Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Очень старый Новый год

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Очень старый Новый год

Как и многие другие, я включил телевизор в ночь с 31 декабря на 1 января. Я работник телевидения. Работа у меня такая – смотреть телевизор от новостей до развлекательных программ и при этом анализировать происходящее. Я этим зарабатываю. Иначе не предложишь актуальную программу собственного производства. Не сделаешь чего-нибудь конкурентоспособного, если зазевался. И уж 31 декабря я ожидал от федеральных каналов просто “взрыва и фейерверка”. Думаю – ну вот они сейчас покажут! Такие специалисты там работают, такие талантливые люди в ресурсе, такие спецсредства используют! Кризис-то вроде отступил, экономический. Однако с каждой минутой все больше не понимал, что происходит. И как выяснилось, не понимал не я один
Александр Беззубцев
Директор телевизионной
производственной компании
“Говорит и показывает”

Существует много разных способов встретить Новый год. Но, если обобщить, то можно выделить две категории граждан. Те, кто встречает праздник в новогоднюю ночь дома, где есть телевизор, и вне дома. Среди тех, кто празднует дома, согласитесь, есть много людей разного возраста. Ведь как ни крути, по нашим обычаям это больше семейный праздник. Молодежь, люди среднего возраста, бабушки и дедушки собираются 31 декабря перед голубыми экранами. Необязательно тратить большие деньги на измерение аудитории, чтобы понять, что новогодний зритель – это своеобразный “винегрет”.

А что же те, кто отмечал встречу Нового года в компании, на улице, в клубе, кафе, или просто те, кого Новый год застал в дороге? Для них не один раз повторяют праздничную программу в последующие дни.

Что ни говорите, а в России сформировалась определенная культура празднования – речь президента, бой курантов и далее по разным телеканалам новогодний концерт. Вспомните, как с детства многие из нас привыкли смотреть первый и второй телеканал, ожидая чего-то особенного по телевизору в новогоднюю ночь.

Так что же мы увидели?

Я провел небольшой анализ новогодних программ на разных каналах.

Приблизительно также и здесь можно выделить два разных подхода. Первый – в ночь с 31 декабря на 1 января канал готовит специальную новогоднюю передачу. Назовем ее условно и обобщенно “Голубой огонек”. Второй подход – у ряда нишевых каналов и некоторых федеральных, напротив, отсутствие “Голубого огонька” и просто некое специальное программирование с учетом новогоднего праздника.

Вот, например, “Первый канал”. Выступают: София Ротару, Александр Розенбаум, Андрей Малахов, Филипп Киркоров, Лариса Долина, Григорий Лепс и др. Там еще где-то Ефим Шифрин сидел... “Шансон” пели певцы, которые с “лихих девяностых” на ТВ не появлялись.

А это телеканал “Россия”. “Голубой огонек” – фирменное блюдо телеканала. В эту праздничную ночь участники старого доброго “Голубого огонька” ждут всех в своей веселой компании! Только сегодня ночью вместо Деда Мороза придет... Дед Жара (Пьер Нарцисс). Он мечтает найти себе на российских просторах невесту, а когда, наконец, находит ее, то стоит перед сложным выбором – невеста (Елена Степаненко) согласна ехать с ним в Африку… только с мужем! А Евгений Петросян в это время поет песню “Хороши в саду цветочки” вместе с “Бурановскими бабушками». Ну, и Киркоров... Исполнители шансона...

Вот НТВ. Участники: Максим Аверин, Марина Александрова, Дима Билан, Михаил Шуфутинский, Филипп Киркоров, Марина Голуб, Ирина Аллегрова, Елена Ваенга, Елка, София Ратару, Маша Распутина, Наташа Королева, Валерий Леонтьев, Борис Моисеев, Наталья Подольская, Жанна Фриске, Ани Лорак, “Чай вдвоем“, Александр Рева, Вилли Токарев.

Вы разницу видите? Я нет. И кроме того, не понимаю, почему я увидел людей, которые неактуальны сегодня в стране? Для чего это было? Хорошо бы кто объяснил.

Ладно. Телезрители в Новый год представляют собой “винегрет”. Среди них, разумеется, большая часть людей среднего и пожилого возраста, так как население страны нашей, как известно, не молодеет. Ну, а что делать молодым зрителям? Уходить в другую комнату? На эти вопросы можно и не отвечать. Да их и так слишком много.

Удивило также и то, что на каждом канале был “набивший оскомину” стране Филипп Киркоров, творчество которого вряд ли можно назвать актуальным и модным. Да и поступки его вряд ли можно считать скандальными. Мягко говоря, некрасивыми.

Нет вопросов, если бы его, например, только один канал пригласил. Так ведь нет! Каждый!

