Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Расставим приоритеты: качественный телевизионный контент, а не способ его доставки

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Расставим приоритеты: качественный телевизионный контент, а не способ его доставки


Дмитрий Самохин
Генеральный директор телекомпании "НТВ-Плюс"

Дмитрий Валерьевич Самохин родился 29 сентября 1976 г. в Санкт-Петербурге. Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (диплом с отличием), стажировался в Buckinghamshire College (Великобритания) по специальности "Финансовый менеджмент". С 2002 по 2003 гг. -начальник отдела экономического развития Санкт-Петербургского филиала ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", с 2003 по 2004 гг. Д. Самохин являлся коммерческим директором ОАО "Телекомпания НТВ". С 2005 г. по настоящее время -генеральный директор спутниковой телекомпании "НТВ-Плюс", член правления ОАО "Газпром-Медиа", член совета директоров ОАО "ТНТ-Телесеть", ОАО "НТВ-ПЛЮС", ЗАО "Эхо Москвы"

— Дмитрий Валерьевич, какие способы многоканального телерадиовещания кажутся Вам наиболее перспективными? Цифровой контент, в особенности ТВЧ, требует особых методов защиты; в связи с этим сравните, пожалуйста, разные технологии распространения цифрового контента.

— По большому счету принципиальной разницы между ними нет. Разница только в том пути, который используется для доставки цифрового контента до абонента, например, через спутник, кабель, Интернет или через мобильные средства связи. Важна не технологическая разница между ними, а разница с точки зрения продаж пакетов каналов и других услуг абоненту: то есть что удобнее для некоего потенциального абонента в тот или иной момент, с одной стороны, и что экономически интереснее для оператора связи, с другой стороны, и является наиболее перспективным. Оценивать это нужно в каждом конкретном случае - ультимативно лучшего способа доставки контента не существует.

Свои плюсы и минусы, с точки зрения абонента, есть, наверное, у всех вышеупомянутых способов доставки. Спутник отличается тем, что эта технология достаточно мобильная, быстрая, она менее затратна для оператора, позволяет быстро реагировать на нужды абонентов.

Кабельный способ хорош тем, что требует от абонента минимум усилий, с другой стороны, это исключает возможность выбора другого кабельного оператора: тот, который есть в доме, тот и будет. Для кабельного оператора бизнес связан с большими инвестициями в сами сети, построение которых занимает долгий срок, их развитие связано с большим количеством трудностей не только финансового, но и административного толка.

Все что касается мобильного цифрового вещания и Интернета - на сегодняшний день это еще недостаточно технологически отработанные схемы, которые для абонента оборачиваются большим количеством неудобств, в первую очередь связанных с потерей качества. Хотя в случае с Интернетом для операторов это удобно с точки зрения невысоких стартовых затрат на вещание.

— Ваша компания — одна из первых компаний-операторов, которая стала производить собственный контент. Сейчас таких компаний появилось довольно много. Какова новая стратегия работы "НТВ-ПЛЮС" в таких условиях?

— Стратегия такова: мы продолжаем считать приоритетом производство качественного телевизионного контента. Вкладываем значительные средства в повышение качества и эксклюзивности тех телеканалов, которые мы производим на сегодняшний день. Кроме того, инвестируем средства в производство новых каналов. Другими словами, развиваемся и экстенсивно, и интенсивно. Увеличение количества компаний, которые производят контент, не повышает конкуренцию в борьбе за зрителя, потому что каналов производится все еще конечное количество, и качество многих производимых в России каналов очень невысокое. Появление большого количества игроков, которые пытаются самостоятельно производить каналы, повышает цены на контент, который используется при производстве каналов. Это большая проблема и с ней можно бороться повышением эффективности собственного бизнеса, увеличением его рентабельности.

— Чем вы руководствуетесь при создании того или иного нового канала?

— Мы руководствуемся интересами зрителя, регулярно проводим опросы и среди наших абонентов, и среди абонентов платного ТВ, а также среди тех, кто не выбрал пока оператора платного телевидения. Спрашиваем, что им интересно с точки зрения тематики, с точки зрения общих жизненных интересов, исходя из этого строим свое программирование. Интересы абонентов уже много лет стабильны, основные киты платного ТВ - кино и спорт - все еще являются интересами номер один.

Также для потенциальных абонентов очень важно количество каналов и возможность выбора между ними. Поэтому нами было принято решение в значительной степени увеличить количество каналов (как собственного производства, так и покупных), это позволяет нам дать зрителю возможность выбора из того, что ему интересно.

