Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Плата за телевидение

Плата за телевидение


27.02.2007

На сегодняшний день каждый третий россиянин принимает телевидение по кабельным и спутниковым каналам, а уже в течение ближайших нескольких лет отечественные кабельные операторы рассчитывают догнать Европу, где неэфирное ТВ сейчас доступно более чем 90% семей. По прогнозам, уже в 2007 году база абонентов платного телевидения в России увеличится в 1,5-2 раза, а объемы инвестиций в кабельное и спутниковое телевидение вырастут в 3 раза.

Во всем мире увеличивается рынок платного ТВ. Так, по данным компании The Diffusion Group (TDG), число подписчиков на услуги IP-телевидения во всем мире вырастет с 2 млн. человек в 2005 г. до 34 млн. в 2010 г. При этом годовые темпы роста в Америке за период 2005-2009 гг. составят 78% или 14 млн. абонентов. Такое же количество абонентов ожидается и в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), где темпы роста составят 61%. Азиатско-Тихоокеанский регион при росте 41% обеспечит охват 5,6 млн. подписчиков.

В России в настоящее время жители крупных городов имеют возможность смотреть не менее 5 бесплатных каналов. Кроме того, им предлагают услуги региональные кабельные операторы. В каждом городе есть свои операторы кабельного телевидения, которые не конкурируют друг с другом на межрегиональном уровне. Только в Ассоциации кабельного телевидения России числится более 100 региональных компаний. Это снижает возможности развития платного ТВ. В крупных городах телезрители удовлетворены имеющимися каналами с качественными картинками и не намерены тратить дополнительные средства на платное ТВ. А за пределами крупных городов предложить жителям услуги платного телевидения некому. По оценке гендиректора ЗАО "Мультирегион" Сергея Дмитриева, в России 40% приходится на сети коллективного приема ТВ (антенна на подъезд), 15% - на крупные сети коллективного приема ТВ, 25% - на гибридно-волоконные кабельные сети, 1% - на IPTV, 5% - на MMDS (стандарт эфирного ТВ), а спутниковое ТВ имеет только "единицы процентов".

Нашим компаниям многие линии неэфирного телевидения придется строить с нуля. Мобильные операторы достигли максимально возможного расширения рынка сотовой связи. Теперь для продолжения роста им необходимо предлагать новые услуги, в частности, Интернет и цифровое телевидение. Современные технологии позволяют поставлять по одним и тем же кабелям целый комплекс услуг: от фиксированной и мобильной связи до широкополосного Интернета и платного телевидения. Большие перспективы российского рынка способствуют тому, что на рынок телекоммуникаций приходят компании, не имеющие к коммуникациям никакого отношения, например, "Нафта-Москва".

Сейчас в России среди тех, кто подключен к Интернету, по оценкам J’son & Partners, 35% имеют широкополосный доступ, но далеко не все из них смотрят ТВ при помощи компьютера. Тем больший интерес проявляют интернет-операторы к платному ТВ.

Предполагают, что к концу 2007 года клиентов IPTV будет около 130 тысяч. Такое положение дел способствует изменению, переделу рынка. И мы уже в течение 2005 -2006 года можем наблюдать картину слияний и поглощений.

Например, в конце 2005 года произошло слияние компаний "Система Мультимедиа" (СММ) и "МТУ-Интел". Позже генеральный директор тогда еще не переименованного ЗАО "МТУ-Интел" Григорий Новицкий заявил, что компания будет поставлять не только Интернет, но и ТВ-услуги, ТВ-контент собственного производства. "Аудитория, которая его регулярно смотрит, уже превышает 1,5 млн. семей", - сообщил Новицкий. - "Если сравнить темпы роста абонентской базы "СТРИМ-ТВ" с любым зарубежным проектом IPTV, то мы однозначно растем быстрее всех. С начала 2006 года абонентская база услуг "СТРИМ-ТВ" растет в среднем на 25% в месяц!".

Большая часть индустрии кабельного и спутникового ТВ распределена сегодня между компаниями "НТВ+" (31%), "Нафта-Москва" (21%), "Система Масс-медиа" (дочка АФК "Система", 11%), "Ренова-Медиа" (3%). На остальных операторов, а их более 3 тысяч, приходится 34%. Ни один из этих операторов не может похвастаться тем, что вся технологическая цепочка, от создания сигнала до приема его потребителем – цифровая.

Однако, ситуация должна начать меняться: принято решение к 2017 году все телевидение в России сделать цифровым. Иными словами, то, что сейчас делают отдельные операторы связи, встретит всемерную поддержку государства. Мало кто готов сейчас платить за телевидение по $20-30 в месяц, да еще потратить $100 на покупку декодера цифрового сигнала. Но при взвешенной государственной политике эта проблема может быть решена.

Екатерина Коробцова, заместитель генерального директора по стратегии компании "СТРИМ-ТВ" согласилась прокомментировать для TelNews.ru ситуацию с платным телевидением в России и в своей компании:

- Какова сейчас динамика изменения абонентской базы "СТРИМ-ТВ"? Каковы прогнозы компании в этом отношении?

- По итогам 2006 года совокупная абонентская база ТВ-абонентов региональных операторов, управляемых компанией "СТРИМ-ТВ", удвоилась и превысила 1,4 млн. домохозяйств. Рост абонентской базы был, в основном, обусловлен активными поглощениями региональных операторов.

В 2007 году мы планируем увеличивать число абонентов преимущественно за счет более агрессивного продвижения услуг, для чего уже в феврале перевели всех наших операторов под единый бренд "СТРИМ-ТВ". Но и от выгодных сделок по покупке сетей в регионах отказываться тоже не будем.

- Какие основные сложности стоят на пути распространения платного ТВ в российских регионах?

- Исторически сложилось так, что в российских городах жителям доступно большое количество эфирных телеканалов в режиме free-to-air, которые они получают по коллективной антенне практически даром – за 6-20 рублей в месяц. Поэтому концепция платного ТВ довольно медленно приживается в умах россиян. Кроме того, значительная часть потенциальных абонентов живет в сельской местности, где создание кабельных сетей нерентабельно.

К тому же рынок платного ТВ пока не создал уникального и востребованного контента на русском языке, ради которого зрители подписались бы на платные ТВ-услуги. Ну, и нестабильность законодательства, регулирующего этот рынок, также не способствует развитию платного телевидения.

- Возможен ли в России бум платного ТВ, схожий с аналогичным процессом на Западе? Если да, то как скоро и за счет чего он может наступить?

- Не стоит забывать, что на Западе бум платного ТВ состоялся лет двадцать назад, когда еще не было Интернета, компьютерных игр, кинотеатров Dolby Surround, да и доходы пользователей там гораздо выше, чем в нашей стране.

Я думаю, Россию ждет бум не платного ТВ в чистом виде, а мультимедийных услуг, частью которых является платное телевидение. В России осталось уже довольно немного операторов, которые хотели бы продавать только ТВ-услуги без широкополосного интернет-доступа и связанных с ним сервисов. Двигаясь в этом направлении, российский рынок платного ТВ сможет догнать Запад по уровню проникновения мультимедийных сервисов уже лет через пять.

- Собирается ли "СТРИМ-ТВ" переходить на цифровое вещание? Каковы, по мнению компании, перспективы развития цифрового ТВ в российских регионах?

- К сожалению, пока массовый спрос на услуги цифрового ТВ в России ограничен низкой платежеспособностью населения. В группе компаний "СТРИМ-ТВ" мы развиваем цифровое кабельное ТВ на основе стандарта DVB-C, который позволяет значительно увеличить количество телеканалов, улучшить их качество, предоставлять услуги HDTV.

Сейчас цифровое ТВ у нас развивается параллельно аналоговому и присутствует в нескольких городах. Их число будет увеличиваться ежегодно по мере модернизации сетей наших операторов.

Наталья Алатырцева
telnews.ru
tv.net.ua