Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Российские производители выходят на зарубежный теле- и видеорынок

Российские производители выходят на зарубежный теле- и видеорынок


17.10.2007

Накануне всемирной выставки аудиовизуальной продукции MIPCOM-2007 крупные российские кинокомпании-производители готовят проекты для западных коллег. На каннском телерынке ожидают много участников из России. Это прямое свидетельство галопирующего роста российского кино- и телепроизводства. По мнению участников рынка, основным условием заключения сделок в этом секторе стало сотрудничество российских компаний с западными мейджорами.

В октябре в Канне пройдет MIPCOM 2007 - Международная ярмарка видео, телевидения, кабельных и спутниковых технологий (International Film and Programme Market for TV, Video, Cable&Satellite). По предварительным оценкам, в этом году объем сделок, заключенных на форуме, составит около 4 миллиардов евро. Среди участников - продюсеры, телевизионные компании, издатели и дистрибьюторы DVD, операторы кабельных сетей и спутникового телевидения.

Что русские везут?

Ильдар Давлетханов, коммерческий директор кинокомпании "Феникс-Фильм", рассказал, что на каннский телерынок в этом году компания повезет целую подборку своих телесериалов - "План Б", "Двое из ларца", премьерный сериал "Телохранитель" (еще не вышел в России) и другие. По его словам, западные партнеры заинтересованы в первую очередь жанром боевиков и эпатажной тематикой, но без специфически русских тем. Покупатели отмечают довольно высокие рейтинги российского продукта в сетке западных телеканалов. "Амедиа" представит в Канне пакет своих проектов, куда входят новый чилийский сериальный формат "Тридцатилетние", стартовавший этой осенью на канале СТС, а также адаптированный сериал "Татьянин день".

По словам Армена Дишдишяна, генерального директора "Централ Партнершип Sales House", компания будет искать зарубежных покупателей в США. На кинорынке в Лос-Анджелесе, который пройдет в начале ноября, "Централ Партнершип" планирует представить новые фильмы "Бой с Тенью-2", "Стритрейсеры", "Тарас Бульба", "Антикиллер-3", "Кракатук", "Смутное время". К следующему году компания формирует новую линейку "большого кино", которую будет представлять за рубежом, и планирует направить усилия как минимум на сохранение темпов роста продаж. По мнению Дишдишяна, западным партнерам наиболее интересны такие жанры, как фэнтези, боевики и триллеры. Низкий интерес к российским комедиям он объясняет спецификой юмора, различающегося в каждой стране. Аналогичная ситуация и с фильмами, основанными на событиях, известных в России больше, чем за рубежом.

Владислав Ряшин, глава наблюдательного совета продакшн-холдинга "Стар Медиа", говорит, что дистрибуция в странах СНГ и на Западе приносит компании около 5% продаж. Сейчас компания пытается увеличить удельный вес этого показателя.

Так, на MIPCOM 2007 "Стар Медиа" представит пакет из разных форматов. Туда войдут теленовеллы "Сестры по крови", "Городской романс", "Ангел-хранитель", "Чужие тайны", "Затмение" и телесериалы "Смерть шпионам!", "За все тебя благодарю", "Секунда до...". Также компания предложит ряд телефильмов: "Ситуация 202" (2 части), "Внеземной", "Психопатка". Отдельно будет представлен анимационный продукт: "Битва за Москву", "История государства Российского", "Сказание о крещении Руси". Из премьерных проектов компания представит в анимационном жанре два проекта - "Бородинское сражение" и "Остров сокровищ". По словам Владислава Ряшина, в отношении жанров на западном рынке, как и на российском, нет однозначных предпочтений: "Все зависит от данного конкретного канала и его аудитории, если речь идет о телепродукте. Тематически ориентированный канал заинтересован в строго определенном продукте". Кроме того, и "Стар Медиа", и "Централ Партнершип" недавно заключили контракт с Биллом Пеком, который занимается продажами Paramount Pictures во всем мире. Его лондонский офис представляет интересы российских компаний за пределами СНГ и продает их продукт европейским и азиатским телеканалам. А первый опыт совместных продаж, по словам Ряшина, состоялся еще на прошлом телерынке в Канне, где у компаний "Стар Медиа", "Амедиа" и "Централ Партнершип" был общий стенд.

У мейджоров за пазухой

Рынок экспорта отечественного теле- и кинопродукта сейчас только формируется. По словам Павла Корчагина, генерального директора "Студии 2В", как такового понятия "зарубежные продажи" в настоящее время "не существует в природе". Вместе с тем есть отдельные прецеденты - вроде продаж артхаусного кино телеканалом РЕН ТВ (речь идет о фильме "Возвращение") или формата "Дом-2" каналом ТНТ, но это пока исключения из правил. "В целом сейчас продать за рубеж что-то из телевизионной продукции возможно только при содействии какой-нибудь крупной сейлерской компании", - отмечает Павел Корчагин. Впрочем, он уверен, что рост рынка - лишь вопрос времени: "Думаю, если механизм зарубежных продаж станет обычной практикой, то увеличится и объем экспортной продукции. Это же понятно, будет спрос - значит, будут и предложения".

