В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
При всем обилии цифровой техники в студиях микшерные пульты на многих радиостанциях до сих пор оставались аналоговыми. Связано это в основном с тремя факторами: во-первых, до недавнего времени сложно было назвать существующие цифровые решения оптимально доступными и бюджетными; во-вторых, инсталляция и эксплуатация цифрового пульта требуют наличия определенных знаний у инженеров радиостанции; в-третьих, ремонт сложного цифрового пульта в условиях радиостанции весьма проблематичен.
Но время не стоит на месте. В ответ на потребности рынка весной этого года два известных производителя вещательного оборудования выпустили на рынок свои новые цифровые решения, ориентированные на небольших вещателей: Eela Audio D3 и Axia Power Station. Пульты предназначены для решения всевозможных задач на радиостанциях "разных калибров". Если Eela Audio D3 - это и традиционное комплексное решение для радиостанций, в котором не предъявляются жесткие требования к квалификации технического персонала, и более трудоемкое в настройке предложение от Axia, которое позволяет относительно недорого создать систему практически любой сложности.
Eela Audio - широко известная фирма, основанная в 1975 году в Нидерландах.
Eela Audio представила свой первый полностью цифровой вещательный микшерный пульт D3 - одну из обещанных новинок 2009 года, хотя бы потому, что продукт ориентирован на радиостанции со средним и малым бюджетом, которых в нашей стране большинство.
"Сердцем" D3 является цифровой коммутатор 8х8, определяющий его структуру в целом. Ясно, что у пульта восемь входных каналов (не путать с количеством входов) и восемь выходных шин. Каждый входной сигнал можно подключить на любую выходную шину с нужным коэффициентом передачи. Приняв для себя этот факт, можно приступать к настройке системы, понимая ее принципиальные возможности. Все входные каналы имеют по три входа: каналы 1-6-микрофонный, линейный А и линейный В; каналы 7-8-AES/EBU, линейный А и линейный В. При настройке пульта необходимо назначить каждому сигналу свой тип источника: микрофон аппаратной, телефонный гибрид, линейный. Именно в зависимости от этого типа пульт следует той или иной логике включения табло, приглушения акустических мониторов или управления гибридом.
Базовая версия D3 построена по принципу "все ресурсы в одном ящике". Пульт имеет набор аудиовходов, обеспечивающий подключение до шести микрофонов (симметричные входы), до 16 аналоговых источников (несимметричные входы) и двух цифровых источников формата AES/EBU. Каждому входному каналу соответствуют сигналы GPI:
- внешнее отключение канала;
- включение подслушки;
- обход фейдера;
- определение сигнала телефонного вызова в случае подключения гибрида. К выходным шинам пульта относятся две главные программные шины А и В (выходы симметричные, трансформаторные), четыре дополнительные шины aux/clean-feed/foldback (несимметричные выходы), выходы на акустические мониторы и на головные телефоны.
Подключение системы автоматизации радио (другими словами, вещательной компьютерной станции) к D3 мало отличается от подключения к традиционному аналоговому пульту. Звук передается от компьютера к пульту через аудиокарту, в случае D3 могут быть использованы как аналоговые входы пульта, так и цифровые.
Выбор той или иной аудиокарты для радиостанции обуславливается количеством каналов, которые они собираются отдавать вне компьютера. В данном случае возможны два варианта: либо столько аудиоканалов, сколько виртуальных плееров предусмотрено в вещательной компьютерной станции, после чего следует микшировать звук в самом микшерном пульте; либо микшировать звук внутри компьютера и выдавать результат через один аудиоканал. Цифровой вещательный микшернй пульт D3 позволяет реализовать любой из этих вариантов подключения.
Первый вариант не подходит для бюджетных радиостанций. Для выдачи "вовне" нескольких аудиосигналов требуется использовать многоканальную аудиокарту, которая стоит совсем недешево. Второй вариант - предпочтительный для нашего случая. Независимо от того, сколько в вещательной станции виртуальных плееров (канал А, канал В, джингл-машина, подложка и т.п.), на пульт выдается один стереосигнал, представляющий собой "микс" всех перечисленных источников. В таком случае достаточно иметь качественную стереокарту с цифровым или аналоговым аудиоинтерфейсом, например Marian MarcX или Yellowtec PUC2 (тоже новинка 2009 года). Конечно, для работы с пультом хорошо бы иметь еще независимый канал подслушки (preview), но для этого можно использовать встроенную аудиокарту компьютера, подключив ее выход к незадействованному входу пульта.
