Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Игра с цифрами

Игра с цифрами


28.09.2007

Игра с цифрами

Александр Митрошенков, президент "Трансконтинентальной МедиаКомпании", накануне своего юбилея рассказал AdMarket.ru о телевидении будущего и о том, что будут делать те, кто его создает.

— Александр Викторович, какими проектами вы сейчас занимаетесь?

— На сегодняшний день есть несколько тем, которые меня безумно интересуют. В первую очередь, у меня есть мечта создать русский Дисней — компанию, которая бы стала лидером в России по производству детских программ, телевизионных и анимационных фильмов, и построила бы вокруг этого целую индустрию. Например. В 90-ые годы стало умирать детское телевидение. У нас были лучшие форматы в мире — "Спокойной ночи, малыши", "До 16 и старше". Но в какой-то момент государство стало покупать дешевые сериалы "Рабыня Изаура", потому что там легко продается реклама. И детское телевидение стало уходить с экрана. Детские передачи закрывались одна за другой. И если бы в 1994—1995 годах мне не пришла в голову идея активно ими заняться, то даже "Спокойной ночи, малыши", наверное, закрылись бы.

— Почему вы решили заняться такой непопулярной для девяностых годов темой?

— Я увидел в этой ситуации простую логику. Какие проекты были самыми успешными даже на Западе? Вы увидите, что это так называемое семейное кино. Если говорить о последних годах — то это все анимационные фильмы от "Шрека" до "Ледникового периода" и пр. В 1990-е годы было то же самое. Помните черепашек Нинзя? Были игрушки, одежда и так далее — огромная индустрия, которая измерялась миллиардами долларов. Но в нашей стране никто тогда этим бизнесом не занимался.

Я начал заниматься программой "Спокойной ночи, малыши", и на сегодняшний день могу сказать, что эта передача попадает в десятку самых популярных. Сейчас передача вернула себе рейтинги, а скоро она войдет в книгу рекордов Гиннеса как самая "долгоиграющая" в мире телепередача для детей — в следующем году ей исполняется 45 лет. С появлением Оксаны Федоровой программу начали смотреть не только мамы, но еще и папы. С ростом популярности возникли и приложения — "Английский с Хрюшей и Степашкой" и "Русский с Хрюшей и Степашкой". Дальше будет приложение "Окружающий мир с Хрюшей и Степашкой". Мы хотим создать целый мир детей. И я уверен, что с точки зрения бизнеса это правильная стратегия.

— Расскажите подробнее об этой стратегии.

— Как только Хрюша и Степаша стали национальными героями, Procter&Gamble предложил нам контракт — и теперь все памперсы выходят с Хрюшей и Степашкой. Сначала задумка касалась только России, потом добавились Украина, Казахстан, а теперь они хотят распространить этот ход фактически на всю Восточную Европу и даже дальше — на Америку, Канаду, Израиль, где есть большие русские диаспоры.

Появились и другие партнеры, которые хотели бы делать то же самое. Например, появилось шоколадное яйцо, похожее на Киндер-сюрприз, но только с нашими героями. "Детский мир" хочет делать игрушки, детскую одежду и даже школьную форму. Есть у них идея сделать и маленький кукольный театр прямо в магазинах по выходным дням. Так вокруг одной передачи возникает большая история. И она будет еще более полной, когда мы сможем производить собственные мультфильмы, чтобы полностью "закрыть" программу "Спокойной ночи, малыши". Работа над этим уже идет, в качестве художественного руководителя мы привлекли мультипликатора Давида Черкасского (создателя "Барона Врунгеля" и других популярных советских мультиков). Это будет кино — настоящий российский блокбастер. Партнером по его продвижению хочет стать СТС.

— В чем секрет успеха других ваших проектов?

— Если говорить о ток-шоу — "Пусть говорят", реалити-шоу "Ты — супермодель", "Кандидат", — то это реальные истории из жизни и обсуждение острых тем. "Ты — супермодель" и "Кандидат" — это истории про то, как ты получаешь профессию. Мы заимствовали американский формат. В США ток-шоу вел Дональд Трамп, и оно пользовалось огромным успехом.

Другая линия — это, например, передача "Гении и злодеи". Мы рассказали в ней о многих великих ученых, поэтах и пр. Можно сказать, что в передаче пишется портретная галерея нашей цивилизации. Сейчас уже собраны рассказы про пятьсот человек, и нас даже убеждают сделать специальный канал "Биография". Тема просветительства мне очень близка. Мы взяли несколько тем, которые перевернули нашу жизнь, и сняли по ним цикл фильмов. Например, атомная энергия. Или генетика. Это история, и мы пытаемся ее сохранить. Рассказывая об этом, я занимаюсь телевидением, которое не дает людям поглупеть.

Еще один проект, который можно назвать успешным — это "Погода". Что смотрят люди? Новости, спорт, погоду. Так мы стали делать прогноз погоды. Вернули популярность программе очень просто — мы пустили в эфир красивых женщин-ведущих. Стратегически мы угадали с темой погоды — наш климат меняется, и новости погоды привлекают большое внимание. Был создан специальный "Метео-канал", и теперь погода идет 24 часа в сутки. В Америке кабельный The Weather channel тоже один из популярнейших.

— Но это Америка. Что будет с малообеспеченной аудиторией России с приходом цифрового ТВ?

— Кто сказал, что все каналы будут платными? Сейчас идет большая борьба за право быть социальным каналом. На мой взгляд, этого достойны пять каналов: Первый, Россия, НТВ, Культура и детский. А вот Спорт — уже за деньги. Но решать этот вопрос не мне, я не политик. Может быть, в будущем бесплатных каналов будет больше. В Европе, например, их двадцать.

— Вернемся к детскому ТВ. Что ждет его в связи с запрещением рекламы в детских передачах?

— Сейчас найдено некое решение: в детской передаче нельзя давать прямую рекламу, но у нее могут быть спонсоры. Сейчас мы стремимся провести коррекцию закона. Предполагается, что ставить рекламу в детские передачи можно будет под контролем специального наблюдательного совета, который будет решать, что можно ставить, а что нельзя. Далеко не вся реклама разрушает детскую психику. Наоборот, например, реклама шампуня от Johnson& Johnson рассказывает: "Смотри, существует шампунь, от которого у тебя слезы не текут". Что в этом плохого? Грамотно размещать рекламу в детских передачах — не проблема. А в результате мы сможем сохранить детское телевидение.

— Про "Бибигон" что скажете?

— "Бибигон" — это политически очень правильное решение Добродеева. Он фактически легализовал детский канал, не имеющий никакой частоты. Сейчас им тяжело, но в том, что у канала будет успешная судьба — не сомневаюсь.

— Как будет развиваться ТВ с учетом интернета? Каковы позиции этого конкурента телевидения?

— Интернет, конечно, будет влиять. И пока до конца непонятно, как это будет происходить. Даже ТВ сейчас пытается стать более интерактивным...Интернет дает и другую возможность — он позволяет влиять на программную политику канала. С помощью Интернета можно точно понять, кто именно смотрит тебя. С переходом на цифровое телевидение измерять аудиторию станет гораздо проще, по сравнению с сегодняшней системой TNS Gallup.

Интернет будет конкурировать с ТВ, но не сможет его забрать, потому что ТВ "подстраивается" — переходит на цифру, развивается интерактив и пр. Так что слухи о том, что интернет всесилен — преждевременны. Но примечательно, что сегодня продвижение ТВ-каналов невозможно без интернета. Кассу делают молодые люди 12—25 лет. И они же смотрят информацию о фильмах в Сети. Так что люди будут смотреть телевизор, но узнавать о нем будут из интернета. Забавно на первый взгляд, но это так.

— Нельзя ли тогда говорить об их слиянии?

