Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Измерения аудитории: от пиплметрии к традиционным социологическим опросам?

Измерения аудитории: от пиплметрии к традиционным социологическим опросам?


27.11.2006

Вопросы, которые обсуждались на круглом столе "Измерения аудитории на этапе перехода к цифровому вещанию" в рамках Конгресса НАТ, одни из самых проблемных на сегодня.

Каким образом будет определяться аудитория "цифрового" ТВ и как ее измерять – на эти вопросы ответили директор по телеизмерениям TNS GALLUP MEDIA Александр Костюк и руководитель медиаисследований GfK Русь Сергей Давыдов.

Сейчас ТВ-рынки активно развиваются. По мнению участников дискуссии, Россия не является исключением, но она отнюдь и не лидер. Просто в Европе эти процессы начались несколько раньше. Охват ТВ практически во всех европейских странах сегодня близок к 100%.

По мнению С. Давыдова, стоит учитывать в измерении телевизионной аудитории несколько факторов. В том числе, такое явление, как наличие "второго телевизора" в доме и суммарный объем телесмотрения.

Кстати, россияне, по данным исследований, проводят время "у ящика" порядка 4-х часов.

Сегодня "цифровое телевидение" широко развито в восьми западноевропейских странах. Например, в Великобритании уже 60% семей имеют хотя бы один цифровой телевизор.

С. Давыдов рассказал о возможностях компании GfK. Она проводит исследования в семи европейских странах, имеет собственное оборудование. Одна из последних разработок GfK - TC SCORE, которую внедрят в скором будущем в Германии. Благодаря этой технологии контроль за поведением телеаудитории будет происходить на посекундном уровне и позволит фиксировать как аналоговый, так и цифровой сигнал.

Но медиаплэнеры не отказываются и от традиционных социологических исследований. "В условиях усложнения медиаландшафта появляется необходимость использовать опросные методы. Мы предлагаем делать опросы для кабельных ТВ, которые позволяют неэфирным каналам получить достаточно точные результаты", - объяснил С. Давыдов.

Директор по телеизмерениям TNS GALLUP MEDIA Александр Костюк рассказал о тенденциях развития мировых ТВ-измерений. По мнению А.Костюка, необходимо уделить внимание таким явлениям, как фрагментация аудитории и рост объема просмотра телевизора вне дома. В качестве примера докладчик привел опыт медиаисследований в европейских странах.

Например, во Франции такое понятие как "рейтинг" уходит в прошлое. Его заменяет понятие "охват". По мнению А.Костюка, именно от охвата будет зависеть, какие методы исследований лучше применять.

GALLUP MEDIA проводит свое "пилотное исследование" российских неэфирных каналов и представит его результаты, предположительно, во втором квартале следующего года. По словам А.Костюка, этот "пилот" поможет понять, в каком направлении двигаться, учитывая интересы всех участников медиарынка. "Неэфирное ТВ живет по своим законам жанра - высказал свое мнение представитель GALLUP MEDIA - Следовательно, это должна быть новая система измерения".

Также на круглом столе были затронуты вопросы так называемых "кабельных семей" (на примере Казани), проблемы измерения "внедомашнего просмотра", возможность существования сетевых телеканалов в условиях цифровой реальности.

22 ноября в рамках Конгресса НАТ состоялось заседание секции "Цифровое вещание в наземных, спутниковых и мультисервисных сетях".

-Появление беспроводной связи, радио и телевидения кардинальным образом изменили мир, - сказал в своем вступительном слове заместитель Генерального директора ВГТРК Алексей Малинин. - Пока что наземное вещание остается доминирующим, но стремительное развитие цифровых технологий может все поменять уже в ближайшие годы. И мы, вещатели, должны быть к этому готовы, чтобы в результате не оказаться "на обочине".

Сегодня в России насчитывается 713 городов, население которых превышает 20 тысяч человек. В общей сложности в них проживает 68 % населения страны. Остальной процент приходится на 20 тысяч маленьких населенных пунктов, разбросанных на огромной территории. Поэтому главный вопрос состоит в том, подчеркнул А.Малинин, чтобы в результате перехода на цифровое вещание эти люди не потеряли доступа к информации, к радио и телевидению-.

О новых технологиях и разработках в сфере вещания рассказал сотрудник компании "Элогар Сервис" Олег Юртаев. Своим опытом организации цифрового вещания в мобильных сетях поделились гости – представители Корейского государственного комитета по ТВ и радио. На сегодня Южная Корея является лидером в этой области. Но и у России есть неплохие наработки. Сотрудник Мордовского филиал ОАО "Волга-Телеком" Владимир Лазарев рассказал об успешном опыте внедрения и эксплуатации системы наземного цифрового вещания DVB - T в республике.

