Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Здравствуй, "ящик", Новый год!

Здравствуй, "ящик", Новый год!


09.01.2008

Здравствуй, "ящик", Новый год!

Новогодние праздники – парадоксальная вещь. Сначала уставшие от работы люди ждут их как манну небесную, неделями бегая по магазинам в поисках подарков для родных и близких. Затем, после затяжных отмечаний, измученное праздничным бездельем население впадает в настоящую депрессию. Выход на службу видится людям чуть ли не единственным спасением. И все это время телевидение невозмутимо продолжает свою увеселительную работу. Причем в этом году оно, вопреки ожиданиям, смогло по-настоящему удивить нас.

Если читатель помнит, в прошлом телевизионном обзоре "Фонтанка" предполагала, что в новогоднюю ночь и последующие праздничные дни телеканалы окажутся не в состоянии продемонстрировать что-либо оригинальное. И причины на то были. Анонсы новогодних шоу и "голубых огоньков" пестрели одними и теми же обещаниями "эксклюзива" и "сюрпризов", которым по-настоящему смышленый телезритель перестал верить уже лет этак десять назад. Перспектива провести новогоднюю ночь в давно приевшейся компании Максима Галкина, Аллы Пугачевой и Николая Баскова казалась малопривлекательной.

Однако то ли создатели праздничных шоу применили в этом году какие-то секретные технологии зомбирования зрителя, то ли творческие работники телеканалов действительно выросли в профессиональном плане, но только приходится констатировать: на сей раз в новогоднем телеэфире обнаружились вполне любопытные и – что главное – "смотрибельные" вещи.

Правда, поначалу на телеэкране все было, как всегда – серо, пошло и бездарно. Скажем, римейк "Королевства кривых зеркал", показанный "Россией" за пару часов до боя курантов, оказался тошнотворно безвкусным шоу. Чего стоили только кричащие, кислотно-яркие цвета, в которых были выполнены декорации фильма, костюмы артистов, да и вообще "картинка" проекта в целом. Пожалуй, вся эта аляповатость могла бы вызвать массовые приступы эпилепсии, причем посильнее, чем те, что случались у детей от пресловутых японских мультиков.

Созерцание механического кривляния звезд на канале "Россия" подталкивало к уже привычной мысли о том, что единственным пригодным для просмотра шоу в новогоднюю ночь-2008 станет телеобращение Путина. Честно говоря, по окончании речи президента я был исполнен решимости выключить проклятый "ящик с трубадурами". Но тут случилось маленькое праздничное чудо: стартовые десять минут "Новогодней ночи" на "Первом канале" убедили меня не гасить голубой экран.

Дело тут, конечно же, не в волшебстве (хотя в чудотворном воздействии шампанского и прочих напитков, как известно, делающих человека значительно добрее и толерантнее, своя магия в ту ночь была), а в объективно возросшем уровне профессионализма работников "Первого канала". В отличие от своих коллег с ВГТРК, мыслящих при постановке праздничных концертов стандартами двадцатилетней давности, режиссеры и продюсеры "Первого" не отстают от телевизионной моды. Их новогоднее шоу оказалось абсолютно современным, в меру глянцевым и вполне интересным продуктом.

Зритель, остановивший свой выбор на "первой кнопке", увидел не только легкомысленную детективную историю с догонялками, трюками и шутками, но и действительно качественно выполненное музыкальное представление. Каждый сольный номер поп-звезды, исполнявшей в праздничном фильме "Первого" свою песню, был превращен постановщиками программы в добротный музыкальный клип с богато смотрящейся "картинкой" - хоть сейчас отдавай его в ротацию на канал "MTV". Приятно удивило выступление Анжелики Варум, видеоряд к которому обыгрывал сцены из известных фильмов про город Рим. Прямо-таки поразило то обстоятельство, что режиссеры шоу вспомнили не только саму собой напрашивающуюся ленту "Римские каникулы", но и более элитарные картины – "Ночи Кабирии" и "Сладкую жизнь" Ф. Феллини. Конечно, никто никогда не ставил под сомнение высокий уровень образованности сотрудников "Первого канала". Как известно, дураковатая ярмарочная телепродукция "для широких народных масс" делается исключительно умными и эрудированными людьми. Однако заметим: ранее режиссеры, продюсеры и сценаристы "первой кнопки" - безусловно, читавшие Кафку, смотревшие Феллини и слушавшие Малера - не отваживались (или не удосуживались?) поделиться частичкой своего интеллектуально-культурного багажа с простым народом.

