Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Главные телеканалы снизили аудиторию

Главные телеканалы снизили аудиторию


21.04.2016

Главные телеканалы снизили аудиторию

 

Крупнейшие федеральные телеканалы, в числе которых "Первый канал", "Россия 1" и НТВ, снизили количество зрителей за последний год. Об этом говорят данные официального измерителя российского медиарынка - компании TNS Russia. Эксперты отмечают, что тренд на снижение телесмотрения отмечается на рынке не первый год, и причин тому целый ряд - от роста неэфирного смотрения до контентной политики.

Компания TNS Russia традиционно предоставила Sostav.ru данные по аудитории крупнейших российских телевещателей. Для унификации данных эксперты ориентировались на аудиторию 4+, представив в рейтинге данные по 28 телеканалам, основываясь на показателях российских городов с населениям 100 тыс.+. Для сравнения были использованы данные I квартала 2016 года и аналогичного периода прошлого года.

Доля аудитории "Первого канала" за год снизилась с с 14,3% до 13%, среднесуточный охват - с 43% до 40,9%. Если говорить об абсолютных показателях, то среднесуточный охват главного телевещателя страны снизился с 29,5 млн. человек до 28,2 млн. Похожая история с "Россией 1", флагманским телеканалом холдинга ВГТРК: доля снизилась с 12,9% до 12,7%; охват - с 40,2% до 38,4%; по числу зрителей - с 27,6 млн. до 26,5 млн. Снизил показатели и НТВ: доля - с 10,2% до 9,5%; охват - с 32% до 30,4%; по числу зрителей - с 22 млн. до 21 млн.

"Большая тройка" федеральных телеканалов - не единственные вещатели, снизившие количество телезрителей за последний год: в минусе по аудитории оказались такие крупные каналы, как ТНТ, СТС, ТВ Центр, ТВ-3, "Россия 24", "МАТЧ ТВ", "Че" и другие. Эксперты связывают такое положение дел с трендом на снижение эфирного телесмотрения, который наблюдается последние годы у крупнейших российских телеканалов.

Евгений Балдин, директор по стратегии и исследованиям, Media Instinct.

"Снижение аудитории Большой Тройки телеканалов – это долгосрочный процесс, продолжающийся последние несколько лет. Совокупная доля аудитории Первого канала, каналов Россия 1 и НТВ еще 5 лет назад составляла более 40%, сейчас – менее 1/3 телезрителей.

В качестве основной причины можно назвать фрагментацию телевизионной аудитории как следствие появления и развития новых каналов (в том числе и неэфирных), конкурирующих с традиционными лидерами. Постоянное увеличение количества каналов, просматриваемых средним телезрителем, естественным образом приводит к оттоку аудитории крупных каналов.

 Важно понимать, что общие показатели телесмотрения (охват ТВ в целом, время просмотра) являются достаточно стабильными и связаны скорее со стилем жизни телезрителей, нежели с конфигурацией телевещания, поэтому снижение аудитории каналов происходит в первую очередь за счет ее перехода к конкурентам. При этом малые каналы зачастую более эффективно работают с отдельными сегментами телеаудитории за счет близкого их интересам контента и программинга."

Но не все телевещатели в рейтинге крупнейших российских телеканалов снизили за год свою аудиторию: у некоторых наметился небольшой рост, другие же показали более чем уверенную позитивную динамику. К первым можно отнести "Пятый канал" и "Звезду", ко вторым - "РЕН ТВ", "Домашний" и "Карусель".

Опрошенные Sostav.ru эксперты отмечают, что рост или снижение аудитории объясняются не только изменениями в медиапотреблении и поведенческими особенностями современных телезрителей, но и подходом к контентной политике: некоторым игрокам телерынка лучше удается находить ключ к сердцу зрителей.

Андрей Скородумов, руководитель департамента продуктивности и оценки медиазакупок, OMD OM Group.

"Крупнейшие федеральные телеканалы исторически имели максимальный охват. С все большим внедрением спутникового и кабельного ТВ-охват сетевых каналов увеличивается и "отбирает" долю телесмотрения у тройки федеральных каналов. Надо учитывать и миграцию ТВ-аудитории - телезрители все более сегментируют свое телесмотрение, отдавая предпочтение нишевым сетевым и неэфирным каналам.

 Второй момент - это контентная политика телеканалов. Как мы видим из отчета ТНС, аудитория Пятого канала и Рен-ТВ демонстрирует рост. Одна из причин - Пятый ещё не до конца исчерпал свой сериальный и кино потенциал, а Рен-ТВ сместил фокус прайм-тайма с социально-политических передач в сторону добротного зарубежного кино. Первая же тройка федеральных каналов в плане контента вот уже несколько лет остается неизменной."

Алексей Вишняков, GroupM TV Buying Director.

"Определенное снижение показателей крупнейших каналов было ожидаемо – после прошлогоднего сокращения рынка ТВ-рекламы на 14%, неизбежен период экономии на контенте. А крупные каналы более чувствительны к снижению расходов, их зритель привык к дорогому программному продукту, ждет новых сериалов, фильмов категории "А" и шоу со звездами. При этом отмечу, что снижение доли ТОП-5 относительно невелико.

 Более интересны результаты для каналов из середины списка. Например, Рен-ТВ увеличил долю сразу на 31% (Q1-16 vs Q1-15) и обогнал СТС на аудиторию "все 4+", мы связываем этот рывок с удачной корректировкой сетки, которая позволила привлечь мужскую аудиторию с Матч ТВ и НТВ.

 Че и Матч ТВ после смены формата пока не нашли своего зрителя и показывают минус, против России 24 сыграло постепенное затухание конфликта на Украине и снижение интереса к новостям. Карусель существенно увеличивает долю, возможно, забирая часть зрителей у Диснея. В целом Total TVR измеряемых каналов растет с 15,5 до 15,8, это порядка +2%, что не может не радовать."

Источник:
Sostav.ru