- Радио для вас - это навсегда? Или вы не исключаете своего перехода в смежные области? Например, на телевидение пошли бы работать?
-Профессионально я занимаюсь радиовещанием уже почти 25 лет - начал работать в этой области задолго до начала эры коммерческого радио в России. Мне кажется, такой "стаж" говорит о многом.
Был, правда, в моей жизни короткий (но - довольно занятный!) опыт работы в кинокомпании "АМЕДИА", занимающейся производством телевизионных сериалов. Кино - интересный процесс, но бизнесом оно в России становится только сейчас. Так вот, я довольно быстро понял, что процентов 80 моих знаний и умений в том, что называется "кинопроизводством по-русски", оказываются невостребованными. Поэтому и вернулся в радио-индустрию, получив в кино бесценный опыт и много добрых друзей.
- Назовите десятку лучших, на ваш взгляд, ведущих FM-диапазона.
- Большинство из них связано с проектами, в которых мне посчастливилось принимать участие - MAXIMUM и CИТИ-FM. Назову тех, кто достиг, на мой взгляд, реальных высот в профессии - Александр Абрахимов, Маргарита Митрофанова, Геннадий Бачинский и Сергей Стиллавин (ныне - "Радио Маяк"), Любовь Камырина (ныне - одна из ключевых фигур программы СТС "Истории в деталях").
Из тех, с кем довелось пересекаться на "информационном" поле, отличное впечатление оставил Шамир Шахбаз (ныне - "Вести 24").
Яркая радио-карьера вполне может состояться у Виктора Набутова (СИТИ-FM и "Европа Плюс"). Великолепно проявляет себя в нынешнем эфире СИТИ-FM Семен Чайка (ранее мною, кстати, совершенно недооцененный). Пожалуй, это все.
- Михаил, что в планах на будущее? Вам удалось создать две абсолютно фееричные радиостанции, но Бог троицу любит?
- Во-первых, ничего не случилось бы без того, что называется little help from my friends. СИТИ-FM своим успехом обязано прежде всего настоящему информационному "асу" Саше Герасимову, RELAX-FM "стоит" на плечах Юрия Федорова. Многие, не названные мои коллеги "виновны" в нашем успехе. . .
По поводу "троицы" :если этот самый Б-г будет к нам, что называется, милостив - в конце 2007 года выпустим в эфир третий наш проект в рамках работы в холдинге "Газпром-Медиа". Это будет первая в мире Национальная сеть детского радиовещания.
- Как вы относитесь к таким организациям как "Гильдия Радио", например? Имеет ли их существование какую-либо практическую пользу? Сами в их работе принимаете какое-то участие?
- Индустриальные объединения необходимы, они существуют на всех развитых рынках (NAB, EBU), помогая вещателям решать каждодневные практические проблемы. С избранием Александра Варина вице-президентом российского НАТ "радио-активность" этой организации резко возросла. Экспертный совет НАТ теперь отвечает за точность оценки объемов рекламы на радио. Насколько мне известно, в ближайшее время будет объявлено о создании "Академии Радио". Национальная премия "Радиомания" позволяет методично и эффективно "поднимать планку" стандартов российского эфирного контента.
Безусловно, я стараюсь принимать участие во всех разумных инициативах, способствующих росту индустрии радио в стране.
- Разделяете ли вы мнение о том, что Last.fm - это "музыкальная социальная революция"? Что вы думаете по поводу перспектив этого проекта? И вообще, настолько совместимо радио и социальные сети и прочий веб-два-ноль?
- Проекты, ориентированные на точную "настройку" контента под запросы конкретного слушателя (такие, как Last.FM или Pandora), очевидно, открывают совершенно новые возможности во взаимодействии медиа и индивида в эпоху современных электронных коммуникаций. Правда, очевидно и то, что "завоевание" ими своей ниши будет происходить крайне медленно, особенно в таких странах, как наша. Хотим мы этого или нет, но в России массовый стереотип укладывается в формулу: сам я ленюсь формировать контент для себя, пусть "дядя" его для меня сделает, мне приятнее выбирать из уже готового.
Радио и "прочий веб-два-ноль" не просто совместимы, они прекрасно дополняют друг друга - помогая станциям создавать брендированный контент и формируя "комьюнити", ориентированное на ценности бренда.
- Какие из радиостанций вы бы назвали вашими прямыми конкурентами? Или таких нет?
- И СИТИ-FM, и RELAX-FM ориентируются, прежде всего, на тех слушателей, кто ранее НЕ ПОТРЕБЛЯЛ радио регулярно по разным причинам (был разочарован существующими станциями, не считал, что для него вообще есть продукт в эфире). Мы "целимся" в аудиторию, а не в "конкурентов" - о них думаем мало. Есть о чем думать и без них.
- Рассматриваете ли вы радио "Бизнес ФМ" как своих конкурентов? Насколько я знаю, его делают люди, которые когда-то работали с вами. И как вы относитесь к такому явлению как хедхантинг?
- Начнем с ответа на последний вопрос: "хедхантинг" - реальность, с которой приходится считаться: тем, у кого больше ресурсов, проще "украсть" готового специалиста, нежели кропотливо его воспитывать. Мы - отчасти по принципиальным соображениям - этим делом не грешим, по крайней мере, пока.