Безусловно удачным можно назвать и выбор Жанны Фриске и Дмитрия Нагиева на роль ведущих "Новогодней ночи". Фриске, как ни крути, - самая сексапильная и эффектная женщина на нашей безвкусной и – в большинстве своем – неаппетитной эстраде. Поэтому полуторачасовое созерцание Жанны, облаченной в обтягивающий костюм супер-агента, не могло не радовать мужскую часть населения. Лицедейский же талант Нагиева хорошо известен всем еще по старым - добрым выпускам программы "Осторожно, модерн!". В музыкальном фильме "Первого" Дмитрий в очередной раз продемонстрировал публике, что артистическое мастерство никакими "Окнами" и "Большими гонками" не выбьешь.

По-своему удивили нас в новогоднюю ночь "НТВ" и "Пятый канал". В праздничном концерте последнего принял участие Юрий Шевчук, чего лидер "ДДТ" себе отроду не позволял. Если так пойдет и дальше, мы в следующем году увидим Юрия Юлиановича на "Первом" - рядом с Расторгуевым и Сукачевым. "НТВ" удивило своей откровенностью: его новогоднее шоу "Пожар в джунглях. Тропический бал НТВ" изобиловало обнаженными телами девиц-статисток. Безобидная, в общем-то, идея воссоздания атмосферы пляжной вечеринки обернулась невиданной для новогодней ночи фривольностью: в кадре через каждые две минуты мелькала обнаженная грудь или появлялись целующиеся взасос полуголые девушки. Все это походило на гигантскую съемочную площадку порнофильма, где почему-то еще и поют и танцуют.

На этом сюрпризы закончились. Ничем не поразило, скажем, новое комедийно-развлекательное шоу "Первого канала" "Большая разница", запущенное в эфир 1 января. Его ведущие Иван Ургант и Александр Цекало – конечно, профессионалы. Идея пародирования разных телепрограмм, безусловно, выигрышная (вспомним "ОСП-студию"). Да только пародии в новом телепроекте вышли уж слишком натужными и корректными. Хотя били создатели шоу явно по конкурентам "Первого", прежде всего - по "НТВ" (досталось от пародистов и Владимиру Соловьеву и Глебу Пьяных с его "Программой максимум").

Не оставила ярких впечатлений и Церемония открытия "Года семьи", показанная в эфире того же "Первого". За столиками Большого зала Кремлевского дворца было собрано полсотни гостей, каждый из которых так или иначе оказался причастен к продвижению актуальных нынче семейных ценностей. Помимо звездных династий (Боярских, Ургантов, Ширвиндтов, Пугачевой-Орбакайте) режиссеры акции в лучших традициях советских пропагандистских шоу пригласили в Кремль образцовых семьянинов из числа простых трудящихся. Например, мы увидели пожилую пару, прожившую в счастливом браке более полувека, а также женщину, усыновившую троих детдомовских детей. Кроме того, зритель услышал историю восьмилетней девочки, спасшей при пожаре подругу и шестиклассника-петербуржца, бросившегося в воду за утопающим.

А теперь скажите: ничего не напоминает вам вся эта показательно-воспитательная акция? Ответ очевиден – формат церемонии один в один "снят" с программы "Пятого канала" "Настоящий герой". Вот только уровень у "Первого", конечно, покруче: кадры с Путиным и Медведевым, сидящими за столиками в окружении ребятишек, почетных пенсионеров и многодетных родителей, дадут фору любой творческой задумке создателей "Настоящего героя".

Итак, новогодние праздники закончились. Впереди – телевизионные будни. Будут ли они угрюмыми и серыми, покажет время.

Источник: Фонтанка.ру
Сергей Ильченко
www.fontanka.ru/