Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифровое телевидение в России: движение в правильном направлении

Цифровое телевидение в России: движение в правильном направлении


07.04.2008

Цифровое телевидение в России движение в правиль направлении

European Audiovisual Observatory опубликовала отчёт о развитии цифрового телевидения в России. Это исследование было проведено для EAO исследовательским подразделением издательской компании Гротек.

На 155 страницах исследования анализируется сегодняшняя ситуация  и перспективы развития цифрового телевидения на различных платформах (спутниковое, кабельное, Интернет ТВ). Также описываются VoD-проекты.

Развитие рынка цифрового телевидения обусловлено общим ростом рынка инфоркоммуникаций. Объем российского рынка IT, телеком, ТВ/РВ за 2007 год, по предварительным данным Министерства информационных технологий и связи, составил 1,5 триллиона руб., что на 25,4% больше по сравнению с 2006 годом. Ожидается, что в 2008 году общий объем рынка информационных технологий и связи составит более 1,8 триллиона рублей.

Развитие рынка цифрового телевидения в России продолжается в особом контексте. Эфирное вещание было единственным методом доставки ТВ сигнала до населения вплоть до 1991 года (до распада СССР). Стоимость услуг для домохозяйств составляла не более 0, 08% от их общих доходов.

Развитие рынка цифрового телевидения в России в ближайшие 5-7 лет будет обусловлено конкурирующими интересами регуляторов рынка – Министерства информационных технологий и связи, ФАПМК, Россвязьохранкультуры – и крупнейших игроков рынка фиксированной, мобильной связи, также кабельного и спутникового телевидения.

Противоречия, возникающие в процессе внедрения цифрового ТВ в России между государственными структурами и частными компаниями, не является исключительно российской особенностью. В других европейских странах также наблюдались разногласия между регуляторами отрасли и игроками рынка.

Приоритет государства: переход к цифровому эфирному вещанию

Переход эфирного вещания от аналогового к цифровому (в стандарте DVB-T) был объявлен государственным приоритетом и описан в Концепции развития телерадиовещания в России (2008-2015 гг). Игроки рынка позитивно оценили утверждение Концепции постановлением Правительства РФ №1700-Р от 29.11.07.

Выбрав европейский стандарт цифрового вещания, российские регуляторы вынуждены следовать и европейским срокам и принципам перехода от аналогового к цифровому вещанию.

Объём инвестиций в переход к цифровому вещанию в России может превысить 350 млрд. рублей за 8 лет (2008-2015 гг.).

Рыночные стратегии операторов спутникового, кабельного телевидения и ADSL-операторов

Российские операторы платного ТВ до сегодняшнего дня, в основном, ориентировались на американскую модель доставки телевизионного сигнала населению, в которой преобладали кабельное и спутниковое ТВ. С таким подходом согласны и индустриальные эксперты, которые считают, что эфирное ТВ необходимо максимум только для 10-15% населения России. Все другие домохозяйства могут быть охвачены спутниковым вещанием (особенно с появлением новых игроков, продвигающих "бюджетные" услуги спутникового ТВ) и кабельными операторами.

В сегменте спутникового телевидения 100% вещания осуществляется в цифровом формате (к концу 2007 года количество подписчиков спутникового ТВ достигло 2.5 млн). Что касается кабельного ТВ, то количество подписчиков цифровых каналов составляет минимум 1 миллион (7,4% от общего числа абонентов кабельных операторов, по состоянию на 01.04.07). В это число также входят московские абоненты Строим-ТВ, доставляющего ТВ-сигнал по технологии IPTV по медной паре.

Крупнейшие телекоммуникационные операторы сосредоточили своё внимание на инвестициях в развитие сетей широкополосного доступа.

Цифровое кабельное ТВ и широкополосный доступ сегодня являются наивысшим приоритетом для частных компаний. Развитие цифрового ТВ в 2008 гуде будет финансироваться за счёт крупнейших частных инвесторов. Широкополосный доступ, предоставляемый по технологиям DOCSIS, ADSL (ADSL2+) и Ethernet (MetroEthernet), будет основным двигателем развития рынка цифрового телевидения в России.