Число наших абонентов – 17 тысяч человек, - отметил он. - Но мы думаем, что к концу года эта цифра достигнет 25 тысяч.

В обсуждении темы также приняли участие Вячеслав Кригер (ЗАО "Информационные транковые системы"), Андрей Шестаков (ООО "Телепроект-5") и другие.

На заседании Экспертного совета НАТ, прошедшего в рамках Конгресса НАТ, заместитель гендиректора ВГТРК А.Малинин в очередной раз привлек внимание к работе Правительственной комиссии, которая под председательством первого вице – премьера Дмитрия Медведева разрабатывает концепцию развития телерадиовещания до 2015 года.

Телевидение продолжает играть важную роль в государстве, формирует общественное мнение, влияет на многие процессы в обществе и государстве. Однако невозможно двигаться вперед, не имея эффективной законодательной базы, считает А. Малинин. Многие представления устарели, многие требуют основательной доработки. В том числе это относится и к положениям о лицензировании телерадиовещания.

Как не допустить "монетизации бесплатного телевидения-? Этот вопрос стал один из главных в повестке дня заседания Экспертного совета, посвященного проблемам лицензирования вещания при переходе на цифровой формат.

Хотелось бы, чтобы новая законодательная база меньше зависела от технических инноваций, которые неизменно будут возникать, - выразил свое мнение заместитель руководителя Росохранкультуры Виктор Горегляд. - Но об этом, пожалуй, можно только мечтать – так стремительно меняется мир телевизионных технологий. Краеугольный камень проблемы лицензирования лежит между лицензированием всего мультиплекса и лицензированием вещания отдельных телекомпаний в аналоговом стандарте.

В.Горегляд высказал предположение, что "судьбоносное решение в этом отношении будет принято в конце декабря на заседании Правительственной комиссии. Помимо этого, он отметил, что, скорее всего, "это решение не будет форс-мажорным для медиасообщества и позволит ему спокойно заниматься своим делом. В любом случае, принятое решение лишь благотворно отразится на состоянии современного телерадиовещания", - добавил В.Горегляд.

Еще одно противоречие в российском законодательстве связано с выдачей лицензии на вещание и на деятельность по связи. Ситуация возникла еще в конце прошлого века и сразу же выявила много недостатков и слабых мест, тормозящих развитие телевидения и радио в России.

Проблема двух лицензий упирается в Закон "О связи", по которому лицензия связи выдается лишь с указанием номера канала, - рассказал заместитель руководителя Росохранкультуры. - Чтобы это недоразумение решить, необходимо разграничить обязанности между всеми участниками процесса.

Об опыте лицензирования во Франции рассказал статс-секретарь, заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций РФ Павел Пожигайло. Он обратил внимание собравшихся на законодательство, регулирующее лицензирование, и привел показательные примеры, отработанные в практике европейских государств.

В интересах государства процедура лицензирования может и должна регулировать информационную политику, как это происходит во Франции. Лицензирование на Западе является и мерой защиты вещателей, создающих и распространяющих телерадиопрограммы. Пока в России рынок операторов связи продолжает расширяться, во Франции поставлена задача государственной важности – не допустить концентрации СМИ, - рассказал присутствующим П.Пожигайло. Он процитировал фразу французского коллеги, с которым ему довелось общаться: "Вы, русские, так увлеклись демократией, что можете потерять страну".

Много отличий обнаружил г-н Пожигайло в сравнении российского законодательства, касающегося связи и средств массовой коммуникации и законодательств других стран. Так, к примеру, французская схема лицензирования защищает слабые в экономическом плане каналы, а мультиплекс не является субъектом рынка во Франции, зато выступает одним из главных игроков на рынке телевизионных технологий Великобритании. По какому пути двигаться вперед России – этот вопрос остается открытым до сих пор. Будем ли мы учиться на ошибках других государств, или же предпочтем индивидуальный стиль, исходящий из своих исключительных особенностей, решится в самом ближайшем будущем.

