Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Политическое радио через призму истории. Часть3

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Политическое радио через призму истории

Часть 3

Александр Шариков
Профессор Высшей школы экономики

Мы заканчиваем публикацию главы из книги "Радиожурналист и политика", изданной в серии "Мастер-класс радиостанции "Маяк", издательством "Аспект Пресс". Из заключительной части вы узнаете о развитии политического радиовещания в постсоветский период.

Политическое радиовещание России в постсоветский период

Кардинальные изменения в радиовещании произошли после августовского путча 1991 года, за которым последовал распад СССР, а вместе с ним исчезновение Гостелерадио и официальной цензуры. Сфера радиовещания входит в стадию быстрого количественного роста, претерпевая при этом существенные структурно-функциональные изменения, что связано с социально-экономическими реформами, проходящими в стране. Легализация различных форм собственности и предоставление широкой свободы слова привели к трем ярко выраженным направлениям в деятельности электронных СМК: реорганизации государственного радиовещания, становлению коммерческого вещания и появлению первых автономных форм некоммерческого негосударственного вещания. Эти три взаимосвязанных процесса происходят быстрыми темпами, что позволяет говорить о "радиобуме" в России. Его следствием явился ярко выраженный процесс адресно-функциональной дифференциации радиоканалов.

Первым шагом в реорганизации государственного вещания стало создание в 1990 году Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), составившей альтернативу Гостелерадио СССР. Первоначально ВГТРК организовала в 1990 году радиостанцию "Радио России", затем в 1991 году телеканал "Россия" и радиостанцию "Голос России", вещающую на русском языке на зарубежные страны, а в 1992 г. телеканал "Российские университеты" просветительской направленности. После путча 1991 года произошло разделение Гостелерадио СССР на вещательные организации во вновь образовавшихся странах. В России на базе Гостелерадио СССР была создана Российская государственная телевизионная и радиовещательная компания (РГТРК) "Останкино" федерального уровня и 88 региональных государственных телекомпаний (ГТРК). В сфере радиовещания РГТРК "Останкино" получила радиостанции "Маяк", "Радио-1", "Юность" и "Орфей", каждая из которых теперь стала вещать на отдельной частоте, а также иновещание.

В 1993 году Указом Президента РФ была создана Российская государственная радиовещательная компания "Голос России". К ней от РГТРК "Останкино" отошло иновещание. В 1995 г. Указом Президента России была реорганизована РГТРК "Останкино". На ее основе возникла Российская государственная радиовещательная корпорация (РГРК), в структуру которой вошли четыре федеральные радиостанции, ранее принадлежавшие РГТРК "Останкино". Позже РГРК была расформирована. При этом радиостанции "Маяк" и "Юность" были переданы в ВГТРК, "Орфей" включен в состав Российского государственного музыкального телерадиоцентра, а станция "Радио-1" приватизирована.

К концу 1990-х годов в России существовало четыре государственные радиостанции федерального уровня, вещающие на значительную территорию страны: радиостанция общего плана "Радио России", информационная станция "Маяк", молодежная "Юность" и радиостанция "Орфей", транслирующая симфоническую, оперную и камерную музыку. Кроме них, РГРК "Голос России" осуществляла иновещание на 38 иностранных языках на все регионы мира. Государственное радиовещание данного периода переживало кризис, связанный с быстро сокращающейся технической базой. Так, число радиоточек (а именно они чаще всего выступали трансляторами государственного радио) с 1990 года по 2000 год сократилось вдвое - с 47,0 до 23,6 млн, в результате чего охват населения радиотрансляционной сетью к 2000 году составил в целом по стране 46%, а в сельской местности -21%. Сократился и охват населения эфирным государственным вещанием. При этом государственные станции не получали лицензии на дополнительные частоты вещания. Все это привело к существенному падению их аудитории.

Становление коммерческого вещания, использующего рекламу как основной источник дохода, напротив, происходило чрезвычайно быстрыми темпами. Оно было связано в основном с созданием многочисленных музыкальных радиостанций, специализирующихся на разных сегментах популярной и рок-музыки. За 10 лет их число выросло многократно. Так, к концу 1999 года число лицензий, выданных на радиовещание в России, превысило 900. Среди них подавляющее большинство (около 800) составили локальные коммерческие музыкальные станции. Сегмент общественно-политического коммерческого вещания выглядел весьма скромно. Наиболее значимой радиостанцией общероссийского уровня в этом сегменте оставалась "Эхо Москвы".

Еще один интересный вектор в развитии радиовещания в России связан с зарубежными радиостанциями, вещающими на русском языке (зарубежное иновещание на Россию). Как и в прежние десятилетия, на территорию страны на русском языке вещают радиостанции "Голос Америки", "Русская служба Би-би-си", "Радио Свобода", "Немецкая волна" и др. Однако отношение российской власти к ним кардинально изменилось по сравнению с советским периодом. Если во времена "холодной войны" эти станции рассматривались как "агенты влияния", как "вражьи голоса" - их глушили, наказывали тех, кто их слушал, - то в Российской Федерации 1990-х годов этим станциям дали возможность беспрепятственно вещать на территории России. Некоторые из них даже установили свои передатчики на территории Российской Федерации или заключили соглашения на размещение своих радиопередач на волнах российских радиостанций. Впрочем, аудитории этих станций были весьма небольшими. С другой стороны, во многом они задали высокие стандарты журналистики, и их присутствие на российском поле заставило остальные станции, хотели они того или нет, следовать этим стандартам.

С наступлением XXI века радиовещание в Российской Федерации продолжало демонстрировать чрезвычайно быстрое развитие. За период с 2000-го по 2006 год число зарегистрированных радиопрограмм выросло в несколько раз. Согласно реестру СМИ, который ведет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), на 1 января 2007 года в стране в качестве средств массовой информации было зарегистрировано 3799 радиопрограмм всех уровней - от локального до международного.

Столь быстрый рост числа радиостанций обусловлен рядом факторов, среди которых выделим рост рекламного рынка, а также быстрый темп автомобилизации страны. Высокие темпы роста рекламных бюджетов на радио создали предпосылки для нового витка развития радиовещания в России в целом и общественно-политического радио в частности.

В начале 2000-х годов продолжилось свертывание проводного радио. Так, по данным Росстата, число радиоточек в стране с 2000-го по 2005 год уменьшилось более чем в полтора раза, а в сельской местности - более чем в три раза. Все это создавало трудности в деятельности ведущих государственных радиостанций ("Радио России", "Маяк"), которые традиционно транслируют свои программы с помощью проводного радио. В FM-диапазоне, наиболее популярном среди россиян, в 2007 году они были представлены слабо - лишь в нескольких городах.

Ландшафт радиовещания в России по состоянию на середину 2007 года выглядит следующим образом. Среди многочисленных радиопрограмм, зарегистрированных Роспечатью, лишь 18 имеют достаточно широкое распространение в пределах Российской Федерации. Это (в алфавитном порядке): "Авторадио", "Динамит FM", "Европа плюс", "Маяк", "Милицейская волна", "Наше радио", "Радио Максимум", "Радио России", "Радио Шансон", "Радио 7 - на семи холмах", "Ретро FM", "Русская служба новостей", "Русское радио", "Серебряный дождь", "Хит FM", "Эхо Москвы", "Юность", "Love Radio". Однако в этом списке преобладают музыкальные радиостанции. Российских станций общественно-политической направленности насчитывается пять (28%). Это "Маяк", "Радио России", "Русская служба новостей", "Серебряный дождь" и "Эхо Москвы". Кроме того, важную роль играют станция "Звезда FM", учрежденная Министерством обороны Российской Федерации, и иновещательная компания "Голос России".

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на 2005 год, около 97% населения России были охвачены государственным эфирным радиовещанием. "Радио России" могли принимать 96,7% россиян, "Маяк" - 92,2%. Для сравнения: охват населения коммерческим радиовещанием (численность населения, проживающего в зоне коммерческого вещания) составляет 63%. Эти показатели заметно ниже в сельской местности: охват населения вещанием "Радио России" составил 86,7%, "Маяка" - 77,1%, коммерческих станций вместе взятых -36,3%.

Таблица дает представление о количественных показателях аудитории первой десятки радиостанций, имевших достаточно широкое распространение в стране, среди городского населения России в 2006 году. Видно, что среди общественно-политических станций лишь две входили в этот список, демонстрируя высокие аудиторные показатели. Это "Радио России", лидер среди радиостанций, и "Маяк'. Негосударственные станции общественно-политической направленности оставались еще слабо представленными на федеральном уровне и не могли составить конкуренцию, с одной стороны, "Радио России" и "Маяку", ас другой - музыкальным радиостанциям. Впрочем, многие музыкальные коммерческие станции имеют в своей сетке короткие новостные выпуски (обычно не превышающие трех минут), а значит, и в их содержании просматриваются элементы общественно-политического вещания. Так, на "Русском радио", городская аудитория которого в 2006 году была почти такой же, как и у "Радио России", размещались новостные выпуски "Русской службы новостей".

В заключение

Итак, мы попытались кратко рассмотреть основные вехи в развитии политического радио в России и мире. Как оказалось, политическое радио несет в себе мощнейший потенциал воздействия на население, который в начале XXI века еще далеко не исчерпан и продолжает использоваться различными политическими силами. Более того, радио в России обретает как бы "третье дыхание", демонстрируя в 1990-2000 годах очень высокие темпы роста.


Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2008
Посещений: 15160

  Автор

 

Александр Шариков

Профессор Высшей школы экономики

Всего статей:  3

В рубрику "Гуманитарные технологии" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций