Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Задержка с внедрением цифрового ТВ в нашей стране может дать определенные преимущества

Задержка с внедрением цифрового ТВ в нашей стране может дать определенные преимущества


06.04.2007

Задержка с внедрением цифрового ТВ в нашей стране может дать определенные преимущества, поскольку цифровые ТВ-технологии на Западе уже считаются отработанными и остается лишь принять их на вооружение.

Российское телевещание сегодня переживает непростые времена: надвигается повсеместная "цифровизация", создаются и активно внедряются новые технологии и сервисы, в игру на этом огромном поле вступают всё новые команды, несущие частные инвестиции в отрасль, и т. п.

Возможность взглянуть с разных точек зрения на то, что происходит на самом деле в этом все более теряющем былую устойчивость, но по-прежнему важнейшем (как для государства, так и для общества) сегменте, дали прошедшие в Москве в начале февраля международные выставка и конференция под названием "Кабельное и спутниковое телевидение. ТВ по IP-протоколу. Мобильное ТВ. Контент. Широкополосные технологии. Спутниковая связь. HDTV. Телерадиовещание", или просто CSTB-2007.

Непростой путь к "цифре"

Согласно готовящейся правительственной программе "Развитие телерадиовещания в РФ" к 2015 г. страна полностью должна перейти на цифровое ТВ, т. е. цифровой станет вся национальная система телевещания, и этот переход российское правительство намерено взять под свой контроль. Так, первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев подчеркнул, что при переходе на цифровое теле- и радиовещание необходимо прежде всего учитывать аспекты, связанные с сохранением единого информационного пространства страны, а также с обеспечением государственной поддержки социально незащищенных слоев населения.

Эксперты полагают, что задержка с внедрением цифрового ТВ в нашей стране (по сравнению с Западной Европой, а также с Японией и США) может дать нам определенные преимущества, поскольку цифровые ТВ-технологии на Западе уже считаются отработанными и нам остается лишь принять их на вооружение. Вместе с тем и там есть нерешенные проблемы – например, принять единый мировой стандарт на цифровое телевидение этим странам так и не удалось. И непонятно, как будет в дальнейшем осуществляться стандартизация в данном сегменте. Вот и на выставке можно было познакомиться с оборудованием и решениями в разных стандартах, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В масштабах нашей страны цифровое телевизионное вещание начало внедряться уже несколько лет назад, и государство, сознавая важность этого сегмента СМИ, попыталось ввести эту проблему в свои рамки, хотя бы формально. Но процесс затянулся. В результате не решены вопросы стандартизации, лицензирования, производства компонентов, наконец, предстоит разработать концепцию… Необходимо также преодолеть переходный период, когда придется распределять частоты наземных ТВ-станций и создавать приемные DVB-T-сети.

Однако ряд отечественных компаний опередили намечаемые сроки внедрения. Так, по словам Александра Теппера, генерального директора фирмы "Космос-ТВ", у них процесс перехода на вещание в цифровом формате, начатый еще в 2000-м, завершился год назад (в 2005-м), и сейчас компания обеспечивает трансляцию цифровых телепередач по 70 каналам.

Как отмечает генеральный директор компании "Контур-М" Игорь Колпаков, внедрение "цифры" в сети КТВ (имеются в виду классические HFC-сети) идет довольно давно, хотя и не очень активно. Проблемы перехода здесь в техническом плане нет, но, по его мнению, все упирается в отсутствие должного количества высококачественного контента и нежелание клиентов платить за него.

Уровень развития новых направлений телевидения, как полагают эксперты, участники и посетители форума, непосредственно связан с ростом уровня жизни людей (и не только в центре, но и в регионах), с изменением структуры их интеллектуальных потребностей, появлением на рынке в достаточном количестве качественного разнообразного пророссийского контента и конечно же с немалыми инвестициями в инфраструктуру отрасли. Все это относится главным образом к платному телевидению, которое в целом по России до сих пор развивается со значительным отставанием от Запада. В настоящее время инвестиции в данный сектор исключительно частные, а государственные, по утверждению президента Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрия Припачкина, отсутствуют полностью.

Вместе с тем, как отмечали на форуме экспоненты и эксперты, выступавшие на многочисленных семинарах и презентациях, на сегодняшний день российские ТВ-сети в основном аналоговые, число их клиентов значительно превышает количество тех, кто пользуется цифровыми сетями, а услуги операторов, предоставляемые абонентам через устаревшие сети, в большинстве случаев не базируются на современных системах разграничения доступа.

По оценочным данным, которые привел г-н Припачкин, в настоящий момент к кабельным сетям подключено порядка 35 млн. домохозяйств, а к цифровым – около миллиона.

В частном секторе, покрывающем в том числе услуги платного телевидения, сложилась высокая конкуренция, и, по словам вице-президента АКТР Владимира Маковеева, в России, как и в развитых странах, в кабельном телерадиовещании не наблюдается тенденции к немедленному и повсеместному переходу на цифровые технологии, осуществляемому "естественным" путем.

Как отмечали многочисленные участники форума, "цифровизация" КТВ проводится и будет продолжаться главным образом по двум направлениям: модернизация аналоговых сетей и создание новых на основе IP-технологий с применением интерактивных сервисов. Впрочем, подтверждением таких высказываний могут служить многочисленные экспонаты, представленные на выставке, и услуги системных интеграторов по проектированию и строительству новых сетей, а также по модернизации действующих с помощью исключительно цифровых технологий и оборудования, причем как отечественного, так и импортного производства. И здесь прошедшая выставка, пожалуй, лучшее тому доказательство.

Как считают участники рынка, переход на цифровое эфирное ТВ должен ускорить "цифровизацию" кабельного.

Новые игроки и перспективы консолидации

За последние два года на российском поле ТВ произошли весьма значимые события: в сегменте КТВ появились новые игроки, готовые его развивать и, что немаловажно, обладающие необходимыми для этого ресурсами. На рынок кабельного ТВ пришли крупные инвестиции, чего не скажешь об эфирном цифровом телевидении. Сегодня в пятерку лидирующих инвесторов входят АФК "Система", "Нафта-Москва", "Ренова-Медиа", "ЭР-Телеком" и "Мультирегион".

В наиболее развитом московском регионе на рынке ТВ активнее других выступают четыре оператора.

Усиление конкуренции на этом рынке привело к значительному увеличению за первую половину минувшего года абонентской базы – она выросла на 43%, а через год-другой эксперты прогнозируют появление аналогичной тенденции в регионах. По их мнению, в ближайшее время продолжится сегментация ТВ-рынка, он приобретет более структурированный вид, за счет применения новых технологий повысится качество и расширится спектр услуг, которые операторы смогут предоставлять абонентам. Эксперты также выражают надежду на упрощение процедуры выдачи лицензий и совершенствование законодательства в части регламентации деятельности операторов платного ТВ.

По мнению Михаила Дунаева, генерального директора компании СММ ("Cистема Масс-Медиа"), рынок кабельного ТВ будет развиваться в четырех направлениях: консолидация, модернизация, расширение на региональном уровне и конвергенция. А в обозримой перспективе, по его словам, следует ожидать проявления тенденций, характерных для рынка мобильной связи: группа крупных игроков национального и регионального масштаба начнет создавать унифицированные кабельные сети, предоставляя потребителям максимальный набор услуг по приемлемым тарифам.

Его мысль развивает заместитель генерального директора компании "Комстар-Директ" Мeраб Габуния, утверждающий, что консолидация решит многие, в том числе юридические, вопросы, а также окажет позитивное влияние на упорядочение законодательной базы, особенно в части лицензирования. Кроме того, появление крупных игроков позволит повысить расходы на маркетинг и усилит ориентацию на клиента, который будет получать нужный ему контент, управляя таким образом развитием рынка, но в своих интересах. В то же время, как полагает Мeраб Габуния, конкуренция между крупными игроками будет способствовать стабилизации и даже снижению цен, как, например, произошло в тарифной политике мобильных операторов или интернет-провайдеров.

Генеральный директор "Космос-ТВ" согласен, что наличие нескольких крупных операторов на рынке кабельного ТВ усилит конкуренцию между ними, от чего в первую очередь выиграет клиент, "…в борьбе за которого будет повышаться качество обслуживания и предоставляемого контента".

Николай Фокин, директор департамента цифрового телерадиовещания фирмы Syrus Systems, также полагает, что обострение конкуренции в этом сегменте рынка приведет к снижению тарифов, росту числа ТВ-программ и предоставлению новых услуг. Однако по мнению Игоря Колпакова, с внедрением новых сервисов (при условии оплаты операторами контента на правовой основе) стоимость пакета услуг будет расти, но до определенного предела.

IPTV: первые шаги

Похоже, что появившаяся всего года два назад технология IPTV (Internet Protocol Тelevision) уже составила серьезную альтернативу традиционным и даже новым формам телевещания, во всяком случае интерес к ней в мире неустанно возрастает, особенно в западных странах. Многие значимые мировые производители телекоммуникационного оборудования приступили к активному продвижению своей продукции и решений в этой области, и практически все крупнейшие провайдеры в Европе, США и Азии объявили о планах внедрения платформ IPTV. Корпорации Alcatel, Amdocs, Cisco, Microsoft, Siemens и некоторые другие совместно с телефонными компаниями и операторами кабельной связи работают над созданием интерактивных телесетей, базирующихся на интернет-протоколах. На основе IPTV создано и продолжает развиваться интерактивное телевидение (interactive TV, iTV), привлекая все больше пользователей, аудитория которых, по данным аналитических агентств, стремительно пополняется.

Для тестирования и отработки решений, созданных с применением IPTV, в Европе и США уже построены мощные международные центры под контролем таких электронных гигантов, как Hewlett-Packard и Intel. И надо сказать, что в части освоения этого сегмента наша страна пока не значится в аутсайдерах, о чем свидетельствует проведенный форум CSTB-2007.

По мнению Андрея Степанова, советника генерального директора компании "Синтерра", основное преимущество IPTV состоит в реализации VoD (видео по заказу, Video-on-Demand), а также ряда других интерактивных сервисов, которые вместе с высококачественными медиауслугами помогут этой технологии занять лидирующие позиции на этом рынке, опередив кабельные сети и спутниковое ТВ. Результаты исследований, проведенные "Синтеррой", показывают, что в услуге VoD в Москве заинтересовано более 70% потенциальных абонентов платного ТВ, а в других регионах готовы пользоваться данной услугой не менее трех раз в неделю 30% жителей.

Игорь Масленников, президент CTI, считает, что преимущество IPTV состоит не в воспроизведении существующих телевизионных бизнес-моделей эфирного, кабельного или спутникового ТВ, а в возможности строить новые за счет изначально заложенной в этой технологии интерактивности, а также интеграции информационно-коммуникационных и образовательно-развлекательных услуг на основе IP-технологий. Свойство интерактивности IPTV впервые без дополнительных затрат дает операторам возможность отслеживать предпочтения клиентов (кто, что и когда смотрит), а также взаимодействовать (через видеосервер) с ними в реальном времени. Николай Фокин добавляет: "Интерактивность в сочетании с высокой скоростью передачи данных позволяет операторам предоставлять абонентам пакеты дополнительных услуг и создать на основе IPTV-сети эффективную систему платного ТВ". А Мeраб Габуния полагает, что направление IPTV, делающее в нашей стране только первые шаги, будет развиваться быстрее, поскольку стоимость IPTV-сетей ниже (по сравнению со спутниковыми или кабельными), а возможности с точки зрения оказания услуг – шире.

Многие операторы, реализовавшие системы интерактивного ТВ, говорят о том, что около 60% абонентов начинают пользоваться услугой VoD в течение первых пяти-шести месяцев после развертывания IPTV-платформы.

Однако, как отмечалось на форуме, продвижение IPTV сдерживается рядом факторов, главным из которых является низкий охват широкополосными сетями территории страны: абонентами широкополосного доступа в Интернет являются менее 1,4% жителей (исключая Москву и Санкт-Петербург); в наиболее крупных городах эта цифра достигает 5-10%, а в сельских районах стремится к нулю. Вторую причину эксперты видят в неготовности самих клиентов как активно пользоваться интерактивными сервисами, так и платить за них: ведь в России работают более 15 общедоступных каналов, поставляющих разнообразный контент. На этом фоне операторам, продвигающим услуги на основе IPTV, придется разрабатывать эффективные персонализированные бизнес-модели, позволяющие достаточно быстро окупить инвестиции, направленные на внедрение новых сетей и оборудования.

PC Week
Вестник АКТР