Вопреки бытующему мнению, эпоха телевидения высокой четкости уже наступила,

начал выступление генеральный директор НПК "Эра" Г. Гадиян, открывая секцию -Телевидение высокой четкости-, прошедшую в рамках Международного Конгресса НАТ – -Сегодня мы с вами являемся свидетелями перехода от аналогового вещания к цифровому. И эта -метаморфоза- несет множество положительных моментов: интерактивность, мультисервисность, возможность расширить сетку вещания и предлагать новые программы. Телевидение высокой четкости открывает перед нами, профессионалами, новые горизонты. HDTV, по сути, является катализатором процесса перехода на цифровое вещание-.

В рамках секции гости Конгресса смогли прослушать более 10 докладов, в которых на конкретных примерах подтвердились слова Г.Гадияна. О производстве и вещании HDTV-каналов на платформе "НТВ-Плюс" рассказал представитель компании ОАО "НТВ-Плюс" Олег Колесников. Представители таких широкоизвестных компаний как "Sony" и "Panasonic", поведали слушателям о современном оборудовании производства ТВЧ-контента и о безленточных технологиях создания HD-программ. Так, представители "Panasonic" представили свои новейшие разработки: портативный монтажный комплекс, основные преимущества которого -полевой- монтаж и готовая станция для выхода в эфир. Стоимость подобного -чуда- - 14 тысяч долларов. Однако "Panasonic" имеет и более дешевые образцы монтажного оборудования. Об опыте создания и эксплуатации HD ПТС в России рассказал Ю.Киринов, представляющий ФГУП "ТТЦ "Останкино".

В рамках заседания участники секции обсудили опыт производства HD- программ для широкоэкранного показа, заглянули в будущее, коснувшись темы новых технологий цифрового телевидения.

Представитель компании -Тhomson Grass Valley- Александр Богаткин рассказал об опыте съемок чемпионата мира по футболу 2006 на основе технологии ТВЧ. Это был один из самых больших их проектов. На чемпионате мощные передвижные телевизионные станции доставляли сигнал в производственный центр (Мюнхен), оттуда по спутнику он передавался в страны Европы, Африки, Азии и Америки. В дальнейших планах -Тhomson Grass Valley- - работа на Олимпиаде в Пекине. Сейчас компания -Тhomson Grass Valley- полностью отошла от производства -бытовых товаров- и занимается только вещательными технологиями.

Г-н Гадиян пригласил всех присутствующих принять участие в круглом столе -Телевидение высокой четкости-, который пройдет 14 декабря в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям при поддержке этого Агентства, Ассоциации кабельного телевидения России и Национальной ассоциации телерадиовещателей.

-Россия должна научиться продавать свою продукцию-. Такая фраза прозвучала на семинаре "Разработка и производство аппаратуры цифрового вещания на предприятиях отечественного промышленного комплекса". Переход на цифровое вещание неизбежно потребует огромного объема как передающих устройств, так и другой техники, необходимой для работы телевидения. Кто и как будет ее производить? Ответит ли отечественная промышленность на этот вызов? Участники семинара искали ответы на эти вопросы. Опыт цифрового вещания в Мордовия показал: все оборудования было приобретено за границей, начиная от абонентских приставок и заканчивая системой распределения. Печально, но факт. А что же наша промышленность?

По словам начальника Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Роспрома Ю.Борисова, работы по внедрению цифрового вещания в нашей стране начались еще в 1999 году. В течение 2002-2006 годов велась разработка профессиональной передающей и потребительской аппаратуры, необходимой при создании приемников и приставок.

-Все это время промышленность не стояла на месте, а в меру своих возможностей и финансовой поддержки вела разработку необходимого приборного ряда оборудования и достигла определенного успеха. Сегодня мы вполне смело можем сказать, что по техническим параметрам и критерию "цена-качество" наша продукция вполне конкурентоспособна-, - отметил он.

Но, с одной стороны, промышленность работала, а с другой – рынок жил своей жизнью.

-Год от года мы сдаем позиции на рынке телерадиоборудования-. И главная причина – неумение продавать свою продукцию-, - обратил внимание участников семинара Ю.Борисов.

А ведь при соответствующих инвестиционных вложениях (2-3 миллиарда рублей) российская промышленность может обеспечить выпуск до 2015 года цифрового телерадиовещательного оборудования на сумму 550-650 миллиардов рублей, что соответствует 60-70% потенциального спроса.

О каком цифровом вещании можно говорить, если вся элементная база, использующаяся у нас – импортная? Вопрос "кто виноват?" на семинаре так и не был задан, зато на вопрос "что делать?" нашелся ответ.

-Нам необходима национальная программа по переходу на цифровое вещание-, - отметил советник Генерального директора ЮНЕСКО Генрих Юшкявичюс. Эта идея была поддержана большинством участников семинара.