Здесь, однако, есть некоторая хитрость. Микшировать все эти источники с использованием компьютерных органов управления неудобно. Ведущий радиостанции предпочтет применить для этого органы управления пульта, канальные фейдеры, кнопку старт, подслушку и т.п. Поэтому вещательная станция должна воспринимать указанные органы правления пульта как датчики и использовать информацию от них для работы своего внутреннего микшера, который будет повторять операции ведущего. Пульт D3 предоставляет такую возможность: вся информация от его органов управления доступна на порту US B, протокол открыт, поэтому любой производитель вещательных систем автоматизации сможет легко интегрироваться в этот пульт. Безусловно, для управления компьютерной станцией можно использовать и сигналы управления GPIO-пульта, но при наличии более универсального и удобного для подключения к РС их следует оставить для активации табло и запуска некомпьютерных устройств.
Следует отметить, что на задней панели D3 имеются два разъема RJ-45 для будущего расширения. Один из них будет использоваться в качестве порта IP-аудио для подключения вещательной станции. Тогда отпадет и вопрос применения аудиокарты для компьютера, так как звук будет поступать по локальной сети. Остается подождать, когда фирма Eela Audio определится с форматом IP-audio. Разработчиками также было заявлено, что в новой модели будут предусмотрены некоторые дополнительные опции, например возможность оптимального выбора соотношения количества микрофонных и цифровых входов (сегодня оно фиксировано: 6 микрофонных/2 AES/EBU).
Вещательный пульт должен обеспечивать определенные логические функции: при открытии микрофона аппаратной зажигать табло аппаратной и отключать акустические мониторы, при открытии микрофонного канала студии - выполнять те же операции для табло и акустических мониторов студии. Все это обеспечивается логикой работы D3 и сигналами порта GPIO.
Пульт D3 имеет встроенную обработку, так как эквалайзер и динамический процессор присутствуют в каждой линейке. Настройка пульта осуществляется с помощью сенсорного дисплея. Измерители уровня также выводятся на этот дисплей. Пульт обеспечивает подключение телефонных гибридов (например, ЕА815 или ЕА915 Eela Audio), формирование сигналов cleanfeed абонентам и т.п.
Пульт Eela Audio D3 поставляется в настольном варианте с элементами крепления в стандартную стойку аппаратуры 19".
Микшерные пульты фирмы Axia построены на базе компьютерных технологий с применением наработок компьютерной промышленности, уже проверенных в реальной эксплуатации. Для передачи звука между элементами системы используется аппаратура локальных сетей Ethernet, в качестве контроллеров и устройств обработки звука - материнские платы РС, а для отображения оперативной информации - компьютерный дисплей VGA. Такой подход существенно снижает объем инвестиций в оснащение радиостанций, так как применяется оборудование массового производства, уже давно имеющееся на рынке компьютерных систем. Еще один пример: в качестве ау-диокоммутатора используется обычный коммутатор Ethernet (настроенный определенным образом), а звуковые сигналы передаются в виде IP-пакетов по стандартным кабелям САТ6. Первое решение существенно снизило затраты на разработку, что сказалось на конечной стоимости оборудования, а второе позволило заметно уменьшить затраты на работы по инсталляции и прокладке СКС. Система фирмы Axia для передачи звука и сигналов управления на базе локальной сети получила название Live Wire.
В апреле 2009 года Axia выпустила на рынок свой новый цифровой микшерный пульт Power Station. Тем, кому знаком их пульт Element, поставляемый на отечественный рынок с 2006 года, будет небезынтересно узнать о том, что для малых радиостанций выпущена специальная версия пульта "все в одном". Раньше система Element была распределенной, при этом каждый отдельный ее блок выполнял специализированные функции:
- блок Power Supply представлял собой контроллер пульта, блок питания и интерфейс GPIO;
- Mix Engine обеспечивал манипуляции над звуком, цифровую обработку и т.п.;
- аудионоды представляли собой блоки аудиовходов и выходов.
К тому же необходимо было приобретать сетевой коммутатор для подключения всех этих блоков в единую систему. Теперь вместе с уже знакомой по системе Element модульной консолью поставляется моноблок размером 19", высотой 4U, внутри которого есть все: и контроллер консоли, и процессор обработки аудио, и аудиовходы/выходы, и даже несколько портов Ethernet для подключения компьютерных источников звука и расширения системы.
