Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Российскую технику соберут в Китае

Российскую технику соберут в Китае


05.10.2007

Российскую технику соберут в Китае

IT-концерн "Ситроникс" готовится к началу производства потребительской электроники в Китае. Для этого "Ситроникс" выкупает у корпорации ZTE 66% акций одного из ее предприятий - эксперты оценивают сделку в $10 млн. В "Системе" рассчитывают, что низкая себестоимость собранной в Китае техники повысит конкурентоспособность продукции "Ситроникса" в России. Участники IT-рынка считают, что сделать проект успешным могут крупные госзаказы.

О китайском проекте "Ситроникса" рассказал вчера президент АФК "Система" Александр Гончарук. По его словам, в Китае под собственным брэндом "Ситроникс" будет выпускать, в частности, спутниковые навигаторы, приставки для приема цифрового ТВ, оборудование для сотовых сетей стандарта CDMA. Глава "Системы" отметил, что производство в Китае было решено организовать, поскольку производство такой продукции в России нерентабельно.

В "Ситрониксе" вчера отказались сообщить какие-либо детали китайского проекта. Как сообщили Ъ два близких к корпорации источника, сейчас "Ситроникс" завершает выкуп у китайской корпорации ZTE 66% акций одного из его предприятий. 34% акций останется в собственности ZTE. "Предприятие будет называться -Ситроникс-ZTE-. Инвестиции в его развитие составят десятки миллионов долларов, - заявил Ъ один из собеседников. - Эти затраты планируется окупить за три -пять лет. При этом продукция предприятия сможет занять 30% как на российском, так и на китайском рынках навигаторов и ТВ-приставок". В ZTE вчера не стали комментировать отношения с "Ситрониксом".

Компания ZTE производит телекоммуникационное оборудование, в частности, для фиксированной и мобильной связи. 32,41% акций принадлежит правительству КНР, среди европейских акционеров - Credit Suisse и Deutsche Bank. Выручка компании за первые шесть месяцев 2007 года составила $1,99 млрд. Акции компании торгуются на фондовых биржах Шанхая и Гонконга. Капитализация на 4 октября 2007 года - $37,92 млрд.

Местоположение предприятия не разглашается, известно лишь, что оно находится в одной из так называемых свободных экономических зон КНР. "В ближайшие три года в России ежегодно будет продаваться около 330 тыс. ТВ-приставок и 250-300 тыс. навигаторов. -Ситроникс- претендует примерно на треть этого рынка. Соответственно, предприятие должно выпускать как минимум 200-250 тыс. единиц готовой продукции в год, - рассуждает эксперт iKS-Media Маргарита Зобнина. - В России такое производство целиком может стоить $20-25 млн, в Китае - $10-15 млн".

О том, что производить потребительскую электронику в России невыгодно, "Система" убедилась на собственном опыте. В конце 2006 года "Ситроникс" отказался от производства большей части бытовой техники и электроники: автомагнитол, ЭЛТ-телевизоров и т. д. Экс-руководитель концерна Евгений Уткин тогда признал, что по себестоимости их производство не выдерживает конкуренции с производителями из Китая и других азиатских стран. "Как показывает опыт, при переносе производства в Китай европейский производитель может снизить стоимость продукции, реализуемой на домашнем рынке, примерно на 10%", - рассказывает заместитель гендиректора по маркетингу NVision Group Сергей Головин. По его словам, это объясняется наличием дешевой рабочей силы, недорогой электроэнергии, а также тем, что в свободных экономических зонах иностранные инвесторы на пять лет освобождаются от подоходного налога, налога на прибыль и ряда других. "Большей выгоды добиться, как правило, не удается из-за роста затрат на доставку комплектующих и вывоза готовой продукции", - добавляет господин Головин.

Президент компании LETA Александр Чачава считает, что производство в Китае не даст "Ситрониксу" преимуществ перед азиатскими компаниями, но в то же время поставит его в равные условия с ними. "При этом в России, к примеру на рынке навигаторов, -Ситроникс- на первых порах будет более слабым брэндом, чем, например, тайваньские E-Ten или Mitac, - говорит господин Чачава. - Сделать проект успешным могут крупные госзаказы. Например, ТВ-приставки могут быть востребованы в рамках госпрограммы цифровизации эфирного телевидения, навигаторами может оснащаться транспорт военных и других госслужб".

www.kommersant.ru