается на имидже канала.  Поэтому в разговоре о будущем как знаменитой "Четверки", так и регионального ТВ в целом, и о том, как же медиахолдинги и федеральные сети будут вести себя в ближайшем будущем по отношению к "регионам", лучше пойти от обратного – от реально известных и достоверных фактов.

Сегодня в крупнейшем городе Урала работает около десяти местных телекомпаний, из них только две – Областное телевидение и "Четвертый канал" – не имеют федерального сетевого партнера и сами занимаются программированием эфира. Однако Областное телевидение – это все-таки дотируемый областным бюджетом проект, рейтинг которого в рамках статистической погрешности - 1-1,5% по данным TNS Gallup Media и, естественно,  значительно ниже "Четверки", которая стабильно входит в семерку ведущих каналов Екатеринбурга. И, несмотря на все проблемы с законностью вещания в Нижнем Тагиле, "Четверка", кроме всего прочего еще и не только екатеринбургский телеканал, ее смотрят во многих городах Свердловской области.

К сожалению, изменения на каналах, которые обзавелись сетевыми партнерами, происходят быстрее, чем хотелось бы. Стремительно исчезают собственные продукты, особенно те, что не приносят особых доходов, но при этом являются социально значимыми. И на этом фоне способность не только сохранять уже известные и полюбившиеся продукты, но и создавать новые проекты особенно ценна. "Приобретение местными каналами федеральных сетевых партнеров – это логичный процесс, основанный, прежде всего, на экономической целесообразности. В итоге без партнеров останутся каналы муниципальные и областные, которые получают дотации", - рассказал Накануне.RU генеральный директор "Эксперт-ТВ" Михаил Нелюбин.

Собственно, никто бы и не заговорил о возможности появления у "Четверки" сетевого партнера или вообще нового хозяина, если бы не другое обстоятельство – переговоры с "Региональной Медиа Группой" (РМГ) Ивана Таврина и информация о неблестящих столичных делах Игоря Мишина. Кстати, некоторые местные издания уже успели написать о том, что сделка с РМГ состоялась. Правда, те же издания успели несколько раз "отпеть" новости "Студии 41" и сыграть похоронный марш на никак не умирающем "Ермаке".

По утверждению всеведущих коллег, сотрудников 4-ки поставили в известность о сделке, однако какой-либо официальной информации по данному вопросу до сих пор нет. При этом ни для кого в медийном пространстве Екатеринбурга не секрет постоянный исход кадров с канала. Если не вспоминать демарши новостийных журналистов 3-4-летней давности, то не заметить отток профессионалов последнего времени игнорировать не получается. Это и переход на СГТРК Алексея Кузнецова, и Алексея Ванченко - ярких фигур екатеринбургского телепространства и совсем недавний отъезд в столицу продюсера Галины Порохни, который непременно потянет за собой цепочку "четверочных" специалистов. Причем, речь идет не об обычной ротации молодых и неопытных журналистов, а именно об уходе грамотных профи. 

В РМГ интерес к "Четвертому каналу" комментировать отказываются. Никак прямо не комментирует эту информацию и сам Игорь Мишин. Впрочем, как говорится, шило в мешке не утаишь, и, рано или поздно, об изменениях на "Четвертом канале" рассказать придется.

Попробуем понять ситуацию, по информации, как говорится, с другой стороны.Что же такое "Региональная Медиа Группа"? Кто такой Иван Таврин? Вот что сама компания пишет о себе на рекрутинговом сайте "HeadHunter". "РМГ основана в 2002 г., по озвученным в СМИ данным, оборот группы в 2006 г. составил около $30 млн. Основная стратегия группы – стать крупнейшим региональным оператором радио-эфира. В настоящее время в Группу входят более 25 радиостанций, в том числе станции в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге (кстати, из бывшего радио-холдинга все того же Мишина), Красноярске, Челябинске, Кемерово, Самаре, Владивостоке и других городах, еще 8 находятся в процессе слияния/присоединения. К декабрю 2008 г. планируется увеличить численность радиостанций до 50. Принадлежащие РМГ станции являются сетевыми партнерами "Русской Медиа Группы", ЕМГ, ВКПМ, других сетей, некоторые станции ориентированы на собственное программирование. В настоящий момент в РМГ работает более 300 штатных сотрудников, большинство из которых находится в регионах. Одной из приоритетных задач группы является формирование профессиональной команды управленцев, способных реализовать амбициозные планы РМГ", - говорится в визитной карточке. Как видно, в компании говорят о создании пока только радиохолдинга. Но при этом компания в последнее время приобрела несколько телекомпаний в разных городах страны. Так что до конца стратегия РМГ не ясна.

О самом Иване Таврине известно тоже не очень много. Ранее он являлся одним из совладельцев ТВ3, но потом продал свой пакет и занялся "собиранием медиа-активов русских". Комментариев Таврин не дает и, судя по всему, является фигурой информационно закрытой. Поэтому теории по поводу того, зачем же РМГ собирает активы в регионах, причем такие разношерстные, являются лишь предположениями. Основных версий две: либо РМГ в дальнейшем, после консолидации активов, просто перепродаст собранный из крупинок холдинг, либо группа действительно нацелилась на создание крупного холдинга, которым сама и будет руководить. И в первую, и во вторую логику появление у "Четвертого канала" федерального партнера укладывается (в случае, если РМГ приобретет актив полностью или целиком). Что от этого может измениться?