Для подключения компьютерной вещательной станции к пульту не требуются аудиокарта и прочие адаптеры управления - GPIO-интерфейсы и др. Компьютер отдает звук прямо в локальную сеть, обмен сигналами управления и состояния осуществляется через виртуальные GPIO тоже по сети.
Фирма Axia производит не только аппаратные пульты, но и программные аудиокарты - IP-аудиодрайверы. Такой драйвер устанавливается на компьютер и обеспечивает интерфейс с системой Axia по звуку и управлению. Достаточно сказать, что он обеспечивает передачу до 24 стереоканалов из компьютера в систему и столько же - из системы в компьютер (последнее полезно для приложений, осуществляющих многоканальную запись эфира, - логгеров). Для компьютерных приложений драйвер "виден" как обычная аудиокарта. В простейшем случае производителю системы автоматизации не нужно производить какие-либо доработки своего программного продукта, при выборе аудиоустройства в приложении просто следует указать нужный канал драйвера. Для интеграции с пультом по дистанционному управлению (включили канал пульта - запустился плеер вещательной станции и т.п.) разработчиком ПО следует "написать" мост, это задача не из сложных, так как драйвер Axia поставляется со всей необходимой документацией.
В отличие от пульта D3 система Axia Power Station является модульной. Количество фейдерных каналов выбирается в зависимости от нужд конкретной радиостанции. Их может быть от 2 до 40. Базовый блок Power Station Main имеет два микрофонных входа, четыре линейных входа и два входа AES/EBU, а также шесть аналоговых выходов и два выхода
AES/EBU. Блок имеет также четыре порта управления GPIO, каждый из которых содержит по пять входов и выходов. Система может быть расширена подключением второго моноблока Power Station Aux, удваивающего количество аудиовходов/выходов и портов GPIO, а также обеспечивающего кроме этого резервный источник питания. При необходимости можно расширять систему и за счет подключения стандартных аудионодов Axia (блок Power Station Main имеет 14 портов Ethernet 100 BT и два порта Gigabit). Наличие встроенных гигабитных портов Ethernet позволяет строить из пультов Power Station небольшие радиокомплексы без внешнего центрального коммутатора Ethernet; при этом в один комплекс может быть подключено до четырех студий с пультами Power Station.
Инсталляция и настройка системы Axia Power Station более сложная, чем пульта D3. Если для настройки пульта D3 требуется только радиоинженер, то для настройки Power Station специалисту необходимы еще минимальные навыки обращения с компьютерами. Впрочем, сегодня трудно представить себе радиоинженера, не знающего компьютер. Если в D3 все "спрятанные" настройки вызываются через систему меню на встроенном сенсорном дисплее, то в Power Station используется встроенный Web-сервер, "открыть" который можно с любого компьютера, подключенного к порту Ethernet блока PS.
В начале статьи говорилось о трех факторах, препятствующих внедрению цифровых пультов на наших радиостанциях: цена, техническая квалификация персонала и ремонт. Стоимость указанных моделей приятно удивит профессионалов, привыкших работать на качественных аналоговых пультах. Технической квалификации современного радиоинженера вполне достаточно не только для эксплуатации указанного оборудования, но и для его тонкой настройки. Ремонт аналогового пульта, как правило, сводился к замене обычного операционного усилителя, чистке фейдера и др., то есть к операциям, доступным любому инженеру. Мелкие поломки цифрового пульта сегодня тоже не проблема для эксплуатационников. Замена фейдера, элемента блока питания и других элементов может быть легко выполнена на месте. Но при серьезной поломке цифрового пульта самостоятельно с ремонтом не справиться. Здесь помощь должны оказать официальные дилеры, которые обязаны иметь у себя на складе "горячий" резерв оборудования.
Пульт Eela Audio D3 и система Axia Power Station не являются прямыми конкурентами друг другу. Это нишевые решения для своих секторов рынка. Однако особенно важно отметить то, что оба они ориентированы на бюджетные профессиональные радиокомплексы. Выход этих двух продуктов ознаменовал новое движение на рынке профессионального студийного оборудования для "массового потребителя" - движение в сторону полностью цифровой технологии вещания, когда вообще будут исключены аналоговые каналы и устройства.
Опубликовано: -2009
Посещений: 14637
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Радиостудийное оборудование" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций