Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Когда платное ТВ станет в России по-настоящему востребованной услугой

Когда платное ТВ станет в России по-настоящему востребованной услугой


22.10.2007

Когда платное ТВ станет в России по-настоящему востребованной услугой

По оценкам исследователей из компании J-son & Partners, в 2006 году услугами платного телевидения пользовались в России более 6,6 миллиона абонентов, то есть уровень проникновения платного ТВ составлял около 12,6 процента от общего количества домохозяйств. Хотя эксперты ожидают, что в ближайшие годы этот рынок будет расти ежегодно приблизительно на 40 процентов, по сравнению с развитыми странами наши показатели выглядят скромно. Во Франции, Германии, Великобритании проникновение платного ТВ превысило 30 процентов, а в США достигло 90 процентов.

Привлекательность сектора платного телевидения для коммерческих компаний очевидна: по оценкам участников рынка, его объем сегодня составляет приблизительно 650-700 миллионов долларов. Правда, регулятор еще не дал ответа на вопросы о создании единого частотного плана для организации цифрового ТВ. И работа на этом рынке значительно осложняется сильной фрагментированностью унаследованной структуры телевещания: множество небольших региональных ТВ-компаний с различными пакетами услуг и разной технической инфраструктурой доставки ТВ-сигнала потребителям. Активные процессы консолидации отрасли в 2005-2006 годах, на которые было затрачено около 320 миллионов долларов, привели к появлению на российском рынке платного ТВ крупных игроков: "НТВ-Плюс", "Система Масс-медиа" и группы провайдеров с приблизительно одинаковыми долями: "Нафта Москва", "Ренова Медиа", "ЭР-Телеком" и "Мультирегион". Консолидация продолжится, причем как в финансовой, так и в технологической сфере. Сегодня более 90 процентов абонентов платного ТВ пользуются услугами кабельного телевидения, однако эта доля снижается за счет высоких темпов развития других технологий, в первую очередь спутникового ТВ. Так, по данным J & P, темпы роста базы "НТВ-Плюс" в 2006 году были одними из самых высоких в отрасли. Кроме того, благодаря усилиям крупнейших операторских компаний по развитию услуг широкополосного доступа (ШПД) прогнозируется рост услуг интерактивного телевидения (IPTV), хотя по итогам 2006 года доля этого сервиса составляла менее одного процента. На рынке будут появляться также другие технологии, способные доставлять потребителям ТВ-сигнал, в частности WiMax (одной из целей приобретения операторов кабельного телевидения является доступ к частотам, полученным ранее для MMDS, для разворачивания в перспективе сетей мобильного варианта WiMax). В "ЭР-Телеком" считают, что "к концу 2010 года два-три федеральных холдинга будут контролировать до 60 процентов рынка, пересекаясь друг с другом в каждом доме". С одной стороны, кабельные сети обладают значительным ресурсом для трансформации в мультисервисные, занимающиеся не только доставкой телеконтента, но и предоставляющие услуги доступа в Интернет и VoIP-телефонии. С другой стороны, развитие телевизионной составляющей ШПД будет дополнительно подпитываться домовыми Ethernet-сетями, которые занимают почти треть российского рынка ШПД. Таким образом, в зависимости от локальной специфики в роли базовых и дополняющих будут выступать различные технологии. "Пройдет еще максимум два года, и на рынке появится множество операторов, которые будут предлагать услуги, объединяющие в себе различные технологии,- подчеркивает Юрий Припачкин, председатель совета директоров "Ренова Медиа".- Такие интегрированные услуги станут одним из ключевых элементов телекоммуникационного рынка".

Судя по всему, ожесточенная борьба за расширение абонентской базы платного ТВ будет происходить по двум направлениям. Во-первых, абоненту надо предложить качественный и действительно уникальный контент, отличный от общедоступного. Во-вторых, надо убедить его в том, что платить за новые возможности телевизора стоит. "Утром - контент и сервис, вечером - ARPU", по-другому не получится.

Андрей Семериков, генеральный директор "ЭР-Телеком"

В ближайшие годы сосредоточимся на пакетных предложениях на основе полномасштабного внедрения услуг triple play, разработке новых сервисов для абонентов мультисервисных сетей. Будем также заниматься расширением партнерских программ по дистрибуции цифрового контента.

Александр Теппер, генеральный директор "Космос ТВ"

Предоставление качественной услуги и высокий уровень сервисного обслуживания. В ближайшее время планируем расширять зону покрытия услуг компании за счет IPTV, а также в сотрудничестве с домовыми Ethernet-сетями предоставлять комплексные услуги нашим абонентам. Очень важен контент, особенно в формате HDTV.

Дмитрий Самохин, генеральный директор "НТВ-Плюс"

Будем дальше активизировать наши традиционные сильные стороны: качественные услуги, уникальный контент, включая эксклюзивные каналы, грамотный маркетинг. Кстати, умению продавать не только базовые пакеты, но и услуги premium-класса придется учиться всем новым участникам рынка платного ТВ.

itogi.ru