Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

"Объединение Тео и Гукона" - нам пишут

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Объединение Тео и Гукона"

Фразу в заголовке мои ровесники узнают сразу: она из памятного по школьной зубрежке стихотворения В. В. Маяковского "Прозаседавшиеся" (1922 г.), которое очень хвалил В.И. Ленин. Для справки: Тео — театральный отдел Наркомпроса, а Гукон (вы правильно угадали!) — Главное управление коннозаводства Наркомзема.

Сегодня нас с вами волнует в чем-то похожее объединение Росохранкуль-туры и Россвязьнадзора — вполне возможно, что это событие тоже воспоют поэты. Некоторые комментаторы туманно объясняют его некой "глобальной конвергенцией", мол, неизбежной на пути к "цифровому будущему". Для нас с вами это объединение — путь к давней мечте о "единой лицензии", хотя регулирование телерадиовещания — малая часть вероятных функций нового ведомства.

Звучный термин "конвергенция" я услышал впервые полвека назад на лекциях по теории электромагнитного поля, читанных знаменитым в то время среди связистов Вуколом Михайловичем Лавровым. Но он учил нас, что рядом с конвергенцией нужно всегда искать обратное явление — дивергенцию. Может быть, кто-то из читателей вспомнит святое: "Ротор от ротора равен градиенту от дивергенции...". Кстати, мир тесен: дед профессора Лаврова и полный его тезка, известный издатель и газетчик второй половины XIX века, был большим поклонником творчества моего прадеда и издателем "Сочинений Козьмы Пруткова". Классики, как всегда, правы, и дивергенция обнаружилась быстро: наша телерадиовещательная отрасль оказалась разделенной между тремя "няньками" — вице-премьерами: Дмитрий Медведев — массовые коммуникации, Сергей Иванов — связь, Сергей Нарышкин — культура. Прадед советовал в подобных сложных случаях: "Козыряй!".

- Уважаемая редакция! У нас есть к вам два вопроса: что такое система цветного телевидения "НИИР" и зачем в системе "СЕКАМ" две цветовые поднесущие? Об этом говорилось в передаче местного телевидения по случаю 40-летия отечественного цветного вещания, но наше письмо с вопросом авторам этой программы осталось без ответа.

А. К. и Р. К. Коромысловы, г. Тверь

- Уважаемые коллеги! Ваше письмо греет мою душу ветерана, и, хотя эти системы ЦТ, как говорится, "уходящая натура", полагаю, что не должно быть забытых технологий.

Для ответа на ваши вопросы нам придется вернуться на 40 лет назад, в то время, когда на Московском телецентре на Шаболовке "денно и нощно шли сравнительные испытания систем цветного телевидения ПАЛ и СЕКАМ с целью выбора стандарта для СССР, а следовательно, и для многих стран так называемого социалистического лагеря. Должен сказать, что тогда было последовательно испытано несколько вариантов системы СЕКАМ, и в финал уже вышла, казалось бы, СЕКАМ-За. Но ученой комиссии вдруг показалось, что она уступает системе ПАЛ по помехоустойчивости в каналах цветности, особенно в красном канале. Поэтому буквально через неделю взволнованные французы предложили в который раз модернизированную систему СЕКАМ-Зб, у которой для большей помехоустойчивости искусственно повышалась девиация ЧМ-модулированных сигналов цветности: они передаются поочередно на двух разных по частоте поднесущих (и отличных от номинала 4,43 МГц): в красном канале - 4, 406 МГц, а в синем - 4, 24 МГц.

Это дало основание для знаменитой в то время (в кругах специалистов, конечно же!) шутки патриарха отечественного телевидения П.В. Шмакова, что процесс создания системы СЕКАМ напоминает ему "шитье лоскутного одеяла". Но именно этот вариант системы оказался окончательным и известен теперь как "советско-французская система СЕКАМ".

Но интрига этим не исчерпывается: существовала еще система СЕКАМ-4 -так назывался "советский вклад на алтарь советско-французского сотрудничества" - система цветного телевидения, созданная в 1964-1967 гг. в НИИ Радио Минсвязи СССР (система НИИР). Ее принцип действия также может быть описан аббревиатурой СЕКАМ - "последовательная передача цветов с запоминанием". Упомянутый выше П.В. Шмаков заметил, что система НИИР является "удачной комбинацией достоинств систем СЕКАМ и ПАЛ". В ней сохранялась квадратурная модуляция цветовой поднесущей (как в ПАЛ), но сигналы цветности передавались через строку (как в СЕКАМ). Однако вместо опорной поднесущей, восстанавливаемой в приемнике, использовался тот же сигнал цветности, но с постоянной фазой, переданный по тому же каналу связи. В этом случае все виды фазовых искажений, вносимые каналом, одинаково воздействуют как на полезный, так и на опорный сигнал, что снижает их вредный эффект.

Однако, к сожалению, система НИИР "опоздала родиться": к моменту выбора аппаратура НИИР существовала лишь в макетах, когда ее конкуренты были готовы к серийному производству. Но благодаря ее появлению советско-французское сотрудничество стало формально равноправным. Французы серьезно опасались, что СССР может в итоге выбрать свою систему. Однако окончательный выбор в пользу СЕКАМ был сделан политиками: президент Де Голль приезжал в Москву, чтобы уговорить советское руководство. Но не думайте, что время подобных "волевых" решений уже в прошлом: нечто похожее произошло у нас с выбором цифровой системы DVB. В США есть грустная поговорка: "Как бы ни старались инженеры, первым к финишу всегда приходит Уолл-стрит!"

- Уважаемый Кузьма Петрович! Простите за ненаучный вопрос: купил вместе с приемником сетевой адаптер размером чуть больше простой сетевой вилки. Отец уверяет, что там может поместиться только "гасящий" конденсатор с выпрямительным диодом. Вскрывать же адаптер не хочется: есть гарантия. Как он может быть устроен?

Акопов И.Г., г. Курган.

- Мне неловко перечить вашему папаше, но я не слышал про адаптеры промышленного производства с "гасящим" конденсатором - это удел радиолюбительского творчества. Думаю, Вы купили вполне современный высокочастотный преобразователь переменного напряжения в постоянное, где понижающий трансформатор выполнен на небольшом ферритовом кольце. Обычно в таких приборах сетевое напряжение непосредственно выпрямляется диодным мостом и питает транзисторный генератор, работающий на частоте около 30 кГц, то есть близкой к частоте строчной развертки у телевизоров (31 625 Гц). Считается, что такой выбор частоты может снизить помехи телевидению, но дело здесь еще и в унификации узлов аппаратуры. Сгладить же пульсации тока на такой частоте также можно очень малогабаритным фильтром.

- Уважаемый Кузьма Петрович! Я помню публикации 1960-х гг. об успешных попытках получения цветного изображения на экране черно-белого телевизора с помощью эффекта Бенхама. Его реализация была сложна в аналоговых системах, но не пора ли вспомнить о нем в цифровую эпоху?

А.И. Ситников, г. Омск

- Уважаемый коллега! Завидую Вашей эрудиции - к стыду своему, я до сих пор ничего не слышал об эффекте Бенхама. Мне пришлось изрядно порыться в литературе, пока я не выяснил, что имеется в виду явление, обнаруженное еще в XIX в.: имитация окраски изображения может быть создана за счет мерцания его яркости со специально подобранной частотой. В почте моей рубрики года три назад был похожий вопрос, но без упоминания автора этого эффекта. Поэтому прошу извинения у внимательных читателей за некоторые повторения.

К сожалению, памятные вам "успешные попытки" - типичное журналистское преувеличение, всегда происходящее при многократной перепечатке информации. Достоверно известен лишь интересный технический аттракцион, проведенный в начале 1960-х годов (то есть еще до начала цветного телевещания) в Англии корпорацией Би-би-си: в течение нескольких дней в качестве заставки передавалось изображение кубика в аксонометрии, каждая из трех сторон которого светилась разными цветами. Цвета эти были малонасыщенными, разные наблюдатели их определяли по-разному, а более трети зрителей никакого цвета не видели вовсе. Авторы своего ноу-хау тогда так и не раскрыли, но комментаторы полагали, что эффект окраски относительно небольших площадей на черно-белом экране "достигался за счет мерцаний с определенной частотой и по определенному закону".

По-видимому, реальный механизм цветовосприятия у человека бесконечно сложнее наших теперешних моделей, созданных еще Ломоносовым, Юнгом и Гельмгольцем. Однако даже полвека назад никто из специалистов не надеялся реально применить эти методы в телевизионном вещании, да и сейчас в "цифровые времена" перспективы также не видно (я обсудил вашу идею с некоторыми специалистами). Хотя я согласен с вами: совсем забывать их, конечно же, нельзя: пригодятся! Диалектику ведь никто не отменял.

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #3, 2007
Посещений: 23535

Статьи по теме

В рубрику "Строка курсивом" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций