Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Рынок широкополосного доступа в Нижнем Новгороде

Рынок широкополосного доступа в Нижнем Новгороде


25.09.2007

Конкуренция на рынке услуг широкополосного доступа в интернет обостряется. Этому способствуют интенсивное развитие основных поставщиков проводного доступа и активизация федеральных компаний, работающих в сегменте беспроводного доступа в интернет. При этом вход на еще не сформировавшийся рынок становится все более закрытым.

Эксперты

Ольга Былова

директор "ПРОСТОР Телеком"

Сергей Корсаков

генеральный директор ООО "Агентство деловой связи"

Кирилл Куренков

консультант-аналитик исследовательской компании Json&Partners

Владимир Люлин

директор поволжского филиала "Старт Телеком — Поволжье"

Михаил Попов

директор ЗАО "Химик Инвест" (представительство "ФИНАМ" в Нижнем Новгороде)

Почему количество игроков на рынке широкополосного доступа (ШПД) растет медленно?

Как провайдеры проводного доступа "помогают" игрокам рынка беспроводного доступа в интернет?

О чем провайдеры договариваются с ДЕЗами?

Две недели назад столичный провайдер "СТРИМ" (владелец торговой марки "Комстар-ОТС") предложил своим московским клиентам новый тарифный план с абонентской платой в 29 руб. (500 Мб трафика в месяц на скорости 1024 Кбит/сек). Нижегородские интернет-провайдеры частных лиц подобными спецпредложениями пока не радуют. Игроки отмечают стабильный спрос на услуги широкополосного проводного доступа в интернет. Как сказал один из представителей ОАО "ВолгаТелеком" в интервью ДК в октябре 2006 г., в условиях, когда есть высокий спрос, а услуги предложить могут только три провайдера в городе, цены будут снижаться медленно — аккурат до прихода на рынок новых игроков. Тем не менее за последний год цены для физлиц ОАО "ВолгаТелеком" снизило практически в два раза. В первую очередь это связано с тем, что сначала "АДС", а затем "СЕНДИ" вывели на рынок тарифные планы почти в два раза дешевле, чем монополист. "ВолгаТелеком" ответил повышением качества обслуживания абонентов и агрессивной рекламной кампанией. Для провайдеров проводного доступа в интернет работа с физическими лицами стала приоритетной, но если в этом сегменте конкурируют три компании, то в сегменте работы с юридическими лицами "АДС", "ВолгаТелеком" и "СЕНДИ" встречаются с провайдерами беспроводного доступа в интернет. В начале 2007 г. сеть по технологии pre-WiMAX запустила компания "Старт Телеком Поволжье", в октябре услуги ШБД начнет продвигать компания "Арктел".

Рынок развивают пока только три игрока

По данным директора ЗАО "Химик-Инвест" (представитель ИК "ФИНАМ" в Нижнем Новгороде) МИХАИЛА ПОПОВА, на рынке услуг широкополосного доступа нижегородский филиал ОАО "ВолгаТелеком" удерживает свою долю в 67%, вторым по величине остается Агентство деловой связи — примерно 30%. Сохранять такую долю АДС удается во многом благодаря тому, что компания предлагает подключение не только по ВОЛС-технологии, но и ADSL, как и монополист. Как отмечает генеральный директор Агентства деловой связи СЕРГЕЙ КОРСАКОВ, АДС расширяет географию своего присутствия, не только строя новые станции, но и скупая локальных игроков. По мнению экспертов, в ближайший год к лидерам может присоединиться и ГК "СЕНДИ" (АФК "Система"), активно строящая собственную инфраструктуру. Компания "Старт Телеком Поволжье" (филиал федерального провайдера, образованный в регионе за счет покупки НИС в 2004 г.) лишь в этом году активизировала работу с абонентской базой НИС. Она предлагает клиентам не только беспроводной широкополосной доступ в интернет, но и наращивает зоны охвата в городе своей ВОЛС. Оптоволоконную сеть строит и "ПРОСТОР Телеком", который работает в городе пока в основном с технологией Wi-Fi. Михаил Попов считает, что на перераспределение долей игроков в сегменте проводного доступа уйдет еще года полтора-два, в то время как сегмент беспроводного доступа уже сейчас становится высоконкурентным. В городе работают UNITLINE, "ПРОСТОР Телеком", "Старт Телеком Поволжье", "Персональные системы связи", "ЭКВАНТ", "Стелт Телеком". Как отмечает директор поволжского филиала "Старт Телеком Поволжье" ВЛАДИМИР ЛЮЛИН, сюда планируют зайти "Сумма Телеком" и "Энфорта".

За корпоративного клиента борются все, за частного — только игроки ШПД

О востребованности услуги широкополосного доступа частными лицами свидетельствует то, что темпы подключений в первом полугодии 2007 г. выросли в разы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Например, "ВолгаТелеком" подключила в 3,6 раза больше пользователей. Общий же уровень проникновения ШПД среди частных лиц, по данным Сергея Корсакова, пока составляет примерно 5%: "Довести этот процент хотя бы до 10–15% за полтора года — уже отличный показатель. Все мы сейчас в основном переподключаем наших клиентов, ранее работавших через коммутируемый доступ в интернет". При этом уровень проникновения ШПД среди корпоративных клиентов составляет по городу 80–85% — сегмент фактически поделили между собой игроки услуг проводного доступа в интернет. На этот же сегмент претендуют и гораздо более многочисленные провайдеры беспроводного доступа. По мнению консультанта-аналитика JSon&Partners КИРИЛЛА КУРЕНКОВА, провайдеров беспроводного доступа всегда будет много — порог вхождения гораздо ниже, чем на рынок ШПД: "Инвестиции в сносное радиопокрытие города-миллионника составляют примерно $3 млн, в то время как стоимость покрытия города ВОЛС в разы больше". Работу в сегменте ШПД осложняют многочисленные согласования прокладки оптоволокна с государственными и муниципальными организациями. Все телефонные канализации в городе принадлежат "ВолгаТелекому", остальные игроки прокладывают кабель по крышам, и здесь все решают связи провайдера с ДЕЗами. Как рассказал один из экспертов на условиях анонимности, сейчас для многих компаний закрыт микрорайон Щербинки. Один из провайдеров успел "договориться с местным ДЕЗом" о том, чтобы туда "не пускали" остальных игроков. "Конкуренция на рынке за любого пользователя сейчас очень агрессивна, — отмечает Сергей Корсаков, — к каждой новостройке тянут кабель все игроки. Даже если, например, "ВолгаТелеком" выигрывает тендер, мы все равно развернем сеть и получим свою долю подключений. Примерно так же в прошлом году мы вдвоем тянули кабель к строящейся "МЕГЕ", чуть ли не по одной колее, и наши провода периодически пересекались".

Несмотря на высокий уровень проникновения широкополосного доступа в интернет в корпоративном сегменте, игрокам рынка беспроводного доступа есть где развернуться. ОЛЬГА БЫЛОВА, руководитель обособленного подразделения "ПРОСТОР Телеком": "Большинство клиентов не интересует, какой у них вид подключения к интернету, для них главное — качество и надежность связи. А компаниям, работающим на арендованных площадях, дешевле и быстрее подключить офис посредством беспроводного доступа, особенно, если договор аренды всего на 11 месяцев. Таких клиентов становится все больше". Развитие бизнеса за пределами исторического центра города также дает игрокам ШБД фору — провайдерам ШПД невыгодно точечно прокладывать кабель по городу, поэтому часть вновь открывающихся компаний уходит к "беспроводникам".

По мнению Сергея Корсакова, это не повод для беспокойства: когда ВОЛС появится в отдаленных районах, многие перейдут с радиосвязи на "провода". Пока же бизнес "без проводов" более привлекателен — доход с корпоративного абонента у "проводников" находится на уровне $20–30, в то время как у игроков ШБД он может достигать $50–70. По мнению Михаила Попова, в целом ARPU провайдеров будет уменьшаться, в первую очередь за счет общего снижения цен. Не только провайдеры ШПД снижали свои тарифы — провайдеры ШБД сократили стоимость подключения для абонентов. Например, "Старт Телеком Поволжье" подключает частных лиц за 500 руб. Год назад стоимость подключения на рынке составляла 1500–2500 руб.

Провайдеры двигаются вслед за застройщиками

Основную волну спроса на услуги провайдеров со стороны частных лиц спровоцировала стартовавшая год назад рекламная кампания "ВолгаТелекома". Конкуренты монополиста предпочитают не массированные рекламные акции, а точечное продвижение своих услуг. В основном они рекламируются в тех микрорайонах, где уже есть их сети. "Сейчас лучше всего работает точечная реклама, — отмечает Сергей Корсаков, — ну и, конечно, никто не отменял прямые продажи. Нужно ходить по квартирам и рассказывать, что такое ШПД, ведь большинство даже не знает, как с этим работать". С ним согласен и Владимир Люлин, он подчеркивает, что все провайдеры делают в рекламе акцент на доступности услуги: "позвонил и подключился". Эксперты признают, что раньше они во многом выигрывали у монополиста за счет высокого качества работы с конечным потребителем, но теперь "ВолгаТелеком" активно совершенствуется в этом направлении, и конкурировать только более высоким уровнем обслуживания становится сложнее.

Микрорайоны "первой очереди" провайдеры определяли по социально активному статусу жителей. Сейчас жители отдельных микрорайнов сами оставляют заявки, формируя для провайдеров зоны, куда двигаться дальше. Не последнюю роль в определении плавного развития сетей играют застройщики жилья: интернет-провайдеры активно сотрудничают со строительными организациями. И застройщики, и провайдеры поняли потребность друг в друге. Для одних это способ расширить абонентскую базу, для других — элемент продвижения. "Строители приходят к нам и говорят: "У нас в доме должен быть Triple Play и никак иначе", — рассказывает г-н Корсаков. — А то, что спроса на эту услугу пока нет, их не волнует — с Triple Play им проще продавать квартиры".

Эксперты полагают, что одной из ближайших перспектив рынка будет развитие дополнительных сервисов, например интернет-телевидения. Сейчас почти все провайдеры работают в данном направлении, хотя потребителей таких услуг немного, да и выбирают клиенты провайдеров не по качеству допуслуг, а по территориальной доступности. Михаил Попов отмечает, что провайдерам уже сейчас стоит озаботиться разработкой допуслуг: "Цены на рынке будут продолжать снижаться, а вместе с тем и доход с абонента". Прихода в город новых конкурентов игроки не опасаются — они уверены, что порог вхождения слишком высок. По мнению экспертов, единственная возможность войти в город — купить уже существующего провайдера. Таким способом в Нижний Новгород пришли "Старт Телеком", "Голден Телеком", АФК "Система", и в регионе не осталось сильных провайдеров с собственной клиентской базой.

Рынок услуг широкополосного доступа делят два игрока

Доли провайдеров на нижегородском рынке интернет-связи :

ОАО "Волгателеком" [67%]

ООО "Агентство деловой связи" [30%]

Остальные компании [3%]

АБМ