— Почему "2х2" переходит из эфира в кабель?
— Это решение холдинга, окончательно принятое не так давно. На самом деле я бы хотел снизить градус истерии по поводу ухода "2х2" из эфира, потому что некоторые подумали, что нас вообще закрывают. Это не так. Переход "2х2" на кабель — не трагедия. Изменился только способ передачи сигнала.
— Но у канала теперь станет меньше зрителей.
— Львиную долю аудитории мы сохраним. Хотя, конечно, она сократится. Насколько? Пока трудно судить, но точно не в разы. Для телезрителей изменится только кнопка. Ничего критичного. Люди всегда смогут нас найти и закрепить на любимой кнопке.
Какие кабельные операторы будут транслировать "2х2"?
Мы со многими уже договорились. С кем конкретно, пока не скажу, чтобы не влиять на отношения с другими.
— Канал переходит на кабель в январе. Чем вы сейчас занимаетесь?
— В данный момент мы подали заявки на переоформление лицензий в Москве, Петербурге и еще в 10 городах. Ждем результата.
— По закону кабельный канал, показывающий больше 25 процентов зарубежного контента, не может продавать рекламу. У вас явно больше половины контента иностранного. Как будете выкручиваться?
— Мы сохраним эфирную лицензию на вещание в нескольких городах, так что рекламу мы продавать сможем.
Козырь в рукаве.
Конечно, какие-то рекламодатели могут от нас уйти, но с нами всегда те, кому интересна уникальная аудитория "2х2" — это костяк рекламодателей, с кем мы давно дружим и кто пойдет за нами и в другой диапазон.
В то же время мы нарастим количество проектов российского производства. В первой половине 2016 года канал сохранит прежний вид, а во втором полугодии к нашим популярным анимационным хитам добавится несколько своих программ. Новые сезоны уже имеющихся собственных проектов тоже будут запускаться.
— Что вы называете хитами?
— Например, программу о фильмах "Бессмертное кино" (ведущий — анимированный скелет Костян — прим. "Ленты.ру"), передачу о видеоиграх Level Up (ведут анимированные слон и куб — прим. "Ленты.ру"), Кит Stupid Show — это анимационная еженедельная программа-пародия на то, что происходит в мире медиа. Ну и наши мультсериалы: "Южный парк", "Симпсоны", "Американский папаша", "Гриффины".
— Вы одни и те же сериалы показываете много лет. Новые закупать будете или слишком дорого?
— Расходы на контент, конечно, возросли. Рубль упал к доллару в два раза. Но мы сумели вовремя передоговориться с правообладателями. Наши расходы вдвое не выросли. Сейчас ситуация неопределенная. Для канала это риск. И чтобы риск минимизировать, мы точно сократим количество закупок.
Но если внезапно в мире появится что-то новое и интересное нашей аудитории, не исключено, что мы это закупим. Важнее другой вопрос: пойдет это или не пойдет. Бывали случаи, когда аудитория с первого раза не воспринимала какие-то проекты.
— Что не пошло?
— Сериал Adventure Time. Но подобная ситуация была и с нашим фестивалем авторского анимационного кино (ФААФ). Суть в том, что аниматоры со всего мира присылают нам свои работы и лучшие попадают в эфир "2х2". А на сайте народ голосует в номинации "Приз зрительских симпатий". Изначально рейтинги у проекта были невысокие, а в этом году они превышают среднесуточную долю канала.
Я этим проектом очень горжусь. Нам присылают фильмы из Европы, США, Мексики, Израиля, в этом году из Бангладеша даже заявка была. В 2013 году приз зрительских симпатий достался российскому мультипликатору Дмитрию Федорову. Так он этим активно пользуется, сейчас на краудфандинговой площадке собирает деньги на свои новые проекты.
— Приходилось отказываться от передач, потому что зрители их игнорировали?
— Как правило, мы пробуем перемещать такие проекты по сетке на другое время, ставить после других программ. Порой аудитория с первого раза не принимает, а потом втягивается.
— У вас немало передач о видеоиграх. Предстоит финал видеоигры "Лига Легенд" на канале. Зачем? Вас много геймеров смотрит?