В проекте "Бизнес FM", действительно, участвуют некоторые персонажи, имевшие отношение к СИТИ-FM в начальном периоде работы этой станции. Безусловно, знания, полученные на СИТИ-FM, облегчили им жизнь. Если искать исторические аналогии - понадобилось "всего" 50 лет, чтобы отечественные ракетостроители признали, что первыми советскими ракетами были точные "кальки" с аппаратов Вернера фон Брауна. Поэтому, как мне кажется, рынок еще долго будет вынужден слушать увлекательные истории об удивительной оригинальности некоторых радио продуктов.
Конкуренция наша с "Бизнес FM" проистекает, прежде всего, на поле "продаж" - правда, здесь конкурентов у нас и без "Бизнеса" множество: FM-рынок Москвы перенасыщен вещателями, их уже около 50-ти.
- Одно время, если не ошибаюсь, рассматривалась возможность выхода СИТИ-FM на регионы. На какой стадии сейчас находится этот проект?
- СИТИ-FM - формат локальный, он теряет всякий смысл будучи "посаженным" на спутниковую трансляцию. Поэтому, если и будет региональное развитие - скорее всего, оно коснется передачи технологий, "ноу-хау", франшизы и.т.п., но создаваться такая станция в каждом городе вещания будет на 100% локально. В ближайшие год-два мы этим заниматься не будем - слишком высок потенциал станции в Москве, необходимо реализовать его, в первую очередь.
- Вы продолжительное время занимались не самой "легкой" музыкой на не самом "легком" радио. И вдруг - "Релакс FM". Рок-н-ролл мертв, а годы берут свое?
- "Правильная" музыка не имеет стилевых ограничений. Появится задача сделать радио-проект в ином жанре - мы и там порвем всех, как "Тузик - грелку". Кстати, корреляция пристрастий любителей толковой рок-музыки и "ценностей" RELAX FM весьма высока - ненависть к фальши присуща всем вменяемым слушателям!
- Михаил Маркович, скажите, Relax FM - это "лицензионная копия" или все-таки оригинальная идея? Если второе - позвольте выразить глубочайшее уважение автору идеи. Кстати, кто он?
- Идея (и ее реализация!) настолько оригинальная, что RELAX-FM названо "Станцией Года в Европе" на конгрессе NAB в Барселоне месяц назад. Как раз за лицензиями этого формата обращаются сейчас к нам некоторые дальновидные европейские вещатели.
"Авторов" у идеи несколько - мы обсуждали прообраз подобной станции для московского рынка с Александром Нуждиным еще в конце 90-х годов, работая вместе на Радио MAXIMUM. Название пришло в голову нашему программному директору, Юрию Федорову (тоже, кстати, прошедшему "школу" Радио MAXIMUM) во время "мозгового штурма" зимой 2006 года.
В "кристаллизации" идеи нам с Юрием очень помогли наши консультанты из компании BP&R - Энди Бобайн и Уэйн Клотен. Так что реальный "автор" - группа фантастически одаренных людей из 3 стран мира - России, Австралии и США.
- Отсутствие на Relax FM отечественных исполнителей - принципиальная позиция? Ведь есть же и у нас музыканты, которые бы замечательно вписались в его эфир.
- Это не так - мы играем разную "по происхождению" музыку, но ровно настолько, насколько она укладывается в концепцию станции и соответствует нашим "ценностям бренда". Что касается "наших" музыкантов - в эфире звучат песни Zемфиры, "Маши и Медведей", Чубыкина, Triangle Sun, инструментальные пьесы "Мумий Тролля", "Братьев Грим", саунд-треки из некоторых отечественных фильмов. Будет подходящей российской relax-музыки больше - будет ее больше и в эфире.
- Что заставило вас распрощаться с Радио MAXIMUM? Это был конфликт или просто стремление к новым горизонтам?
- Конфликта не было, напротив - с 2002 по 2004-й годы на MAXIMUM собралась, что называется dream-team: команда менеджеров и сотрудников, "заряженных" общей идеей, общим пониманием, общим "вектором" движения. Результат был блестящим - станция вернулась в ТОП 10 московских станций (уже среди 35-ти вещателей, а не среди 18-ти, как это было в прошлом) и достигла исторического "максимума" в рейтинговых показателях.
Фестиваль МАКСИДРОМ трансформировался в международное событие европейского масштаба. Однако, летом 2004-го года у станции сменился владелец: американская компания SFC (ныне - СТС-Медиа), решив сфокусироваться на ТВ-проектах, продала актив Русской Медиагруппе. Я счел свою миссию выполненной и, согласно установленным процедурам, передал управление компанией "выдвиженцам" из РМГ. Дальше - вы и так все знаете...
- Как вы оцениваете нынешний вектор развития радио "Максимум"?
- Станция переживает, на мой взгляд, один из самых сложных и болезненных периодов своей истории - приходится расплачиваться за очевидные просчеты последних двух лет в программировании и маркетинге. То, что Алексей Глазатов, бывший программным директором MAXIMUM в 2001-2005 годах и отлично понимающий "сущность" бренда, вновь получил возможность влиять на вещательную политику станции, внушает оптимизм.