Да и Юрий Антонов “порадовал”. Вернее порадовали те, кто это все придумал. Как будто один и тот же человек на разных каналах работал одновременно сценаристом и продюсером передач.

Копаясь в Интернете я нашел только одну попытку анализа новогоднего ТВ-2012. И с мнением автора — Михаила Козырева, не последнего человека в отечественной медиа-среде, я очень даже согласен. Как бальзам на душу. Вот его слова: “...Потом, 2 или 3 января, трем главным телебоссам доложат рейтинги – подведут итоги главной телебитвы года. Мало что будет зависеть от этих результатов. Рекламодатели не перераспределят свои бюджеты. Аудитория не отвернется от ящика и не изменит своих телепривычек. Даже никто из представителей совета директоров не поинтересуется, что там нынче с “Огоньком”. Потому что это битва амбиций телебоссов – и все. При этом три главных канала фактически работают на одного владельца. То есть летит птица-тройка по заснеженной Руси, а лошади в упряжке между собой соревнуются. Далеко не оторвешься – но так, по приколу...”


А разве не так? Вспомните передразнивание друг другом каналов, которое выражается в практически прямом копировании шоу. Появились танцы на льду со звездами на одном канале – это же спешит повторить другой, причем с теми же участниками. Появились иные танцы – тут же такое шоу запускает канал-конкурент. Скажите, а чем они принципиально отличаются? Смотреть-то что? Было бы смешно, если бы формат шоу был придуман в России, но он просто и без затей куплен на Западе.

Кроме всех других пороков, российское ТВ еще и вторично.

А вот мнение Козырева по составу концертов непосредственно: “...Приблизительный результат новогоднего телепросмотра: Басков, Киркоров, Ваенга, Михайлов – три появления на федеральных каналах; “Чай вдвоем” – четыре; Антонов – пять. И ни одного рок-н-ролльного артиста. Ни одного!

Я , конечно, не скажу, что ожидал послушать Юрия Шевчука с песней “Свобода” в “Оливье-шоу” на Первом, “Тоталитарный рэп” группы “Алиса” на “России” или “Ленинград” на НТВ. И Земфиру увидеть не надеялся. Но не было даже совсем не “далеких от народа” и вполне иногда приемлемых в федеральном эфире “Машины времени”, “Чайфа”, “Мумий Тролля”, “Браво”, Вячеслава Бутусова, даже группы “Звери”...

Известно, что новогодний эфир программируется из ненапряжных всенародных хитов в жанре поп-музыки. Однако неужели из творческого наследия вышеперечисленных коллективов не наберется общенародных шлягеров, под которые “в кайф” посидеть за праздничным столом? Неужели “чайфы” и “тролли” наваяли меньше новогодних застольных, чем группа “Серебро” или “Чай вдвоем”? Да и не в песнях ведь дело: в новогоднем эфире была сукачевская “Моя бабушка курит трубку” в исполнении династии Пьеха (это было странно, но местами даже трогательно); что-то из группы “Браво” в исполнении кого-то распопсово-востребованного; а песню “Маши и медведей” “Любочка” исполняла Любовь Успенская – и это был адский “ад” новогодних празднеств. Нет, не в песнях дело, а в персоналиях...”

На десерт

5 канал: 19:00 –“Отличный Новый год!” Концерт Вики Цыгановой. 20:15 “Отличный Новый год!” Концерт Елены Ваенги. 21:20 “Отличный Новый год!” Концерт Стаса Михайлова. 22:50 “Отличный Новый год!” Концерт “Юмор FM”. 23:55 Новогоднее обращение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева. 0:05 “Отличный Новый год!” Концерт “Дискотека 80-х”. 1:30 “В нашу гавань заходили корабли…”. Лучшее. Караоке. 4:30 “Отличный Новый год!” Концерт Вики Цыгановой.

И в заключение, “ТВ Центр”, где в музыкальной сказке “Новогодняя SMS-ка” приняли участие: Алексей Воробьев, Олег Газманов, Анита Цой, Сосо Павлиашвили, Леонид Агутин, Анжелика Варум, Филипп Киркоров, Наталья Подольская и др.

Мое мнение таково: качество новогодних передач на “большой тройке” каналов в последнее время резко падает. И связано это с косностью программирования, с отсутствием цивилизованной борьбы за зрителя. С ненормальной и нездоровой формой конкуренции между каналами. В конце концов с отсутствием творческой выдумки у креативных работников каналов. Да и практика показывает, что большая система всегда неповоротлива. Но почему-то только в России. В Европе и Америке чем крупнее канал, тем он более разносторонний и зрелищный. Вспомните BBC.