Эксперты рекламного рынка Екатеринбурга говорят, что какие бы изменения не постигли "Четверку", она все равно некоторое время останется рейтинговым каналом, а значит сохранит еще год- полтора продажи на хорошем уровне. Другое дело, что может измениться соотношение местных и федеральных продаж. "В связи с новым законом "О рекламе" количества эфирного времени, которое будет отдаваться федеральным каналом местному сетевому партнеру будет недостаточно, чтобы содержать канал. Например, телеканал ТВ3 вообще закрыл все региональные продажи", - поясняет Михаил Нелюбин. Федеральным каналам нужны сетевые партнеры в регионах – так добиться присутствия в регионе гораздо проще, чем открывать собственное вещание. А у местных телеканалов зачастую приобретение федерального партнера – единственный способ выжить.

Но "Четвертый канал" вовсе не принадлежит к числу тех, кто спокойно залез бы в кабалу к федеральному каналу. В 2005 г. Мишин с партнерами создал "Национальный телевизионный синдикат" (НТС), целью которого было предложить региональным каналам разноформатные пакеты продуктов, с помощью которого региональные телекомпании могли бы сами программировать свою сетку. "У "Четверки" нет сетевого партнера, сегодня заполнение эфира идет через НТС. Логично предположить, что и в пуле, создаваемом Тавриным вокруг "Четвертого канала", так или иначе будут использоваться продукты, предлагаемые НТС", - рассказал нашему агентству источник в медиакругах Екатеринбурга, знакомый с ситуацией. В самом "Синдикате" не видят причин для беспокойства. "Если "Четвертый канал" сохранит собственное программирование, то формат работы с "Национальным телевизионным синдикатом не изменится", - рассказал Накануне.RU директор по развитию НТС Максим Лысов. Да и в случае, если "Четверка" приобретет сетевого партнера, НТС может продолжить сотрудничество. "Это зависит от решения собственников "Четвертого канала", от программной политики. Если будет выбран сетевой партнер, то, возможно, телеканал откажется от сотрудничества с НТС. Однако среди партнеров "Синдиката" есть региональные телеканалы, которые сотрудничают с телесетью и одновременно закупают контент НТС", - рассказал Максим Лысов. Отметим, сейчас "Четвертый канал" закупает у НТС около 150 часов оригинального контента в месяц.

Правда, некоторое время назад Мишин из НТС ушел. Теперь, по его собственным словам, создатель "Четвертого канала" намерен заняться кинопроизводством. Некоторый опыт у господина Мишина в этой области имеется, правда, неудачный. В течение непродолжительного времени он успел побывать гендиректором компании "Амедиа", специализирующейся на производстве сериалов (как ни удивительно, но и оттуда Мишин ушел). По версиям, гуляющим в интернете и в открытую циркулирующим в столице, главным инициатором "ухода" Игоря Николаевича из "Амедиа" был отец-основатель компании Александр Акопов.

Если говорить о кинопроизводстве, то сериалы – это одно, а создание фильмов для широкого проката (а именно этим и грезит, по его собственным словам, Мишин) – совершенно другое. Тем более в условиях суровой российской реальности.

Но вернемся к НТС. Сегодня членами синдиката являются около 40 телекомпаний по всей России. С одной стороны, разработчики нового формата сотрудничества дают регионалам гораздо больше свободы, например, ограничиваются лишь советами и консультациями по поводу размещения их продуктов в сетке вещания. С другой стороны, предлагаемые синдикатом вещи – это все-таки в основном продукт прошлых лет. Получается, что повторы идут по дотируемым из бюджетов каналам, повторы по каналам-партнерам НТС, и только те, кто сотрудничает с федеральными партнерами, могут предложить что-то новое. При этом собственное производство стремительно снижается. Вот и возникает вопрос – слаще ли хрен редьки?

Есть, конечно, и еще один аспект вопроса, правда, как говорят эксперты, он очень малозначителен и вряд ли окажет существенное влияние на развитие ситуации вокруг "Четвертого канала". Это цифровое вещание. Как известно, на него сейчас пытаются перевести всю страну, включая и Свердловскую область, где недавно с помпой прошло открытие. Предполагается, что через некоторое время в цифровые пулы переберутся все каналы. Если бы цифровизация шла прямо сегодня, то "Четверка" могла бы рассчитывать на  место в одном из пулов. Но как таковой "Четвертый канал" какую-либо федеральную сеть вряд ли заинтересует. А вот если федеральной сети предложить сразу несколько телеканалов в разных городах, да причем таких, которые могут занять неплохие места в пулах, то такое предложение будет более интересным. Хотя, повторимся, этот интерес не является сейчас первостепенным, ведь цифровое телевидение в России еще несколько лет (а то и десятилетий) останется в стадии эксперимента.

А вот на счет "Четверки" таких четких перспектив нет. Как известно, все тайное, рано или поздно становится явным. Только вот неизвестно, пойдут ли на пользу все эти "тайны мадридского двора" самим сотрудникам канала. Эксперты говорят, что Игорь Николаевич собственному детищу не даст "загнуться". Вот только жизнь доказывает, что со временем все меняется, в том числе и представление о настоящем, успешном региональном канале с собственным программированием. Тем более, что проблем у отца-основателя и в Москве хватает с лихвой.

Источник: Накануне.RU
www.nakanune.ru