Анонсированный объем инвестиций на 2008 год в модернизацию сетей составляет как минимум $3,75 млрд. Это инвестиции только крупнейших и самых заметных игроков рынка широкополосного доступа России.

Общий объем инвестиций в развитие сетей широкополосного доступа и услуг Triple Play (с учетом инвестиций региональных Интернет-провайдеров и операторов кабельного телевидения) может достигнуть в 2008 году $4 млрд. 

Доля цифрового телевидения в России

Оценки доли цифрового телевидения в России противоречивы. Мининформсвязи считает, что цифрового телевидения в России на сегодняшний день "практически нет" - за исключением нескольких пилотных зон, в которых проведены эксперименты по внедрению наземного эфирного цифрового телевидения стандарта DVB-T.

Между тем, отраслевые эксперты приводят иную статистику. В сегменте спутникового телевидения 100% вещания производится в цифровом формате (на конец года число абонентов трех операторов спутникового телевидения достигло 2,5 млн).

В сетях кабельного телевидения на 1 апреля 2007 года как минимум 1 млн абонентов (7,4% от общего числа абонентов кабельного телевидения) принимали цифровые каналы - в т.ч. московские абоненты СТРИМ-ТВ, принимающие телепрограммы по технологии IPTV over ADSL.

По оценкам экспертов, проведенным в конце 2007 года, количество абонентов цифрового ТВ в кабельных сетях к 31 декабря 2007 года как минимум удвоилось и достигло 2 млн за счет агрессивной политики подключения абонентов цифрового ТВ, проводимой такими игроками рынка как "Центральный телеграф", АКАДО и "Корбина Телеком".

Более 200 тыс. абонентов мобильного ТВ (самый крупный оператор – "Мегафон") и ТВ по технологии ММDS (самый крупный оператор – "Космос ТВ) также принимают телепрограммы в цифровом формате. Около 100 тыс. абонентов цифрового ТВ насчитывается в пилотных зонах по внедрению наземного эфирного цифрового ТВ стандарта DVB-T.

Таким образом, вопреки позиции основных регуляторов рынка, зафиксированной в Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы, услугами просмотра цифрового телевидения в России на конец года пользуются уже почти 10% домохозяйств (4,7-4,8 млн домохозяйств из 49 млн российских домохозяйств). 

Доставка сигнала

Домохозяйства (млн)

«Цифровые» домохозяйства (млн)

Уровень цифровизации

Эфирное ТВ

48,5

0,1

0,2%

Кабельное ТВ (включая MMDS)

~17

2

11,8%

Спутниковое ТВ

2,5

2,5

100%

Мобильное ТВ

0,2

0,2

100%

Всего:

49

~4,8

~10%

Источник: ООО "Гротек", 2008 (www.groteck.ru, www.groteck.com)
Исследование доступно на английском языке на сайте EAO:
http://www.obs.coe.int/online_publication/reports/digitaltv_groteck.pdf
 
GROTECK CO. Ltd.
Established in 1992, Groteck is a Moscow-based media company providing professional services for telecom, IT, security and other hi-tech markets. Groteck provides services in the field of advertising, market consultancy and event management. Groteck is a publisher of most respective Russian magazine of TV and radio market – "Broadcasting Magazine" .
More info at http://www.groteck.ru and www.broadcasting.ru
 
The European Audiovisual Observatory
Set up in December 1992, the European Audiovisual Observatory-s mission is to gather and distribute information on the audiovisual industry in Europe. The Observatory is a European public service body comprised of 36 member states and the European Community, represented by the European Commission. It operates within the legal framework of the Council of Europe and works alongside a number of partner and professional organisations from within the industry and with a network of correspondents. In addition to contributions to conferences, other major activities are the publication of a Yearbook, newsletters and reports, the compilation and management of databases and the provision of information through the Observatory’s Internet site (http://www.obs.coe.int).