— Нужно понимать, что геймер сейчас это не только какой-то там школьник. Компьютерные игры давно перестали быть подростковым развлечением, в них играют состоявшиеся люди. Вспомните сериал "Карточный домик". Там даже человек, претендующий на место президента, иногда сбрасывает стресс через игру.
Рынок видеоигр в мире уже не первый год превышает рынок кинопроката. Рекламодатели, разумеется, на это реагируют.
— А почему "Лига Легенд"? Это же не самая популярная в России игра.
— У них очень зрелищный чемпионат. "Лига Легенд" — самая популярная в мире игра, хотя в России у нее действительно не так много фанатов. Но нам кажется, что сама картинка заинтересует тех, кто предпочитает киберспорт в принципе. За этим просто интересно наблюдать, это красочное шоу. Для "2х2" это эксперимент, посмотрим, как все выйдет.
— А советские мультики вам на канале зачем?
— Ну это же ностальгия. Мы показываем их для мальчиков и девочек, которым уже 30 лет исполнилось. Кроме того, у нас почти нет взрослых каналов, показывающих советскую анимацию после 9 утра.
— Зритель "2х2" повзрослел?
— Есть часть аудитории, взрослевшая вместе с "2х2" и продолжающая его смотреть. Для многих "2х2" — один из тех двух-трех каналов, которые они продолжают любить несмотря ни на что. А иногда и единственный. В остальное время они телевизор просто не смотрят, предпочитая находиться где-то вне дома. Нам, кстати, почти полностью удалось избавиться от детской аудитории.
Это хорошо. А то, в какой-то момент у "2х2" появилась репутация канала, разлагающего неокрепшие умы. Общественники бунтовали, Роскомнадзор лютовал.
Еще как лютовал, когда канал перезапустился и стал анимационным, в 2007-2008 годах. Семь лет прошло уже. Но это как-то внезапно началось и так же внезапно закончилось.
Но все же в 2013-м вам вынесли предупреждение за пропаганду насилия и жестокости в "Южном парке".
Мне кажется, то, что происходило в мае-июне 2013 года, было легким кратковременным помутнением. Сейчас к нам вроде нет никаких претензий.
— Что изменилось?
— Сработала кампания "Уберите детей от телевизора", которую мы планомерно внедряли. Уход детей компенсировался приростом аудитории старше 25 лет. Мы продаем рекламу по аудитории "11-34", но основному нашему зрителю от 18 до 34 лет. Это главным образом мужчины. Вообще, мужчины для российского телерынка зритель специфический. Телеканалов с преобладанием мужской аудитории мало. Это либо новостные каналы, либо спортивные.
В кабеле тоже так. Мы посмотрели на карту кабельных каналов и выяснили, что при переходе в другой цифровой диапазон у нас условно появится лишь несколько конкурентов, и никого больше.
— Проекты цензурируете?
— С 2007 года законодательство по части работы каналов настолько сильно изменилось, что есть ощущение, будто мы живем уже в другой стране. За это время ничего не разрешали, только запрещали. Чтобы соответствовать новым правилам, мы редактировали контент, либо перемещали его на другое время.
— Верующие на оскорбление своих чувств не жалуются? В американских сериалах море нетолерантных шуток на тему религии.
— Замен действительно много. Но это как минимум дает работу нашим редакторам, которые 50 раз пересматривают одни и те же эпизоды.
— Кто эти цензоры?
— Это редактора предэфирной подготовки, редактирующие контент для соответствия законодательству. Их не много, но они есть.
— А как вы реагировали на события на Украине?
— Разумеется, происходящее на Украине, не могло не отразиться на зрителях канала. Мы, конечно же, не освещали эти события, но тема у нас звучала. Большей частью, когда на Украине уже все стало развиваться менее драматично. Мы обсуждали в программах реакцию людей, находящихся по разные стороны баррикад. И над теми, и над другими подтрунивали. К примеру, у нас были пародии на то, как люди ведут себя, что комментируют в соцсетях, какие отзывы оставляют к статьям и что обсуждают в общественном транспорте.
Без политики развлекательному каналу не обойтись?
В какой-то момент Украины стало так много, что, живя в этой стране, невозможно было этого не заметить, а нам как каналу — не отреагировать. Наши зрители и заметили это одними из самых последних, и очень быстро подустали.
Lenta.ru