— Как Вы оцениваете качество нового отечественного контента (прежде всего сериалов) в его содержательной и технической части?

— Качество современного отечественного контента, в том числе и сериалов, с технической точки зрения за последние годы значительно выросло. С точки зрения творческой составляющей можно сказать, что вопросы есть, в частности связанные с тем, что большая часть контента, который сейчас производится в России, - это в основном калька с зарубежного продукта. Как правило все, что сегодня идет по российским каналам, какое-то время назад можно было видеть на различных зарубежных каналах. Важно отметить, что многие зарубежные производители контента, такие корпорации, как Sony, сейчас активно присутствуют на российском рынке телепроизводства и производят программы по своим форматам, адаптируя их для России. Очень много известных сериалов сделаны по этой схеме. Думаю, что российскому контенту пока не хватает самобытности, форматов и идей, родившихся в России и сделанных на сто процентов в России для российского зрителя.

— Какой контент сейчас экономически выгоднее: российский или зарубежный.

— На этот вопрос однозначно ответить нельзя. Операторам платного ТВ нужен и российский контент, и западный в определенной пропорции. Мы даем пакет каналов, поэтому там должно быть все. В этом смысле для нашего бизнеса важент и тот и другой.

— Каким должно быть рациональное соотношение русских, русскоязычных и зарубежных каналов?

— Интерес ко всему российскому на сегодняшний день активно растет, поэтому чем больше возможностей добавить в пакет качественные российские каналы, тем лучше.

— Как строится ваше сотрудничество с партнерами-конкурентами, напри мер, с "Акадо"?

— Будучи не только платформой платного ТВ, но и производителем большого количества телеканалов, телекомпания "НТВ-ПЛЮС" заинтересована в том, чтобы распространять их на взаимовыгодной основе. Большое количество кабельных сетей, в том числе и "Акадо", предлагают для просмотра своим абонентам некоторые из наших каналов, которые мы считаем возможным предоставить для такого показа. Цены при этом с нами согласовываются, так что мы видим в таком сотрудничестве дополнительные возможности получения дохода.

— Теоретически спутниковое ТВ удобно для малонаселенных территорий, а кабельное ТВ - для урбанистической застройки. Но у "НТВ-ПЛЮС" много абонентов и в городах, где специалисты прогнозируют быстрый рост популярности кабельного ТВ. Не опасаетесь ли вы конкуренции в связи с наступлением кабельных технологий?

— Конкуренции мы, конечно, опасаемся всегда, и не только со стороны кабельных операторов, но и со стороны тех, кто предоставляет услуги телевидения по IP, DSL-технологии, и потенциально Wi-Max, и мобильного ТВ. Но на сегодняшний день мы считаем, что для абонента самое важное - это контент. Тот, кто предложит абоненту качественные телевизионные каналы, максимально эксклюзивный телевизионный продукт, тот этого абонента и получит. Соответственно именно такой конкуренции мы опасаемся. Но не потому, что эти компании будут инвестировать в расширение своих сетей или создавать демпинг по ценам, который сегодня и так уже есть. Мы опасаемся, что они будут делать телевизионный контент, который по качеству будет конкурировать с нашим. Хотя для того чтобы добиться того качества телепроизводства, которое есть у телекомпании сегодня, нам пришлось заниматься этим более 10 лет. Понятно, что всем, кто пытается выйти на рынок производства каналов, будет очень нелегко. Большое количество качественного контента уже эксклюзивно находится у тех или иных игроков. Телевизионные бренды должны быть узнаваемы телезрителем. С этой точки зрения мы опасаемся конкуренции, но одновременно понимаем, что время у нас пока есть.

— Не планируете ли Вы некую координацию действий, например в рамках АКТР, и как на практике будет осуществляться такое взаимодействие?

— "НТВ-ПЛЮС" является членом АКТР, естественно какое-то взаимодействие, в первую очередь организационное, присутствует между всеми игроками рынка. Однако мы очень далеки от того, чтобы входить в какие-то картельные соглашения с кабельными операторами. Все-таки мы конкуренты, поэтому у каждого из нас свой бизнес, свой подход к его ведению, к абоненту; поэтому мы действуем самостоятельно.

— Сейчас много говорят о раздаче приставок населению для приема цифрового ТВ на аналоговые устройства. Но картинка на настоящем цифровом телевизоре будет значительно лучше, к тому же он предоставит множество новых опций. Не затормозит ли раздача приставок приближение настоящего цифрового будущего? Каково Ваше мнение: может быть, стоит больше говорить о новых телевизорах (в том числе ТВЧ), а не о приставках, "заедающих будущее"?