— Я бы говорил скорее о создании большого медийного пространства. Это та же тема, которая поднималась в недавно вышедшей книге Media Sapiens. Обычно происходит так: сначала информация выбрасывается в Интернет, потом газеты ее перепечатывают, потом "по материалам газет" начинает говорить радио, а потом уже откликается ТВ. И после этого снова в интернете начинают делать опросы по ТВ…

— Повлияет ли как-то переход на цифру на контент бесплатных каналов?

— Сейчас это обсуждают. В целом, контент, конечно, будет меняться. Первый канал, например, пошел по пути создания собственных дополнительных каналов — "Первый. Музыка", "Теленяня", "Время". Моя логика такова — люди всегда будут смотреть новости и большие телевизионные проекты. Со временем совокупность зрителей тематических каналов превысит аудиторию любого лидера.

И прорыв в свободе и гласности — это создание многих каналов. Сейчас зрители вынуждены смотреть новости, потому что больше смотреть нечего. Ситуация может кардинально поменяться, если вся страна будет выбирать, что смотреть Телевидение стоит на пороге больших перемен. Через 3—4 года, с приходом цифрового ТВ, у каждого человека дома будет 100 каналов. И тогда человек сможет выбирать, что ему смотреть. Фактически, один из важных признаков свободы слова — наличие большого количества каналов. В Америке в прошлом году впервые доходы от кабельного ТВ превысили доходы от рекламы. Это означает, что ТВ стало разнообразнее. Каждый может смотреть то, что хочет. И при этом возникли финансовые ресурсы, которые позволят еще больше развивать кабельные каналы.

— Вы продаете телетекст на Первом канале. Насколько этот бизнес важен и как он развивается?

— Я считаю, что телетекст недооценивают. Есть две проблемы: некоторые телевизоры не поддерживают телетекст, а так же надо людям объяснять, как этим телетекстом пользоваться. Конкуренцию телетексту составляет интернет. Если бы интернет не получил сейчас такого развития, то телетекст развивался бы в десять раз эффективнее. В перспективе люди мало будут пользоваться телетекстом, потому что интернет заменит его. Но сегодня, когда у многих людей нет доступа к интернету, использование телетекста может быть эффективным.

Однако, чтобы люди начали активно им пользоваться, на Первом канале нужно провести серьезную рекламную кампанию на тему "Что такое телетекст". Сейчас телетекст окупается, но дохода не приносит. Для нас это просто попытка посмотреть, что из этого может получиться. Пока телетекст будет развиваться, расти, но в будущем уступит место Интернету. При этом телетекст несет важную социальную нагрузку. Телетекст — очень важный канал получения информации для людей, которые лишены возможности слышать.

— Тема, которая сейчас всех волнует — повышение цен на ТВ рекламу…

— У нас на ТВ один контакт зрителя стоит втрое дешевле, чем, например, в Израиле. Так что повышение закономерно. ТВ будет расти, но по мере того, как наша экономика будет приближаться к мировой по уровню развития, рост будет замедляться. Цена на ТВ-рекламу определяется следующим образом: складываются все рекламные бюджеты и делятся на количество контактов (поскольку рекламное время и рейтинги — это величины известные, подсчитать стоимость контакта достаточно легко). При такой системе удается собрать все деньги с рынка и при этом максимально отдать рекламодателю эфирное время. Но следующий год будет не так ужасен, как кажется: теперь все законы должны быть приведены в соответствие с европейскими, а там рекламное законодательство мягче, чем у нас.

— Не могу не спросить: как оцениваете результаты Всемирного рекламного форума?

— Полностью оценить Форум пока сложно. Идея правильная, но, на мой взгляд, там не хватало крупных бизнесменов типа Мердока. Хорошо, что приехал Доминик Грэйнжер, генеральный директор GroupM. Польза была в том, что мы сверили свои взгляды на развитие рекламной индустрии.

Мария Гурьянова, AdMarket.ru