Опять несколько вопросов для размышления на тему. Почему крупные иностранные каналы вкладывают деньги в разработку и апробацию особых телесериалов, из которых появляются такие шедевры, как “Доктор Хаус”, “Теория большого взрыва”, “Кости”, да много чего еще, а у нас дальше милицейских или бандитских сериалов местного (внутреннего) значения ничего не выходит? Ведь “Первый”, “Россия”, “НТВ” – это такие грандиозные машины!

Я знаю по опыту своей небольшой компании, что как только появляется ресурс финансовый и творческий – сразу начинаешь искать, придумывать, вкладывать в новые телепродукты. Смотреть, где получилось, а где не очень. Простой – это смерть! Но, видимо, только не для тех, кто творит новогодние программы на федеральных каналах.

Ведь был же в свое время хороший скачок, когда придумали “Старые песни о главном”. Всех зайцев убили! То есть угодили аудитории разных возрастов. Артисты актуальные – молодежи. Песни душевные – тем, кто постарше. А форма – просто на загляденье и тем и другим! А потом – снова застой. “Старые песни о главном-2”, “Старые песни о главном-3” и т.д. до сегодняшнего дня.

Думаю, что-то подобное уровню “Старых песен о главном-1” можно было бы делать каждую новогоднюю ночь, не повторяясь в названиях песен и их исполнителях.

Как ищут идею? Обычно устраивают конкурс концепций или сценариев. Не знаю, было ли так с шоу-2012. Скорее всего, производство было отдано подрядчикам, а тем – главное без технического брака все сдать. И чтоб наверняка.

Не стоит говорить о том, что новогодний концерт в принципе никто не смотрит. Люди выпили, уснули, ушли гулять... Молодежь в Интернете и на улице, и что еще можно сказать…

Получается, что так или иначе каналы отказываются от зрителя. Делают сознательные шаги к потере аудитории. Не удерживают зрителя перед экраном, да и вообще отказываются от мысли кого-то удерживать. Вещатели как бы признали, что их канал, их концерт, несмотря на затраченные деньги, произвел всего лишь фон к новогоднему застолью.

А зачем нам фон, когда есть радио? Компьютер, который фоном проиграет более приятную музыку?

Деньги “отмыты” – дело сделано. Но зрителя это не устраивает. Просто и без потуг, но честнее по отношению к зрителям, сделали “Рен ТВ”, поставив в сетку обычный концерт “Легенды Ретро FM”. Телеканал “Звезда” также был прост и откровенен, показав в эфире новогодний концерт “Песня на все времена”.

Нишевые развлекательные каналы в данной ситуации без труда оказались “на коне”. К примеру, СТС показал “Снегодяев” от “Уральских пельменей”, а ТНТ – новогоднее шоу от Comedy club.

В общем, было куда переключить. А кто хотел попеть, “приняв на грудь”, сделали это вместе с MTV, который превратил на время свой канал в караоке.

Не все, конечно, так плохо. Удалось посмотреть новогодние “Огоньки” Украины. Там еще похуже и тоже с теми же российскими звездами! Совсем мало. Но есть чем гордиться.

Конечно, битва за зрителя идет в будние дни и утром праздничного дня. Но новогодняя ночь многое рассказала о ТВ.

Подтвердить все вышеизложенное можно мнением компетентного человека. Процитирую высказывание Дмитрия Колесова, руководителя отдела регионального развития компании TNS Gallup Media, сказанное им некоторое время назад, но по-прежнему актуальное: “Много раз говорилось о сложной и многообразной системе телевещания в России, которая на сегодня является единственной причиной, которая заставляет людей смотреть не то, что хочется, а то, что показывают. Одной самой ярких иллюстрацией на эту тему может являться новогоднее телевидение, когда зрители в разных городах встречают Новый год по местному времени и с президентом. Важно, что 31 декабря телевизор смотрят существенно больше, чем обычно. И кривая достигает максимума во время новогоднего обращения Президента России, а потом снижается.

“Первый канал” и “Россия” не жалеют ресурсов для создания ярких новогодних программ, так как на нашем телевидении есть примета: кто выиграл новогоднюю ночь (читай – собрал наибольшую аудиторию), тот весь год будет лидером. Все как в обычной жизни: если хорошо отпраздновали, то год будет удачным.

Для рекламодателей же важно, что все новогодние праздники телесмотрение держится на высоком уровне. А значит, при больших скидках на размещение реклама, набирая большое количество рейтингов, приносит максимальную отдачу”.

Надеюсь, в будущем году что-то изменится.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #1, 2012
Посещений: 7600

Статьи по теме


  Автор
 

Александр Беззубцев

Телевизионная производственная компания "Говорит и показывает" (г. Липецк)

Всего статей:  5

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций