Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Найди свою волну

Найди свою волну


07.05.2007

Найди свою волну

Специальные форматы: теперь у бизнесменов, дачников и болельщиков есть собственное радио. Вот-вот заработают радиостанции для детей и студентов — будущее эфира за теми, кто нащупает новую нишу.

Полгода назад водитель Александр Россихин случайно включил в машине радио Relax FM — да так и "подсел" на эту волну. "Когда напряженно работаешь, — говорит Саша, — нет ничего лучше. Музыка тихая, нежная и расслабляет. Как женщина. Жалко, что раньше такой не было, приходилось постоянно щелкать кнопками". Главное, по мнению Александра, не включать "расслабляющую" станцию, если клонит в сон.

У Наталии Фалькон, бильд-редактора "Пятницы", в отличие от Александра есть не одна, а сразу несколько любимых радиостанций. Раньше, говорит Наталия, нужно было в поисках чего-нибудь приличного бессмысленно щелкать кнопками на радиоприемнике, переключаясь с одной музыкальной FM-станции на другую — точь-в-точь на нее похожую, но в последние год-полтора делать этого не приходится: "Радиоэфир стал более структурированным. Сейчас я точно знаю, что мне включить: если хочется потанцевать — есть "Мегаполис FM", послушать новости — Business FM, а если романтическое настроение — то радио "Джаз".

В США, по данным маркетингового агентства Radio Advertising Bureau, в соответствии с их классификацией существует уже около тридцати различных радиоформатов. Они ориентированы на конкретные целевые группы: людей определенных профессий или имеющих определенное хобби (радио для рыбаков); на различные возрастные, расовые и социальные группы (радио для домохозяек или для индейцев), на сексуальные и прочие меньшинства. Разумеется, существует множество музыкальных станций с очень узкой специализацией. У нас такого разнообразия пока нет, но тенденция к конкретизации радиоформата прослеживается. За последний год в столице появилось несколько новых специализированных станций: уже упоминавшийся круглосуточный информационно-деловой канал Business FM (87,5 FM); "Радио Дача" (92,4 FM), ориентированное на "дачников старше 40"; "Радио спорт" (93,2 FM). Из музыкальных помимо танцевального "Мегаполиса" с живыми сетами диджеев (89,5) стоит назвать "Радио Next" (105,2), специализирующееся на хип-хопе и R-n-B.

Скоро "специализированных" станций станет еще больше: 25 апреля в конкурсе на право вещания Федеральная конкурсная комиссия распределила остававшиеся свободными в Москве три частоты в FM-диапазоне. По словам руководителя исследований радиокомпании КОМКОН Татьяны Глушковой, эти частоты последние. Все три частоты получили компании со специализированными концепциями вещания: радио классической музыки, радио для тех, кто интересуется путешествиями, радио для студентов.

На самом деле подобная специализация не новость для Москвы. В 90-е годы были очень известные нишевые станции — например "Радио Престиж", передававшее современный джаз и джаз-рок.

37-летний Иван СиДа и вообще независимое музыкальное вещание в России началось с радиостанции SNC (Stas Namin Centre — "Центр Стаса Намина"), на волнах которой впервые зазвучал и западный, и отечественный рок. Однако большинство из них не смогли выжить в новых экономических условиях, когда энтузиазма организаторов и спонсоров оказывалось недостаточно. В результате ставка была сделана на массового слушателя, специализированные станции постепенно тоже стали давать в тяжелую ротацию поп-хиты, и большинство из них оказались похожими друг на друга до степени смешения.

Но сегодня ситуация, похоже, принципиально изменилась. "Сейчас уже сложно отнять заметную часть аудитории у лидеров радиоэфира, просто клонируя формат, — считает Татьяна Глушкова. — Начинается новый этап в развитии рынка, когда профессионалам приходится конкурировать, используя максимум креатива на всех уровнях, в том числе в поиске новых, никем не занятых ниш".

Генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова объясняет потребность слушателей в узкоспециализированных радиостанциях так: "Где современный человек слушает радио? В машине, кафе, фитнес-центре, бутике. Но в удобном для всех FM-диапазоне я, к примеру, не нахожу -своей- станции. Мы давно прошли начальный этап, когда можно было радоваться, к примеру, радиостанции с -просто- западной эстрадой. Слушатель стал более требовательным: ему недостаточно просто джаза, ему нужна более узкая специализация — к примеру, cool jazz".

Здесь речь, конечно, прежде всего о столице, где, по данным TNS Gallup Media, около половины жителей — более 6,6 млн человек — слушают радио ежедневно хотя бы по 15 минут. "В небольших российских городах, — уточняет главный редактор Фонда независимого радиовещания Андрей Аллахвердов, — даже формат -Нашего радио- оказывается слишком узким, не всегда приживается".

Российскому радиорынку еще далеко до США, где чуть ли не в любом городке можно открыть радиостанцию и получать прибыль от рекламы, считает коммерческий директор "Европейской медиа группы" Мария Смирнова. "Возможно, лет через 8-10, — говорит она, — можно будет говорить о рентабельности узкоформатных радиостанций в России. С другой стороны, сейчас единственный путь завоевать аудиторию для новой станции — найти свою узкую нишу".

В ближайшие месяцы FM-диапазон подарит нам несколько новых радиостанций.

Кино-FM

Предположительно осенью на частоте 98,0 МГц появится радиостанция, 70-75% эфира которой будут отданы саундтрекам к российским и зарубежным фильмам. По мнению главного редактора станции Анатолия Голубовского, музыкальный материал, который изначально сочинялся как фоновый, как нельзя лучше подходит для радио. "Даже если слушатель не вспомнит фильм, — говорит Голубовский, — музыка вызовет массу ассоциаций и воспоминаний из его собственной жизни. Это музыка, от которой получаешь удовольствие".

Оставшуюся часть эфира заполнят программы о кино: анонсы, рецензии, репортажи, рассказы по истории кинематографа, а также интервью с режиссерами, актерами, продюсерами, дистрибьюторами и прокатчиками. "Кино-FM" обязательно будет устраивать в студии концерты с песнями из фильмов.

Радионяня

Будущей зимой "Газпром-Медиа" планирует запустить в Москве детскую радиостанцию, которая в 2008 году должна разрастись в общероссийскую сеть и начать вещать в 22 регионах. По словам одного из авторов концепции Егора Серова, сверхзадача проекта — кардинально изменить контент написанного, сказанного и спетого для детей. "Здорово, конечно, — говорит он, — на детский день рождения всем вместе петь -Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам-. Но, может быть, пришла пора бежать по-другому?"

Конечно, эта сверхзадача не помешает ставить в эфир, например, знакомые с детства аудиоспектакли. "Мы бережно относимся к традициям, — объясняет Серов. — Но и их звучание попытаемся обновить: обработать записи так, чтобы оно стало более плотным и современным".

Радиосеть будет рассчитана на детей и подростков от 3 до 16 лет, а также их родителей.

В разработке концепции участвовали педагоги, детские психологи и физиологи.

Студэфир

25 апреля частоту 93,6 МГц получила компания "Гамма РВ", близкая к владельцу ИД "КоммерсантЪ" Алишеру Усманову. Подробную концепцию вещания "Студенческого радио" разработчики смогут сформулировать примерно через месяц, заверил нас гендиректор ИД "КоммерсантЪ" Демьян Кудрявцев. Сейчас про новую станцию известно только то, что не менее 25% от общего объема вещания будет каким-то образом посвящено популяризации семейных ценностей и здорового образа жизни.

Дина Юсупова
ВЕДОМОСТИ Пятница
radioportal.ru