Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Телевизор в телефоне никому не нужен

Телевизор в телефоне никому не нужен


27.12.2006

Телевизор в телефоне никому не нужен

В России скоро появится сотовая связь третьего поколения (3G), позволяющая превратить телефон в переносной телевизор. Лидеры сотового рынка собираются получать лицензии, но аналитики пока сомневаются в востребованности 3G-услуг в России. К тому же необходимыe частоты нужно вначале отобрать у военных.

Россвязь наконец объявила конкурс на получение лицензий на связь третьего поколения (3G). Если 3G-сети будут развернуты в России, то абоненты сотовой связи смогут пользоваться принципиально новыми сервисами – например, услугами мобильного телевидения. Лицензии, которые собирается выдавать Россвязь, касаются одного из двух стандартов связи третьего поколения – UMTS (второй – CDMA). Современная сотовая связь, как правило, считается связью второго поколения.

Компании, которые выиграют конкурсы, обязаны начать предоставлять 3G-услуги не позднее чем через два года после получения лицензий. Размер лицензионного сбора – 2,64 млн рублей. Заявки будут приниматься с 16 января по 26 февраля 2007 года.

Однако на пути развертывания сетей 3G в России стоят две проблемы: мало UMTS-телефонов и нужные частотные спектры частично заняты Министерством обороны.

Действительно, по оценкам Очира Манджикова, пресс-секретаря розничной сети Divizion, около 2-3% всех проданных в России мобильных телефонов поддерживают UMTS и GSM. Еще в 2001 году крупные сотовые операторы России начали создавать так называемые опытные зоны для внедрения мобильных технологий третьего поколения – в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Но тогда компании не смогли использовать нужные для экспериментов частоты.

Дело в том, что в Мининформсвязи тогда считали, что нецелесообразно развивать сети 3G до того, как будет достигнуто максимальное покрытие страны GSM-сетями. Еще одной проблемой стало то, что против коммерческого использования частот, необходимых операторам, выступало Министерство обороны, часть средств связи которого работает в спектре, необходимом для UMTS, эта проблема актуальна и сейчас. В настоящее время в России из технологий 3G используется только CDMA, ее эксплуатируют "Скай Линк" и "Сибирьтелеком" (торговая марка WellCom). Как рассказала "Газете.Ru" пресс-секретарь компании "Скай Линк" Ольга Пестерева, компания не будет участвовать в конкурсе на UMTS-частоты, так как вполне довольна CDMA.

Несмотря на многократно озвученную заинтересованность в получении лицензий на UMTS (интерес проявила вся "большая тройка"), сотовые операторы пока не очень охотно рассказывают, как будут использовать 3G-сети. Как отмечает Алексей Нечипоренко, первый заместитель генерального директора ОАО "Мегафон", российский рынок получает шанс избежать тех ошибок, за которые европейские операторы рассчитываются до сих пор.

"Претенденты на лицензию 3G платят минимальный взнос и сами могут определить некоторые из важных условий лицензии (требования к покрытию, например) – это хорошо. Однако важно понимать, что вопрос первостепенной важности – о частотном спектре (победители конкурса будут делить частотный спектр с военными. – "Газета.Ru") – пока далек от определенности", – рассказывает Нечипоренко. С ним согласился исполнительный вице-президент "Вымпелкома" Николай Прянишников, по словам которого самым главным открытым вопросом остается вопрос частот. "Нам кажется справедливым, чтобы победители конкурса, набравшие приблизительно одинаковое количество баллов (по заявке), получили равнозначные полосы частот с точки зрения сроков начала предоставления услуг и затрат на расчистку спектра", – говорит Прянишников.

Экспертное сообщество не проявляет единства в вопросе о том, насколько российским операторам нужны новые технологии. По словам Маргариты Зобниной, ведущего аналитика iKS-Consulting, технологии 3G перспективны, так как позволят операторам уменьшить расходы на минуту разговора, а также расширить спектр дополнительных услуг за счет высокоскоростной передачи данных. "Спрос на эти технологии есть, все будет зависеть от операторов, их маркетинговых стратегий и продвижения", – считает Зобнина. Надежда Голубева, аналитик ИК "Атон", уверена, что эти 3G-услуги могут быть перспективными за счет контента (информационного наполнения). По ее словам, технологии 3G в России в целом востребованы не будут, исключение составят лишь Москва и Санкт-Петербург, услуги 3G "ориентированы на высокодоходных абонентов".

Аналитики по-разному оценивают объем необходимых инвестиций в развитие 3G-сетей. По словам Зобниной, для предоставления новых услуг будет модернизироваться уже существующее оборудование.

Голубева же считает, что речь идет фактически о строительстве новой сети, на которую придется потратить немалые деньги. "Одно переоборудование сети в Москве может стоить около $200 млн", – говорит аналитик, ссылаясь на расчеты "Вымпелкома".

На каждый город-миллионер, по ее оценкам, будет уходить как минимум $1 млрд.

Однако из-за лицензионных требований операторы будут вынуждены развивать сети 3G не только в потенциально выгодных Москве и Санкт-Петербурге, поэтому вопрос о том, нужны ли сейчас операторам огромные расходы на 3G-покрытие, пока остается открытым, отмечает Голубева. Понятно, что будущее за 3G-технологиями, но пока "никто не знает, когда это будущее настанет", поэтому российские компании и будут участвовать в конкурсе на UMTS-лицензии; нельзя отставать от времени, заключает аналитик.

Тимур Мухаматулин
Газета.Ru
advertology.ru