МН: Сейчас в ВГТРК четыре радиостанции: "Радио России", "Маяк", "Культура" и "Юность". Кого из них коснутся изменения?
Архипов: Всех без исключения.
МН: Кто первый?
Архипов: "Маяк". Он уже сейчас работает для слушателей от 25 до 45 лет.
МН: Какова общая идеология ребрендинга?
Архипов: Она очень проста: если не заговорим с молодежью на ее языке, потеряем еще одно поколение. Государственное радиовещание, чего греха таить, раньше ориентировалось на аудиторию старше 50 лет.
МН: Ребрендинг наверняка направлен и на привлечение рекламодателей, с которыми у прежнего "Маяка" были проблемы.
Архипов: Были и до сих пор остаются. Но скоро они, надеюсь, уйдут в прошлое. Средства нам нужны, и мы намерены заработать их сами. Качественное информационное, социальное вещание - очень дорогая, сложная по организации и способу продвижения вещь. Это совсем не то, что делать музыкальную станцию, когда можно крутить музыку и не думать о привлечении в эфир профессиональных журналистов, публицистов. Таких по-настоящему ярких людей единицы, их работа стоит недешево.
МН: Что сейчас принципиально нового на "Маяке"?
Архипов: Во-первых, он стал интерактивным. Во-вторых, в эфир стало приходить больше интересных гостей. Изменилась манера подачи информации. Чтобы аудитория нам верила, мы обязаны разговаривать с ней на живом русском языке, а не зачитывать у микрофона безликие официозные тексты.
МН: Не кажется ли вам, что столь радикальные перемены не скоро окупятся? Потерять прежнюю аудиторию можно быстро, а чтобы обрести новую нужно время.
Архипов: Изменение формата СМИ вообще не окупается сразу. Мы привлекли известных в стране ведущих, за которыми пришла часть преданной им аудитории. Сейчас молодежь активно открывает для себя новый "Маяк". Форумы ведущих переполнены, а посещаемость сайта радиостанции стремительно растет.
МН: Модификация "Маяка" в FM началась почти месяц назад. Что показывают рейтинги?
Архипов: Рановато еще рейтинги смотреть, как и в ближайшие месяц-полтора говорить о позитивных или негативных тенденциях. Но я уверен, что государственное радиовещание в течение года выйдет на совершенно иной уровень социальной значимости, политического влияния и коммерческой привлекательности.
МН: В медиасообществе активно обсуждают приглашение на "Маяк" в качестве ведущих Бачинского и Стиллавина. При этом часто вспоминают, что их предыдущий проект на радио "Максимум" не пользовался большой популярностью.
Архипов: Это неправда, их шоу всегда было рейтинговым. И то, что на радио "Максимум" с ними решили попрощаться, я считаю одной из многих ошибок нынешнего руководства "Русской медиагруппы". Рейтинг этого радио начал падать не из-за шоу Бачинского и Стиллавина - на нем он как раз держался, - а из-за неправильной кадровой, музыкальной и программной политики.
МН: А что изменится на "Радио России"?
Архипов: Увеличится количество литературно-художественных программ. Некоторые из них придут на "Радио России" с "Культуры" и "Маяка".
МН: Какие перемены ждут "Юность" и "Культуру"?
Архипов: "Юности" предстоит смена названия и целевой аудитории. Радиостанция будет работать для подростков 12-17 лет. Это серьезная социальная задача, поскольку до недавнего времени государство вообще не работало с этой возрастной группой. "Культура" - безумно затратный проект, при том, что число слушателей радиостанции крайне невелико из-за слабой системы распространения сигнала. Мы не можем и дальше позволять себе разбрасываться государственными деньгами. Поэтому лучшие программы перейдут с "Культуры" на "Радио России", где их, наконец, сможет слушать вся страна.
МН: Вас сейчас, наверное, многие критикуют?
Архипов: В основном возрастная аудитория, которая привыкла слушать "Маяк" в его прежнем тоскливом виде. Но в то же время многие представители старшего поколения живо включаются в обсуждение заявляемых в эфире проблем: пишут, звонят. Жесткую критику слышу только от убежденных консерваторов. Но ведь однажды, когда мы, сегодняшние новички на "Маяке", состаримся, а на радиостанцию придут другие люди (им сейчас по 14-15 лет), кто-нибудь тоже будет слать им гневные письма с требованием вернуть в эфир Бачинского и Стиллавина! Время же не стоит на месте. Надо отдавать себе отчет в том, что государственное радио и телевидение должны меняться вместе с новыми поколениями.
Московские Новости
Печатная версия № 39 ((05.10 - 11.10. 2007))
www.tv-digest.ru