На заседании столичного правительства во вторник градоначальник посетовал, что в последнее время смотреть фильмы по телевизору из-за рекламы стало невозможно.
"Если идет фильм, в особенности на второстепенных каналах, в него наталкивают столько рекламы, что невозможно смотреть. Реклама превращается в антирекламу", – заявил мэр.
Далее Лужков, чтобы не показаться голословным, сообщил, что по результатам исследований 56% россиян недовольны рекламой на телевидении, 65% раздражает реклама, которой набивают их почтовые ящики, а 29% населения не любит наружную рекламу.
Далее мэр Москвы предложил ряд мер по ограничению рынка рекламы и выясгилось, что повлиять он может толькона наружную рекламу в столице – например, рассмотренная на заседании программа "Развитие рекламы, информации и оформления города на 2008-2010 гг." должна ограничить рост наружных рекламных площадей в Москве к 2010 году.
Поэтому заявление Лужкова стоит рассматривать как банальную заботу о телезрителях – тем боллее у же с 1 января 2008 года его пожелания осуществятся. Вступит в силу окончательный вариант закона "О рекламе", который уже телевизионное и рекламное сообщество не раз назвали "очень жестким", изрядно ограничивающим рекламные возможности на ТВ. Так, по новому закону "О рекламе" в час количество рекламы сократится с 12 до 9 минут и не должно превышать 15% объема вещания в час.
Рынок уже отреагировал на предстоящее повышение.
По прайс-листам компании "Видео Интернешнл", которая продает основные объемы рекламы в России, цены на телерекламу в 2008 году вырастут на 55%. Рекламодатели – особенно отечественные производители – шокированы, а телевизионщики и эксперты полагают, что иначе телевидению не выжить.
Комментируя претензии, высказанные Юрием Лужковым, директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк считает, что пути выживания телевидения существует только два. Первый – это рекламные доходы, второй – государственное субсидирование. "Если телевидение будет богатым, оно сможем позволять себе снимать большие дорогие проекты, – сказал он "Газете.Ru". – Деньги у него могут появиться двумя путями – либо госфинансирование, либо реклама. Ограничение объемов рекламы на ТВ сделает его беднее". Кстати, в Европе именно так и происходит – ограничения на объемы телерекламы компенсируются из госбюджета.
А в Америке и вовсе нет никаких законодательных ограничений на объемы рекламы. Там их регулирует зрительский интерес.
"Каналы не могут забить все рекламой, потому что тогда они потеряют рейтинги, – рассказывает Костюк. – Поэтому они стараются найти грань компромисса между зрительской толерантностью и деньгами, на которые они смогут существовать".
В России, правда, без законодательных ограничений не обойтись. Однако телевизионщики зря жалуются на бедность. По мнению вице-президента РАРА Владимира Евстафьева, новый закон "О рекламе" обеспечит стабильный рост рекламного рынка на уровне 30% в год. "Такой значительный рост, который сохраняется уже несколько лет, зависит от нескольких причин сразу – сначала были низкие стартовые цены, потом появился приток инвестиций на рынок, после чего стал слабеть доллар, и рынок перешел на евро, – говорит эксперт. – Все эти скачки дают в результате 30%-ный рост рекламного рынка, который вообще-то должен зависеть от ВВП. Если ВВП у нас растет на 7%, то рекламный рынок через год должен вырасти настолько же".
Поэтому введение нового закона "О рекламе" снова отсрочит снижение темпов роста рекламного рынка, благодаря увеличению стоимости рекламы всех видов. И хотя по данным, приведенным правительством Москвы, к 2010 году темпы роста рекламного рынка снизятся до 16%, вполне вероятно, что снижение произойдет гораздо позже.