У "Студии 2В" единственный подобный опыт - продажа гейм-шоу одной из крупнейших голливудских студий. В этой связи компания надеется на будущее сотрудничество с NBC Universal. "Сейчас активно ведется работа с этим партнером, и, возможно, именно этот факт сможет приблизить нас к этому счастливому будущему", - рассказал Павел Корчагин. Кроме того, "Студия 2В" сотрудничает с крупнейшими западными и американскими компаниями: занимается адаптацией многих популярных проектов. "Централ Партнершип" участвует в международных кинорынках с 2005 года. "Можно с уверенностью сказать, что за это время спрос на продукт компании вырос в несколько раз. Эта тенденция напрямую связана с повышением технического и профессионального уровня кинопроизводства, для чего сейчас есть все необходимое", - комментирует Армен Дишдишян. По его словам, у студий-мейджоров уже появились специалисты, курирующие рынок российских фильмов.

Компания "Феникс-Фильм" работает с телеканалами стран СНГ, Восточной Европы и Израиля. Планируемые сделки пока хранятся в секрете. По словам Ильдара Давлетханова, компания продает только телефильмы - другие форматы, в том числе длинные сериалы, не реализуются. Сейчас "Феникс-Фильм" готовит очередной сезон (8 серий) своего флагманского проекта "Всегда говори "всегда"-4" для телеканала "Россия". Предыдущие сезоны сериала ушли на Украину и в Прибалтику, где у сериала были довольно высокие рейтинговые показатели. Компания надеется, что и новый сезон будет так же успешно реализован.

Известная компания Senator приобрела права на кинопрокат фильма "Волкодав" в Германии и на территории немецкоязычных стран, а с Medusa была заключена сделка на показ этого фильма в Италии. При этом "Централ Партнершип Sales House" занимается международными продажами кино- и телепродукции российских партнеров. Например, в сотрудничестве с MB Productions компания представляет их фильмы "Жесть" и "Параграф 78", а с "Фондом Михаила Калатозова" - фильм "Первый после Бога".

"Бедная Настя" по-китайски

Сериалы "Бедная Настя" и "Моя прекрасная няня" производства "Амедиа" не только были проданы за рубеж. "Бедную Настю" продали в 25 стран мира (Китай, скандинавские страны, страны СНГ - Украина, Казахстан, Белоруссия, страны Балтии), включая родину формата - Латинскую Америку. Адаптированный сериал "Моя прекрасная няня" был продан в Китай, скандинавские страны и СНГ. Оба проекта дали хорошие рейтинги у зарубежной аудитории. Сумма сделок не разглашается ввиду коммерческой тайны, но известно, что производство одной серии подобного продукта обходится в $200 тысяч. "В целом рейтинговый показатель продукта компании в зарубежных телетрансляциях достаточно высок. Например, на Украине "Не родись красивой" два года подряд получал "народную премию" как самый популярный продукт сезона", - отмечают в компании.

Ирена Назарова, пресс-атташе "Амедиа", отмечает, что китайские телеканалы всегда интересуются "костюмированным" жанром - "Амедиа" уже продала им сериал "Адъютанты любви".

В прошлом году в Канне "Централ Партнершип" реализовал права на сериалы "Танкер Танго" Бахтиера Худойназарова и "Родина ждет". Армен Дишдишян, оценивая практику продаж, отмечает рост бюджетов на производство: "Это, несомненно, влияет на привлекательность российских фильмов за пределами СНГ". Кроме того, он считает, что заметно вырос уровень кинопроизводства в целом и профессионализма отечественных специалистов. Это отражается на ценовой политике и позволяет от фестиваля к фестивалю достигать более удобных условий. Например, сейчас права на фильм "Волкодав" проданы в 27 стран на сумму около $1,5 млн, а сумма сделок по фильму "Стритрейсеры", продажи которого только начались, уже превысила $800 000.

Оценить рейтинги своей продукции на зарубежном ТВ, по мнению Армена Дишдишяна, сложно. Это связано с тем, что российские фильмы в большинстве случаев продаются на небольшие каналы. Кроме этого, с появлением цифрового ТВ появляются жанровые телеканалы, в том числе предлагающие только российское кино. "Увеличение благосостояния наших бывших соотечественников приводит к спросу на кабельное ТВ, VOD- и pay-per-view-услуг", - комментирует он.

Павел Корчагин затруднился оценить рентабельность нынешних сделок. "Как говорится, будет день - будет и пища. Только когда собственное российское теле- и кинопроизводство станет настолько интересным для западных компаний, что нашу продукцию будут активно покупать и продавать, мы сможем конструктивно рассуждать на эту тему", - говорит он. По мнению Ильдара Давлетханова, говорить о рентабельности сегодня бессмысленно, поскольку речь идет о продажах продукта, изначально созданного для российского рынка.

Армен Дишдишян считает, что выход на рентабельность за счет зарубежных продаж маловероятен: "Для этого необходимо очень хорошее знание аудитории, предпочтения которой нередко расходятся со вкусами российских зрителей, но в первую очередь - максимально качественный продукт". С другой стороны, он уверен, что начиная с определенной планки бюджета зарубежные сборы становятся важным фактором окупаемости проекта. Но пока эта пропорция работает в основном для голливудских блокбастеров.

 

 

Финансовые известия