Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Александр Акопов о стоимости часа сериала и революции HD-телевизоров, подписавшей приговор массовому прокату

Александр Акопов о стоимости часа сериала и революции HD-телевизоров, подписавшей приговор массовому прокату


21.10.2014

Александр Акопов о стоимости часа сериала и революции HD-телевизоров, подписавшей приговор массовому прокату

Александр Акопов поверил в неизбежную популярность сериалов еще в 1968 году, когда вместе с родителями смотрел по телевизору черно-белую "Сагу о Форсайтах" производства BBC. Полученное впоследствии инженерное образование помогло будущему главе "Амедиа", крупнейшего российского производителя и дистрибьютора сериалов, еще яснее увидеть вектор кинобизнеса: время просмотра будет увеличиваться, а удовольствие – растягиваться.

"Я изучал автоматизированное проектирование, занимался системным анализом, и это не прошло даром. Тематические закономерности улавливать я умею", – отдает себе должное бизнесмен.

Полнометражные фильмы он снисходительно называет короткометражками и местам их традиционного просмотра – кинотеатрам – обещает нелегкую судьбу. На самочувствие собственного бизнеса Акопов не жалуется. Совокупная выручка компании, по данным Forbes двухлетней давности, составляла $60 млн (более свежих данных нет). Каждый рубль, вложенный в продакшн и сдаваемые в аренду студии, приносил 15 копеек прибыли. C тех пор Акопов значительно расширил вещательное направление. Он подписал эксклюзивный контракт со студией HBO, начал транслировать американские сериалы на платном телеканале Amedia Premium HD и в онлайн-кинотеатре Amediateka.

Вскоре компания запустила каналы сериалов Amedia 1 и  Amedia 2 (согласно TNS Russia, аудитория каждого превышает 5,5 млн человек). Минувшим летом на этих двух проектах российские законодатели чуть было не поставили крест, запретив платным каналам зарабатывать на рекламе. Впрочем, Акопов уверяет, что все обошлось.

– Вы часто говорите, что российские сериалы рано или поздно отвоюют место на мировом рынке. Почему это должно случиться?

– Качество нашего продукта растет. Время от времени появляются вещи, которые всем нравятся – и зрителям, и критике. Хотя таких попаданий должно быть намного больше. И конечно, надо очень серьезно работать над дистрибуцией, умением продавать, уверенно действовать в англоязычной среде международного кинорынка. Снимать что-то на английском, как сейчас делают наши коллеги с "Первого канала" и Star Media с проектом "Мата Хари". У европейцев это пока получается чуть успешнее. Сейчас много говорят об успехе скандинавских сериалов, это тем не менее нишевый продукт для других стран. Скажем, "Лиллехаммер" за пределами Скандинавии показывали в основном небольшие каналы. Зато на главном польском канале шел сериал "Анна Герман" той же Star Media с беспрецедентными для Польши рейтингами. Шутки ради скажу, что больше "Лиллехаммера" зрителей было и у нашей "Бедной Насти" – просто потому, что мы транслировались в Китае на региональном канале.

– Трудно отделаться от впечатления, что всем неамериканским кинокомпаниям, вместе взятым, еще расти и расти до уровня американских картин на HBO и Showtime.

– Есть нечто такое, в чем другие страны сегодня не могут конкурировать с американцами. И это нечто – умение рассказывать истории, виртуозно строить и передавать конфликты. Умение увлекательно излагать сюжеты – конек американцев, они почти все это умеют, не только киношники. Не будет преувеличением сказать, что именно из-за этого умения Соединенные Штаты и считаются величайшей державой в мире в определенных кругах. Это сделано американским кино и телевидением. Например, они всегда рассчитывают на усредненную аудиторию, и они правы. Создателям американского кино про Вторую мировую войну, например, даже в голову не придет, что кто-то в аудитории может помнить дату высадки американского десанта в Нормандии. Поэтому если снимается такое кино, там десять раз повторят, когда, в какой день началась война, где находится Нормандия, когда состоялась высадка. Кто с кем воевал и где хороший, а где плохой – все объяснят. Европа в этом смысле традиционно находится в плену иллюзии о сравнительно высоком уровне подготовки аудитории, здесь считают, что зритель должен что-то домысливать, разгадывать.

– Американцы сознательно занижают интеллектуальный уровень зрителя, а европейцы подсознательно его завышают?

– Да, и мы знаем, кто в этом случае выигрывает. Американцы просто исходят из того, что зритель не обязан ни о чем думать, он вообще отдыхать пришел, это вы обязаны ему все изложить и показать максимально увлекательно. Не смогли – сами виноваты, а зритель всегда прав.

– Еще у ваших американских коллег меньше запрещенных тем. Допустим, можно ли у нас создать подобие американских сериалов про анатомию политики – типа "Карточного домика" или "Босса"?

– Это возможно.

– Честный сериал про политику при нашем уровне самоцензуры?

– Цензура, самоцензура, не важно: это точно можно сделать прямо сейчас. Просто если автор собирается донести до аудитории правду, он должен понимать, какую правду зритель хочет или не хочет получить. Давайте не будем забывать, что "Карточный домик" – нишевый, совершенно не мейнстримный сериал, который идет отнюдь не на массовых американских каналах. Аудиторию этих каналов две трети населения в самих США считают излишне прогрессивной. И я далек от мысли о том, что правдивые сериалы про устройство демократии как-то влияют на реальную политику.

– А как же сериал HBO "Прослушка", в котором хватает в меру откровенной политики? Любимый сериал Барака Обамы.

– Обама – не типичный пример представителя аудитории. В любом случае если делать сериал про политику, то делать это нужно очень талантливо. Я лично не менее десятка раз предлагал такую задачу авторам. Просил: сделайте мне сериал про Кремль. Я уверен, что зритель хочет увидеть, как там устроен, например, механизм принятия решений.

Источник:
slon.ru