— Я думаю, что раздача приставок, как и любая бесплатная раздача чего-либо, скорее поставит больше вопросов, чем даст ответов. Даже если отвлечься от вопросов, которые остро стоят сегодня о качестве телепродукта, который получит абонент, то речь идет о том, как грамотно реализовать обеспечение населения приставками. У всех разное количество телевизоров, разное количество квартир, домов, естественно, будут обиженные, недовольные. Наверняка будет элемент, связанный с возможными злоупотреблениями. Вообще непонятно, почему все граждане должны за это заплатить из бюджета, не имея возможности выбрать модель приставки и те функции, которые она может давать. Гораздо более правильной была бы, на мой взгляд, продажа приставок населению. Тогда все смогли бы выбрать - есть необходимость покупать или нет. Конечно, льготным категориям населения нужно давать приставки бесплатно или предоставлять субсидии на покупку приставок ими самостоятельно. Точно так же как сейчас происходит с льготниками, которые получают льготы не в натуральном выражении, а в виде денег, которые тратятся на необходимое. Я думаю, что здесь должен быть такой же принцип.

— С переходом на цифровое вещание большинство каналов станут по прогнозам нишевыми, специализированными по тематике, каждый абонент сможет выбрать контент по своему вкусу. Есть ли подводные камни в этой, казалось бы, простой схеме?

— Безусловно, подводные камни есть всегда и везде. Я не думаю, что вектор однонаправленный и что все каналы будут стремиться стать нишевыми, специализированными или полностью интерактивными, когда абонент сможет сам выбирать контент для просмотра. Такой вектор, безусловно, будет присутствовать, но одновременно будут развиваться и существующие сегодня каналы. Причем продолжать развиваться они будут в том же ключе, что и сейчас - много интересного о разном, обо всем (и новости, и кино, и развлекательные программы на одном канале). Объясняется данная ситуация тем, что не все зрители хотят осуществлять осознанную деятельность по выбору того, что они предпочитают смотреть.

Например, кому-то интересно, чтобы его привели в книгохранилище и сказали, что здесь много разных интересных книг, можно пойти и выбрать. Но для того, чтобы выбрать, нужно знать, что ты хочешь, нужно знать, что представлено в книгохранилище, уметь работать с каталогами и так далее. Либо можно получить некий литературный журнал, в котором литературный редактор, которому ты доверяешь, уже выбрал самое лучшее и интересное. А если тебе хочется более подробно ознакомиться с каким-либо автором, то можно пойти в библиотеку и спросить его книгу.

Я думаю, что в телевидении принцип примерно такой же: останутся каналы широкой направленности, которые продолжат развиваться. Их предпочтут зрители, которые не хотят по ряду причин заниматься собиранием собственного канала. И появится большое количество нишевых каналов, которые будут востребованы теми, кто увидел что-то интересное на общедоступных каналах и решил узнать об этом больше.

— Чем пакет "НТВ-ПЛЮС" будет отличаться от пакетов конкурирующих кабельных компаний, у которых технологически проще организуется интерактивность?

— Интерактивность в последнее время упоминается очень многими кабельными компаниями, но, по сути, она больше нужна операторам, чем абонентам. Все-таки когда речь идет о телевидении, абонент в первую очередь заинтересован в получении качественных телеканалов. А интерактивность в большей степени полезна оператору, чтобы он мог осуществлять некое взаимодействие с абонентом, и в первую очередь по анализу его телесмотрения. Со временем мы планируем развивать интерактивность, но в настоящий момент делаем главный акцент на производство, закупку и предоставление абоненту качественных телевизионных каналов.

— Как Вы полагаете, в каком направлении будет развиваться российское многоканальное телевидение с точки зрения программирования?

— Я думаю, что определенный костяк тех или иных направлений, в которых будут развиваться каналы, уже сложился. Можно с уверенностью спрогнозировать дальнейшее развитие мощных эфирных каналов, которые предоставят зрителям смесь различных программ.

Будет расти спортивное вещание и вещание киноканалов, развиваться будут и нишевые каналы. Будем надеяться, что количество со временем будет перерастать в качество, и мы все будем получать хороший, интересный телевизионный продукт на любой вкус.

Беседу вела Евгения Дмитриева

Опубликовано: Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" #4, 2007
Посещений: 14289

  Автор

Дмитрий Самохин

Дмитрий Самохин

Генеральный директор телекомпании "НТВ-Плюс"

Всего статей:  1

В рубрику "Экономика и менеджмент" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций