Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Время закрывать "Культуру"

Время закрывать "Культуру"


26.10.2007

Мы крайне редко обсуждаем качество и последствия культурной политики. Только в связи с сенсациями - кража в Эрмитаже, постановка "Детей Розенталя" в Большом театре, недавние суждения министра культуры о современном изобразительном искусстве. А вот рутинные и невидимые повседневные действия не попадают на сцену общественного внимания.

Заурядное дело. Тихо, спокойно, между делом внутренних менеджерских решений и, как обычно в таких случаях, "в связи с оптимизацией деятельности" сообщено о закрытии в скором времени радио "Культура". Заместитель гендиректора ВГТРК Сергей Архипов, объясняя суть начавшихся радикальных изменений всего государственного радиовещания, заявил: "Культура" - безумно затратный проект, при том что число слушателей радиостанции крайне невелико из-за слабой системы распространения сигнала. Мы не можем и дальше позволять себе разбрасываться государственными деньгами" ("Московские новости" от 5-11 октября). "А на той частоте, где вещает радио "Культура", мы, скорее всего, прекратим вещание...".

Вот и все. Решение принято в интересах самих радиослушателей и даже как бы от их имени. Журналистских расследований тут не ожидается, поскольку речь идет не о политике, жизни звезд, олигархах или большом футболе. Да и нет никакого способа обсудить действия владельца, особенно если это не частник, и посмотреть на проблему с другой стороны. Понятно, что идея перенести несколько программ "Культуры" на радио "Россия", где и без того есть аналогичные форматы, - лукавая обманка, сопутствующая стратегическому решению закрыть станцию.

Сначала об аргументах, представленных Архиповым. Что значит "безумно затратный проект"? На радио "Культура" работает 50 человек, его расходы, включая огромное собственное производство и распространение сигнала, составляют 2,1 млн долл. в год, что совсем не дорого для FM-диапазона, ставки на котором растут ежемесячно. На недавно открывшейся, к примеру, "Сити-FM" занято 150 человек, на "Маяке" или радио "Россия" - более 400. К этому следует добавить 200 тыс. долл. гранта, который Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ежегодно платит за уникальные 132 студийные и нестудийные записи выдающихся концертов и исполнителей и 71 - великих литературных произведений и спектаклей.

Архипов прекрасно знает, что еще два года назад Федеральная конкурсная комиссия по лицензированию телерадиовещания (ФКК) разрешила привлекать средства рекламы, если она касается любой культурной деятельности. На нее только в Москве сейчас тратится более 6 млрд долл. в год. Этим правом после ухода с радио "Культура" Александра Пономарева не воспользовались. Более того, "Культуре" было запрещено рекламировать собственную работу где бы то ни было, включая одноименный телеканал. Вы не найдете ни одного упоминания о ней ни на одном из дочерних предприятий ВГТРК. Это как если бы канал СТС игнорировал "Домашний", а НТВ бойкотировал "НТВ-Плюс".

У радио "Культура" есть шесть лицензий на вещание в больших городах - огромный ресурс, который не освоен. ВГТРК сразу прекратила участие своего новобранца в конкурсах ФКК, поскольку "Культура" выигрывала везде, где участвовала.

Аргумент "слабой системы распространения". Сигнал вот уже три года идет со старой башни в Балашихе. Требовалась всего лишь политическая воля руководства ВГТРК и 100 тыс. долл. возвратных средств, чтобы, состыковав свои нужды с интересами связистов, решить эту заурядную для любых FM-станций проблему. Ведь в Санкт-Петербурге, где к "Культуре" власти относятся иначе, ее превосходно слышно.

Теперь о самой философии претензий: "Мы не можем дальше позволять себе закапывать государственные деньги в песок". Бывший президент "Российской медиагруппы", видимо, не знает, что задачи государства в сфере СМИ кардинально отличаются от целей бизнеса, где, естественно, главное - прибыль. Здесь же медиа, сам эфир понимается как величайшее общественное благо, позволяющее не обслуживать уже имеющиеся потребности слушателя и зрителя, а, наоборот, буквально "выращивать" новые, более высокие побуждения и ценности. Кропотливо и терпеливо делать то, на что редко согласен бизнес, - развивать человека, несмотря на стоимость этой работы.

Развитие - это в первую очередь накопление потенциала (интеллектуального, эмоционального, нравственного), умение оперировать сложными смыслами. Приобретение самого интереса к творчеству и самостоятельному мышлению. Наша экономическая политика сейчас направлена именно на развитие, на инновации. Этого невозможно достичь вне "культуры, рост влияния которой - это важнейший социальный и политический вопрос" (послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 2007). Да, "Культура" - затратная программа, но в этом и есть важнейшая миссия государства, берущего на себя ответственность не столько за массовые потребности, сколько за формирование продвинутого и общественно значимого меньшинства. Иначе - тотальное вымывание, а затем и исчезновение элиты. Попросту говоря, катастрофа в конечном счете и экономическая.

О пресловутых рейтингах. Государство в лице ВГТРК финансирует телеканал "Культура", которым гордится вся страна, вне какой-либо связи с тем, что его рейтинг составляет менее 3%. Вот уже десять лет он сохраняет интеллектуальный потенциал нации, лучшие исторические традиции, моральную систему - поддерживая все то, что принято называть качеством человеческого капитала.

Профессионалы прекрасно знают, что эта требующая колоссальных средств деятельность в принципе не может базироваться на рейтинговой технологии. Ведь увеличение аудитории в подавляющем большинстве случаев достигается как раз за счет упрощения, а не усложнения контента, превращения любого продукта, включая аналитические программы, в инфотейнмент, в развлечение. Для реализации этих целей как раз и существуют гигантские коммерческие медиахолдинги (46 радиостанций FМ-диапазона насчитывается сейчас только в Москве).

Когда во Франции (во всех европейских странах радио "Культура" финансируется государством) наметилась попытка, конечно, не закрыть, а только переформатировать такую станцию (ее рейтинг был 0,9%), возникли бурные дебаты, целое общественное движение. Было доказано, что качество аудитории в современном мире важнее рейтинга. Кроме того, известно, что уже начался интенсивный и неотвратимый процесс дифференциации аудиторий. Скоро уже нигде не будет величины в 10-13 пунктов, максимум 4-5. В этой ситуации и 1% для некоммерческой разговорной станции - огромная доля.

Отвечая за перспективы, за общественные нужды, за развитие и обновление страны, именно государство в своем попечении будущего призвано не равняться на консервативное большинство. Тут необходимы совсем другие модели и приоритеты. Известно, что менее 4% населения - работодатели - кормят всех, а, скажем, в некоторых разделах науки или современного искусства вообще разбираются несколько сот человек. Но это не мешает им отвечать "за всю Россию", делая ее, в частности, признанным лидером среди мировых математических школ.

Закрытие радио "Культура" - следствие недальновидного переноса бизнес-стратегии на государственное вещание. Об этом свидетельствует еще совсем не очевидный результат перехода "Маяка" на формат "тотального интерактива", "энергичного ток-радио" "оптимистично настроенных патриотов", говорящих на "четком, доступном языке". "В выходные дни мы можем позволить себе больше времени уделить культуре" (тот же Архипов в "Российской газете" от 12 октября). Но культурой нельзя заниматься исключительно в субботу и отчасти в воскресенье, да и пресловутый сигнал можно существенно улучшить без предварительной констатации смерти. Так что запрещение производить главное - собственные программы, недавнее смещение руководства, запрет на пользование старыми записями Радиофонда, кардинальное сокращение бюджета, перевод вещания на повторы и в первую очередь уничтожение самостоятельности "Культуры" (теперь это рядовой отдел радио "Россия") свидетельствуют об изменении концепции государственной политики в этой сфере. Или, судя по тому, как не развивалась станция в минувшие три года, с самого начала существует какой-то специальный план? Под предлогом плохого сигнала закрыть ее немедля, хотя до конца лицензии остается еще полтора года, и только затем передать эту лакомую частоту кому-то другому. Интересно узнать, кому?

vremya.ru